Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
методическая разработка по теме

Ананко Анна Ивановна

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчеств.

2. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

3. Дифференциация учебных знаний по уровню трудности.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл differentsirovanie_obuchenie.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Гулькевичи

муниципального образования Гулькевичский район

Дифференцированное обучение                                                             на уроках русского языка и литературы

                                                          Выступление на педсовете

        учителя русского языка и литературы

        Ананко Анны Ивановны

    Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым ребенком и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у детей разных групп и классов. Поэтому организация  дифференцированного обучения детей обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым учеником.

     Основными способами изучения индивидуальных способностей школьников являются планомерные систематические наблюдения за учеником, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений ученика, специальные задачи. Главное же заключается в правильном  подборе методик обучения для учеников с разным уровнем знаний.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.

Рассмотрим различные способы дифференциации, которые могут быть использованы на уроках русского языка и литературы.

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества.

         Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся, например, ответы на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

         К продуктивным знаниям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия. В процессе работы над продуктивными знаниями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках литературы использую различные виды продуктивных знаний, например, нестандартные и исследовательские задания. Так при изучении темы «Пословицы и поговорки» предлагала задание выявить наличие пословиц и поговорок в заголовках статей газет, применение автором пословиц и поговорок. Это написание сочинения, письма или заметки по пословице или поговорке. Самостоятельное составление кроссвордов, загадок, вопросов для викторины, «Известные фильмы, телефильмы, мультфильмы по сказкам А.С. Пушкина»

На уроках русского языка  при изучении темы «Лексика и фразеология» предлагалось составить словарную статью «Использование диалектных, устаревших слов на Кубани, (в моей семье)».

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обученности  (3-я группа) предлагаются репродуктивные задания, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (1-я группа)уровнем  обученности - творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обученности даются задания с элементом творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным- творческие задания в новой ситуации.

Так на уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Причастие» ученикам дано задание: 3 группе составить словосочетание с причастиями, указав действительные и страдательные, 2 группе составить предложения, в которых будут употреблены причастия, указав действительные и страдательные причастия, 1 группе составить связный текст с тем же заданием.

2. Дифференциация заданий по объему учебного материала.

          Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2 и 3 групп выполняют, кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнять самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

3. Дифференциация учебных знаний по уровню трудности.

Она предусматривает :

  1. усложнение материала;
  2. увеличение объема материала.

         Как правило, дифференциация по объему может сочетаться с диффренциацией по уровню трудности. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по  содержанию с основным, например, из других разделов программы, Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задания игрового характера, Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, кроссвордов, текстов.

Приведу примеры дифференцированных заданий.

          На уроке русского языка при выполнении  упражнения дано задание : подчеркнуть основу предложения. Задание это выполняют ученики 3-х групп, 2 группа получает дополнительное задание :  синтаксически разобрать указанное предложение,  3 группа: синтаксически разобрать предложение и графически объяснить постановку знаков препинания.

        Дифференцированным может быть и домашнее задание. Так при изучении темы «Наречие» дано задание: подготовить связный рассказ о наречии- выполняют все три группы, 2-3 группы получают дополнительное задание: выписать из упражнения №198 все наречия и подчеркнуть их.

1 группа- выписать пословицы и поговорки, в которых употреблены наречия.

        На уроках литературы при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «Забытая деревня» ученики получают задания:

3-я группа – выразительное чтение стихотворения,

2-я группа – выучить стих наизусть,

1-я  группа- написать сочинение в форме путешествия в некрасовскую деревню.

4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся.

При таком способе дифференциации не предполагается различий учебных заданий для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

5. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

        Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается дозированная помощь. Наиболее распространенными видами помощи являются: 1) помощь в виде вспомогательных заданий, наводящих вопросов,     2) помощь в виде  «подсказок» (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.)

        Могут использоваться различные виды помощи:

образец выполнения задания,

схемы, таблицы,

памятки, планы,

наглядные опоры.

ВЫВОД.  Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей и возможностей. Только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

Под дифференцированным обучением понимается работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого учащегося. ...