Главные вкладки

    Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе
    статья (русский язык) по теме

    Оришева Елена Евгеньевна

     

        В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  индивидуальный подход, накапливается опыт работы как  с небольшими группами, так и с отдельными учениками. Не подлежит сомнению, что найденное в работе на индивидуальных консультациях с необходимыми коррективами применяется на уроках.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приоритетными задачами  обучения являются формирование позитивного отношения к учению, сохранение и укрепление психосоматического здоровья обучающихся, создание условий для развития и самовыражения индивидуальности каждого ученика. Эти задачи связаны с общей тенденцией гуманизации образования, в котором наметился переход от традиционной установки на формирование преимущественно «знаний, умений, навыков» к воспитанию качеств личности, необходимых для жизни в условиях открытого общества. Ученик рассматривается не как объект педагогических воздействий, а как субъект со своим внутренним миром, личностным потенциалом, индивидуальными возможностями и особенностями. Такие возможности предоставляет дифференцированное обучение, которое учитывает темп деятельности обучающегося, уровень его обученности,  сформированность умений и навыков и др. Осуществление дифференцированного подхода в обучении в вечерней школе - явление позитивное, заключающее в себе большой творческий потенциал.

        В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  индивидуальный подход, накапливается опыт работы как  с небольшими группами, так и с отдельными учениками. Не подлежит сомнению, что найденное в работе на индивидуальных консультациях с необходимыми коррективами применяется на уроках.

       Особенности индивидуальных консультаций определяются прежде всего всеми теми целями, которые ставятся перед ними как перед самостоятельной формой организации учебной работы. Индивидуальная консультация – это занятия, которые проводятся по мере надобности (хотя и в установленное расписанием время) с группами обучающихся или с отдельными учениками по какому-нибудь учебному вопросу. Индивидуальные консультации предназначены для тех обучающихся, которым необходимо оказать помощь, дать совет или разъяснение по тому или иному вопросу, или для тех, кто считает эту помощь для себя необходимой. Эти занятия могут быть плановыми, предусмотренными, возникшими по инициативе самих учеников.

       Практика показывает, что все-таки преобладают индивидуальные консультации плановые, т.к. самостоятельно за помощью и советом  к учителю обращается сравнительно небольшая часть тех обучающихся, которым эта помощь необходима. Чаще всего в порядке личной инициативы с вопросами  обращаются, как это ни странно, более сильные ученики: у  того, кто больше знает, и вопросов больше, больше желания проникнуть в сущность изучаемого. Разумеется, вопросы данной категории обучающихся должны быть удовлетворены, и учитель это особо учитывает и планирует свою работу с ними. Основные же усилия  направлены на организацию консультационной работы с теми обучающимися, которые по личной инициативе на внеурочные занятия не придут, хотя без этих занятий им с учебным материалом не справиться.

       Чтобы эту работу спланировать и наладить, необходимо, прежде всего, знать каждого ученика, изучить его индивидуальные психолого-педагогические особенности, учитывать возрастную, личностную характеристику,  уровень его подготовки,  пробелы в знаниях за предыдущие классы и по программе текущего года. Имеет значение и характер пробелов. Один вид занятий нужно провести, если ученик просто забыл то, что когда-то изучал и хорошо знал. Совсем другая работа потребуется с обучающимся, который в силу каких-то причин никогда не обладал знанием той или иной темы или целого раздела курса. Одна методика потребуется при занятиях с обучающимся, пропустившим текущую тему вследствие своей непосредственной работы или болезни, другая – с обучающимся, который аккуратно посещал уроки, но всё же не усвоил пройденный материал.

       Разнобой в знаниях учеников, пришедших в вечернюю школу из разных школ, учеников, пришедших  после различного перерыва в обучении, часто неодинаковых в возрастном отношении,  по русскому языку значительно больше, чем по другим учебным  предметам, и поэтому в дополнительной индивидуальной помощи нуждается немалое число обучающихся. По обилию и разнообразию различных правил  и исключений из них курс русского языка трудно сравнивать с каким-либо учебным предметом, следовательно, трудно сравнить и бесконечное разнообразие индивидуальных ошибок и пробелов при изучении этого курса обучающимися.  Поэтому учитель организовывает глубокую индивидуальную работу, систематически ведёт учет ошибок, допускаемых учениками в их письменных работах, в устных ответах, при сдаче зачетов и на уроках. Практика показывает, что наиболее простая и действенная форма учёта – завести на каждого обучающегося «индивидуальный лист», отражающий и состояние знаний, и выполняемую ими работу по ликвидации пробелов.

       На один и тот же час, отведённый расписанием для проведения индивидуальных консультаций, учитель обычно вынужден приглашать разных учеников и по разным вопросам. Кроме того, в это же время могут  явиться и  обучающие, проявившие личную инициативу. Обеспечить индивидуальный подход и добиться  высокой эффективности в таких условиях можно лишь на основе тщательной подготовки к каждому занятию и при такой организации, когда основную часть работы ученики выполняют самостоятельно. Поэтому как для приглашённых, так и для пришедших без вызова обучающихся у учителя имеется запас дидактических материалов разнообразного характера по целевым установкам и по степени сложности , тестовых заданий, учебников, справочников , словарей и т.д., в результате организовывается работа на основе индивидуализации и дифференциации обучения.

       Специфика работы в вечерней школе требует  особого подхода к обучающимся средних умственных способностей. В нашей школе много детей разных по уровню подготовленности, поэтому применение дифференцированного подхода в обучении, формирующего самостоятельность, активность в учебной деятельности обучающихся -  необходимое условие.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

    Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

    Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе

    Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....

    Доклад "Дифференцированный подход на уроках русского языка в основной школе"

    Обобщение педагогического опыта по применямой технологии дифференцированного подхода...

    Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

    Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

    мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

    Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

    Особенности организации дистанционного обучения на уроках русского языка в общеобразовательной школе (из опыта работы)

    Рассматриваются вопросы организации дистанционного обучения через образовательные платформы "Я-Класс", "ИНФОУРОК" и др....