Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Корнилова Жанна Валерьевна

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_8_kl_rus.docx36.92 КБ
Файл otkrytyy_urok_8_kl.pptx516.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 8-А классе на тему: «Обособленные члены предложения. Обособленные определения».

Цель: способствовать усвоению понятия об обособленных определениях; способствовать формированию умения находить условия обособления определений.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- дать понятие обособления, роли обособленных членов в предложении;

- систематизировать имеющиеся знания и способствовать усвоению новых о постановке знаков препинания при обособленных определениях.

  1. Развивающие:

-содействовать развитию умения работать с новой теоретической научной информацией, применяя её на практике.

  1. Воспитательные:

-создать условия для усвоения для усвоения духовно-нравственных категорий: любовь к родной природе;

- формировать эстетический вкус учащихся, приобщая их к чтению образцов художественной литературы.

Планируемые результаты:

Личностные:

-умение работать в парах;

- умение анализировать и отбирать информацию;

Метапредметные:

-Умение организовать свою деятельность, определять её цели, умение вести самостоятельный поиск;

- повышение грамотности и культуры речи

Предметные:

-интонационно правильно произносить предложения с обособленными членами;

-различать основные признаки обособленных членов предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

Изучение нового материала.

 

ХОД УРОКА.

  1. Организационный этап. Приветствие, организация внимания
  2. Определение темы и целеполагание (ставят учащиеся).

Слайд 1.

Учитель. Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор
(знаки препинания не расставлены).

  1. И звезды слушают меня лучами радостно играя.
  2. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом.
  3. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей.
  4. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.

Уч-ся. «Лишним» является 4 П., т. к. все остальные осложнены обособленными членами П-я.

Учитель.Какие же конструкции будем мы изучать на уроке, т. что станет темой нашего занятия?

Обособленные члены предложения)

Учитель.Запишите  в тетрадях число, тему урока и эпиграф.

Слайд 2.

Обособленные члены предложения.

Знаки препинания служат

нотами при чтении

Учитель. Прочитайте, пожалуйста, слова А. П. Чехова и сопоставьте с темой урока.

Как вы понимаете значение слова «обособленный»?

(Уч-ся высказываются)

Слайд 3.

Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова).

Однокоренные слова: особа, особенный, обособленный.

Обособление – это выделение. (Запишем в тетрадь данное определение).

Ну и в соответствии со всем вышесказанным, давайте определим цель нашего занятия.

Цель: попытаться научиться правильно расставлять ЗП в предложениях с обособлениями.

 III. Актуализация опорных знаний

Учитель. Ну а чтобы узнать, для чего в речи используются обособленные члены предложения, проведем эксперимент: откройте, пожалуйста, учебник на стр. 82 упражнение 89.

Слайд 4.

Прочитайте предложения 1 столбика сначала с обособленными членами, затем без них. Сделайте выводы об их функциях.  Для чего используются в речи обособленные члены предложения?

( Уч-ся делают выводы о функциях обособления)

Слайд 5.

  • Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части.
  • Насыщает предложение экспрессивным характером.

Обособленные члены дополняют, уточняют, конкретизируют предложение. (Запишем в тетрадь).

? А какие члены предложения могут быть обособленными?

-Обособленные определения, обособл., приложения, обособл. дополнения, обособл. обстоят-ва и уточняющие члены.

Учитель. Каждый из этих видов будет нами изучен, но сегодня мы с вами обратим особое внимание на обособленные определения. 

IV. Мотивация.

 Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых.  

Слайд 6.

  1. Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря.
  2. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой.
  3. Уставший от волнения, я крепко уснул.
  4. Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.

 (Выслушиваются ответы учащихся).

Слайд. 7.

 Проблемный вопрос:
почему  в прочитанных вами предложениях поставлены запятые, т. е. почему  определения обособлены?
Можем ли мы ответить на этот вопрос?

(Нет, эта тема ещё не изучена нами, поэтому я подготовила для вас памятки (приложение № 1), которые лежат на ваших столах, также можете открыть и использовать материал параграфа 37 учебника.

Слайд 8.

V. Работа с учебником.

Согласованные и несогласованные определения    выделяются

на письме, т. е обособляются, если они:

I. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;

II. Несут  дополнительную смысловую нагрузку, уточняют;

III. Стоят после определяемого слова;
IV.
1)относятся к личному местоимению,
2)имеют добавочное  обстоятельственное    значение;
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

 Учащиеся зачитывают тезисы и подбирают к ним подходящие примеры.

 VI. Тренировочные упражнения.

Учитель. Ребята, попытайтесь теперь сами объяснить постановку запятых, подбирая к каждому предложению одно  из записанных в памятке объяснений.

Слайд 9.

1.Юный лес,/ в зеленый дым одетый/,тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

(Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова).

2. На ручей,/ рябой и пестрый /,

за листком летит листок.

  (Выражены двумя или более согласованными определениями, стоящими после определяемого слова).

3. Была ненастная погода ,/ хмурая.

(Одиночное, несет смысловую нагрузку, уточняет).

Слайд 10.

4. Мы , /квалифицированные врачи/, обязаны помогать людям.

(Относятся к личному местоимению).

5. /Перепачканный краской /, малыш выглядел смешно.

 (Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение (будучи)

6. Окаймлён летучей пеной/,днём и ночью дышит  мол.

(Оторваны от определяемого слова).

??? Как вы думаете, в текстах каких стилей чаще всего используются обособленные обстоятельства? 

