Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы
презентация к уроку на тему

Сидорова Юлия Анатольевна

Под дифференцированным обучением понимается работа по одной программе, но на разном уровне сложности в рамках классно-урочной системы с целью развития личности каждого учащегося.  

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Сидорова Ю.А.

Слайд 2

Выдающийся педагог ХХ столетия В.А.Сухомлинский говорил: « Все дети талантливы по-своему!».

Слайд 3

Дифференцированное обучение приобретало особую значимость на различных этапах развития образования: - до середины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение); - в конце XIX века, когда дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения; - в 20-е годы ХХ века, когда В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).

Слайд 4

В России о необходимости дифференцированного обучения говорили еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников - прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам в соответствии со своими способностями и возможностями.

Слайд 5

Дифференцированное обучение – это: форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.

Слайд 6

В настоящее время в опыте работы общеобразовательных учреждениях обозначилось несколько направлений дифференциации обучения: -по образовательным целям; -по уровням выполнения заданий; -по времени обучения, времени выполнения заданий; -по содержанию обучения; -по последовательности учебного материала; -по структуре учебного материала; -по подходам к обучению; -по видам учебной деятельности; -по способам применения заданий; -по оценке деятельности.

Слайд 7

Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения: базовом, продвинутом и высоком. Базовый уровень - определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса. Продвинутый уровень - некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях. Высокий уровень - дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.

Слайд 8

При этом во всех формах дифференциация осуществляется в виде: - детерминированного обучения , при котором учитель, изучив особенности учащихся, сам определяет способы и содержание индивидуального подхода к каждому или некоторым из учащихся; - демократического обучения , при котором учащемуся предоставляется частичный выбор содержания, форм, методов, уровня обучения в рамках обязательного обучения; - открытого (гуманистического) обучения , при котором учащийся становится субъектом управления своей собственной деятельности. Он может выбирать уровень, предмет, форму, темп обучения вплоть до самостоятельного обучения при индивидуальной программе.

Слайд 9

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Слайд 10

Виды дифференцированной помощи: - Постоянная работа над ошибками на уроке и включение ее в домашние задания, предупреждение о наиболее типичных ошибках. - Индивидуализация домашнего задания слабоуспевающим учащимся. - Повторение дома материала, необходимого для изучения новой темы. - Использование слабыми учащимися при ответе составленного дома плана изложения материала или выполненной самим памяткой для ответа. - Координация объема домашних заданий, доступность его выполнения в установленное время. - Привлечение школьников к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнений. - Оказание должной помощи слабоуспевающим в ходе самостоятельной работы на уроке. -Указание правила, на которое опирается задание. - Указание алгоритма выполнения задания. - Указание аналогичного задания, выполненного раньше. - Объяснение хода выполнения подобного задания. - Указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания. - Расчленение сложного задания на элементарные составные части. - Постановка наводящих вопросов. Удачное сочетание методов и приемов, работа с сильными и слабыми учащимися дает положительный результат. Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо также соблюдение особенностей работы по вариантам.

Слайд 11

Особенности дифференцированной работы на уроках. Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях. Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения. Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве. Общая познавательная цель единая, задачи общие по теме, но каждый решает их на своем уровне.

Слайд 12

Дифференциация может осуществляться: по объему и содержанию работы по приемам и степени самостоятельности она может присутствовать на разных этапах урока (при закреплении, повторении, объяснении нового материала).

Слайд 13

Характерные особенности групп (вариантов) и задачи по работе с ними: 1 вариант- учащиеся с высокой успеваемостью, имеющие достаточный фонд знаний , высокий уровень познавательной активности, развитые положительные качества ума: абстрагирование, обобщение, анализ, гибкость мыслительной деятельности. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного умственного труда, обладают высоким уровнем самостоятельности. Поэтому, работая с ними, необходимо предусмотреть тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой трудности, соответствующих их высоким познавательным возможностям. Цель обучения - воспитание у этой группы ребят трудолюбия и высокой требовательности к результатам своей работы.

Слайд 14

2 вариант–учащиеся со средними учебными возможностями. При работе с этой группой главное внимание необходимо уделять развитию их познавательной активности, участию в разрешении проблемных ситуаций (иногда с тактичной помощью учителя), воспитанию самостоятельности и уверенности в своих познавательных возможностях. Необходимо постоянно создавать условия для продвижения в развитии этой группы школьников и постепенного перехода части из них на работу по 1 варианту. Цель обучения - развивать их способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

Слайд 15

3 вариант–учащиеся с пониженной успеваемостью в результате их педагогической запущенности или низких способностей . Цель обучения - уделить особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока I и 2 варианты работают самостоятельно, помогать усваивать правило, формировать умение объяснить орфограмму, проговаривать вслух, то есть работать с учащимися отдельно.

Слайд 16

Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы; решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат; становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.

Слайд 17

Используя дифференцированный подход в обучении, я заметила динамику развития учащихся по следующим показателям: интерес к учению; поиск познавательной деятельности; развитие общения друг с другом; взаимообучение и самообучение;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках русского языка.

Урок по теме:"Сложное предложение. Виды связи между частями СП". Разработан на основе УДО. Использование этой технологии позволяет существенно повысить положительную мотивацию учения у детей, сделать ...

Технология дифференцированного обучения на уроках русского языка и литературы.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей и  умений.  Как...

мастер-класс по теме: "Дифференцированное обучение на уроках русского языка или "обучение по одиночке"

Качество знаний учащихся при традиционной системе обучения давно вызывает всеобщую тревогу. Сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы приводит к формализму в оценке деятельн...

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Одной из важных задач в работе  учителя  является развитие  реальных  учебных  возможностей учеников в процессе обучения. Для успешного решения ...

Дифференцированное обучение на уроках русского языка и литературы

1. Дифференциация учебных заданий по уровню творчеств.2. Дифференциация заданий по объему учебного материала.3. Дифференциация учебных знаний по уровню трудности.4. Дифференциация работы по степени са...