Дифференцированное обучение на уроках русского языка.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать их пребывание в школе спокойным и комфортным, значительно снизить уровень конфликтности среди учеников,учителей и родителей. Изучение каждой темы с позиции УДО планируется так:

1. Блочная подача теоретического материала.

2. Закрепление теории(отработка умений и навыков)

3. Уроки подготовки к зачету.

4. Зачет.

5. Урок коррекции.

Данный урок- это урок подготовки к зачету по теме :"СП и виды связи между частями СП."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

                              Учитель русского языка и литературы Корнева  Галина Александровна,

                                   стаж работы 20 лет, высшая категория, МОУСОШ №3 г.Липецка                                        

Проблема УДО ( уровневая дифференциация обучения ) не является новой для школы. Однако выдвижение и развитие концептуальной идеи планирования обязательных результатов обучения позволило подойти к этой проблеме с новых позиций. Принципиальное отличие нового подхода состоит в том, что все ученики должны достичь определенного уровня подготовки по русскому языку, называемого базовым, а другие, проявляющие интерес к предмету и обладающие хорошими лингвистическими способностями, должны иметь возможность добиться более высоких результатов. Ориентация на личность ученика требует, чтобы УДО учитывала потребности всех школьников- не только сильных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом, чьи интересы лежат в других областях.

       Принципы УДО включают самый важный элемент образования – создание психологически комфортных условий , когда сознательный выбор ученика в формах работы и в формах контроля снимает дискомфорт в учении. Режим работы по данной технологии позволяет учителю работать со всеми учениками класса , не усредняя уровень знаний обучающихся, позволяя слабому ученику видеть перспективу успеха, а сильному иметь возможность творческого роста. Ученик становится субъектом процесса обучения. Ему отводится активная роль. Он не просто получает знания, а самообучается. Учитель помогает ученику получать знания , прогнозирует результаты.

Так уже на первом уроке изучения темы ученики имеют возможность ориентироваться в основных вопросах всей темы ,ее задачах, целях ( с помощью технологической карты). В ТК имеется перечень основных вопросов, заданий. Принцип открытости , а также ТК способствуют формированию такого навыка, как контроль за процессом обучения.

   В основе работы по УДО- зачетная система проверки и оценки знаний учащихся. Применяемая система включает в себя не только проведение зачетов, но и  предусматривает специальное построение системы уроков.

     Формы организации учебно-познавательной деятельности.

1.Лекция. Форма работы фронтальная. Она предполагает организацию совместных усилий всех учеников класса для достижения общей познавательной задачи. Все, что необходимо знать и уметь каждому ученику, сообщается в начале изучения темы, при этом используется технологическая карта. Учитывая специфику предмета, нецелесообразно увлекаться лекциями на уроках русского языка. Когда же она наиболее эффективна? Когда достаточно велик объем изучаемого материала. Например, при изучении тем:

«Причастие», «Наречие» ( 7 кл.) , « Виды сложных предложений» (9 кл.).

 2. Практические занятия. Цель :отработка знаний и умений по изученной теме. Групповая, индивидуальная, фронтальная формы работы по выполнению общей познавательной задачи, учебного задания. Для отработки учебного материала довольно часто применяются разноуровневые, дифференцированные задания, открытые и закрытые тесты. Практика показала, что лишь при многократном повторении основных понятий в разных методических ключах возможны хорошие результаты.

3.Подготовка к зачету. Индивидуальная и групповая формы работы. На этих уроках учащиеся могут работать над заданиями различной сложности, в зависимости от своей подготовленности.

4.Четко проверить знания каждого ученика можно на зачете. Форма работы индивидуальная. Зачет рассчитан на три уровня. Ученик сам выбирает себе задания. Первый уровень- самый простой (зачет), второй и третий – разной степени сложности ( «4» и «5»).Ученик не может приступить к выполнению заданий  2 и 3 уровней, если не справился с первым.

5.Урок коррекции. Индивидуальная и групповая формы работы.

Результаты выполнения заданий каждым учеником фиксируются в листе контроля и учета знаний. На его основе организуется целенаправленная  работа как с отдельным учеником , так и со всем классом по ликвидации выявленных пробелов. Таким образом, технология УДО предоставляет и учителю , и ученику возможность свободного и реального выбора содержания образования, снимает груз непосильных учебных требований, создает положительную мотивацию учения, дает хорошие результаты.



Предварительный просмотр:

                              МОУ СОШ № 3 г. Липецка, им. К.А. Москаленко
               Корнева Галина Александровна ,учитель русского языка и литературы                                Русский язык 9 класс ( учебник « Русский язык 9 класс»  под ред. М.М. Разумовской  )  

Тема урока: « Типы сложного предложения и средства связи между его частями»

 

Цели.                                                                                  
1. Закрепление навыка различения СП и ПП.
2. Формирование умения работать с тестами.
3. Введение понятия о классификации СП и средствах связи между их частями.
4.Формирование умения выразительного чтения СП.

                                                      Ход урока.

Орг. момент. Сообщение темы и целей урока. Повторение пройденного материала.

                                   

Тестовая работа. (Слайд №2,№3)
1.В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) щадить    
2) заняться
3) ценить
4)щелкать
2.В каком слове букв больше,
чем звуков?
1) солнце
2) вьюга
3) ясный
4)полет
3. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
1) съест
2) меньше
3) скачешь
4) поют
4. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) квартал
2) жалюзи
3) торты
4) звонит

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
1) с…мейный, ч…ловечество, оз…рять
2) к…лючий, разл…чать, выт…рать
3)п..лноценный, зал…вать, ч…стотный
4)просл…дить, расст..лать,изм…няющийся
6.В каком слове на месте пропуска пишется Е ?
1)волч..нок
2)реч..нка
3)деш..вый
4)ш..рох
7.В каком слове на месте пропуска пишется О ?
1)ж..лудь
2)береж..т
3)прож..рливый
4)вооруж..нный
8.В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
1) флаги ре..т, готов..щиеся к экзамену
2)туманы стел…тся, бор…щиеся за правду
3)рабочие стро..т, пол..т грядки
4)ненавид..щие обман, пил..т дрова

  У доски  или за компьютером работает сильный ученик. Самопроверка тестовой работы с комментированием ошибок ,если они допущены

 Вопросы классу.

- Над какими орфограммами вы работали , выполняя тестовую работу?

 - Какие разделы науки о языке мы повторили?

 -В этом учебном году мы углубленно будем изучать синтаксис и пунктуацию. Что изуча

 ют эти разделы науки о языке?

 Для того чтобы грамотно писать, нужно не только знать орфограммы, но и правильно

 ставить знаки препинания. А для этого важно умение - видеть структуру предложения.

 Вспомним, какие предложения бывают по структуре?

 Работа по блок- схеме №1 (слайд№5)

 

Слож. П.      2 и     Прост.П. 

смысл    ____            связь

                                 ин-ция  

     обычно     ,

 Приведите примеры ПП и СП, используя материалы домашней работы. На предыдущем

 уроке было задано выписать из произведений литературы по три предложения разной структуры

 Работа с предложениями( слайд№4). Спишите , расставьте знаки препинания, укажите структуру предложений.

1.Березы пожелтевшие до самых верхушек сбрасывали листву.


 2.Березы пожелтели до самых верхушек
и листья сыпались с них частым и печальным дождем.

  Объяснение нового материала. Учащимся предлагается самостоятельно прочитать    параграф и составить блок- схемы, которые помогут освоить новый материал. Затем пред

 лагается сравнить свои схемы со схемами Ю. Меженко.

 Работа по блок-схемам (сайды№6,7,8) (Комментируют сильные ученики по блокам)

Типы сложных предложений

бессоюзные       союзные               с                    

                                                различными        

                                               видами связи

Союзные предложения

ССП                      СПП

    союзы: и,а,но,или        союзы и союзные        

     не только- но и…        слова: что, где,  

                                          который, чтобы,  

                                          если и др.

ССП  [     ],   =   [     ].

                     с.с.

СПП  [     ],   =   (П.С…).

         глав.         придат.

БСП    [     ], = [     ].

Предложения с разными                  

        видами связи.

 [     ], [    ], и [    ],(который).

Работа с текстом. Списать, расставить знаки препинания, составить схемы СП, указав их тип(слайд №10).

После Константинова где детство Есенина прошло среди полей и степей четырнадцатилетний
подросток оказался вдали от дома, в школе-интернате. Утешением стала дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым. Они подолгу засиживались с приятелем у него дома иногда Есенин читал свои стихи отличавшиеся особенной легкостью.
Сегодня мы читаем есенинские стихи и они захлестывают душу своим певучим слогом.  

 

 Работу за компьютером выполняет ученик, остальные работают в тетрадях.

 Учитель обращает внимание на последнее предложение.

 Какой художественный прием используется в этом предложении?

 

   Стихи Есенина певучи , лаконичны, в них в полной мере проявляется красота нашего

 русского языка. И в этом вы сейчас убедитесь.

 Работа с предложениями (слайд№11). Выразительно прочитайте есенинские строки.

 Составьте схемы предложений, укажите их тип.

 Самопроверка (ответы высвечиваются) .

1) Гроза прошла и ветка белых роз
    В окно мне дышит ароматом.


2)  Никнут шелковые травы
     Пахнет смолистой сосной.

3)   Хорошо под осеннюю свежестью
    Душу-яблоню ветром стряхать
   И смотреть как над речкою режет
   Воду синюю солнца соха.

4)    Отговорила роща золотая
     Березовым, веселым языком
     И журавли печально пролетая
    Уж не жалеют больше ни о ком.

5)   Усталый день клонился к ночи
     Затихла шумная волна
     Погасло солнце и над миром
     Плывет задумчиво луна.

1.[       ], и [         ССП

2.[       ] ,  [       ].         БСП

3.[       ],  (как   ).         СПП

4. [       ], и [       ].        ССП

5. [       ],[      ],[       ], и [       ]. СП с              

                                              различными видами связи

                         

                   

 Творческая работа с использованием различных типов предложений по картине  «Золотая осень»  И. Левитана. Заслушиваются  работы, подводятся итоги урока.

 Дом. задание : рассказ по блок-схемам ,упр.52,повторить правописание  -Н- и –НН в прилагательных и причастиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности дифференцированного обучения на уроках русского языка в вечерней школе

В вечерней школе наряду с уроками существует  специфическая форма организации учебной работы – индивидуальные консультации,  в процессе которых осуществляется  ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка в средней школе

Методическая разработка содержит теоретические и практические рекомендации по организации дифференцированного обучения русскому языку на уроках в среднем звене....

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка

Возможность диференциации на уроках....

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчеств.2. Дифференциация заданий по объему учебного материала.3. Дифференциация учебных знаний по уровню трудности.4. Дифференциация работы по степени са...