!!!Уч-ся. Они очень широко применяются в художественной литературе и в публицистическом стиле, обособленные члены предложения  помогают писателю более ярко передать чувства и переживания.

Учитель. Наш следующий этап – практическая работа по тексту Б. Полевого публицистического стиля.

 VII. Систематизация изученного на уроке.

Слайд 11.

Практическая работа в парах (по тексту Б. Полевого, который лежит у каждого на парте.)

Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях,

расставьте знаки препинания, работая в парах.

В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма.

…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.

Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди девочку, спасённую им.

Сержант Николай Масалов был опытным воином, прошедшим войну. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, он был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

Словарная работа по тексту Б. Полевого:

- возвышается – стоит, выделяясь среди чего-нибудь своей высотой;
- попирает – (попрать – грубо нарушить), здесь в значении – наступил на обломки разрубленной свастики,
- свастика – знак в виде креста с загнутыми под прямым углом концами – эмблема фашизма, ставшая символом варварства и насилия.

Слайд 12.

Учитель.Ребята, все мы знаем, что в 2015 году наша страна 70-летие победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. На мой взгляд, главными словами, завершающими наш урок должны стать известные всем строки «Никто не забыт, ничто не забыто…», как и подвиг советского солдата, сражавшегося за Волгоград, Минск, дошедшего до Берлина, о котором  рассказал известный  писатель Борис Полевой. А скульптор Е. Вучетич создал

 проект памятника.Через много лет после войны  разыскали солдата, а он и не знал, что имеет прямое отношение к памятнику.

 VIII.Рефлексия.

  • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?

IX. Выставление мотивированных оценок.

 X. Домашнее задание. (См. задание на слайде 13)

1)Упражнение 95.

2)Напишите сочинение-миниатюру на тему «Весенний день» с использованием 8-10 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

Приложение  № 1 (памятка).

Согласованные и несогласованные определения    выделяются

на письме, т. е обособляются, если они:

I. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова;

II. Несут  дополнительную смысловую нагрузку, уточняют;

III. Стоят после определяемого слова;
IV.
1)относятся к личному местоимению,
2)имеют добавочное  обстоятельственное    значение;
3) отделены от определяемого слова другими членами предложения.

 

 

Приложение № 2.

 Объясните, какие члены предложения нужно обособить в данных предложениях, расставьте знаки препинания, работая в парах.

В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам  погибшим при штурме города. Это монумент славы армии освободившей Европу от фашизма.

…На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику.

Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди девочку спасённую им.

Сержант Николай Масалов был опытным воином   прошедшим войну. Потерявший в войну своих близких расстрелянных фашистами он был ранен в поверженном Берлине спасая жизнь чужому немецком ребёнку.

Задание:

 1) объясните правописание слов « спасённую» и «поверженном»;

 2) определите лексическое значение слов, выделенных курсивом;

.

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Какое предложение «лишнее»? Объясните свой выбор ( знаки препинания не расставлены) . И звезды слушают меня лучами радостно играя. Поля покрытые росой наполняли воздух нежным ароматом. В тихой воде дробясь отражаются огни кораблей. В утренней капле воды отражается весь радужный мир.

Слайд 2

Знаки препинания служат нотами при чтении . А.П. Чехов Двенадцатое марта. Классная работа. Обособленные члены предложения .

Слайд 3

Значение слова обособление Обособиться – как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу. (из «Толкового словаря» С. И. Ожегова). Однокоренные слова : особа, особенный, обособленный . Обособление – это выделение .

Слайд 4

Упражнение 89. Прочитайте предложения 1 столбика сначала с обособленными членами, затем без них. Сделайте выводы об их функциях . Для чего используются в речи обособленные члены предложения?

Слайд 5

Функции обособления Предоставление дополнительной характеристики лица, предмета или действия. Предложение наполняется уточняющим смысловым наполнением, т. к. детально объясняет то, о чем говорится в основной его части. Насыщает предложение экспрессивным характером.

Слайд 6

Прочитайте предложения, выскажите свое мнение о правильности или неправильности постановки запятых. Бабочки, привлечённые светом, кружились около фонаря. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. Уставший от волнения, я крепко уснул. Молодой и счастливый, бродил он всю ночь по незнакомому городу.

Слайд 7

Проблемный вопрос: почему в прочитанных вами предложениях поставлены запятые, т. е. почему определения обособлены? Можем ли мы ответить на этот вопрос?

Слайд 8

III. Стоят после определяемого слова; IV. 1)относятся к личному местоимению, 2)имеют добавочное обстоятельственное значение; 3) отделены от определяемого слова другими членами предложения. Согласованные и несогласованные определения выделяются на письме ,т. е обособляются, если они: I . Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова; II. Несут дополнительную смысловую нагрузку, имеют уточняющее значение;

Слайд 9

1 .Юный лес ,/ в зеленый дым одетый/, тёплых гроз нетерпеливо ждёт. Выражены причастным оборотом, находящимся после определяемого слова. 2. На ручей ,/ рябой и пестрый /, за листком летит листок. Выражены двумя или более согласованными определениями, стоящими после определяемого слова. 3. Была ненастная погода , / хмурая. Одиночное, несет смысловую нагрузку, уточняет. Согласованные определения обособляются, если:

Слайд 10

4 . Мы , /квалифицированные врачи/, обязаны помогать людям. Относятся к личному местоимению. 5 . / Перепачканный краской /, малыш выглядел смешно. Стоят перед определяемым словом и имеют обстоятельственное значение (будучи) 6 . Окаймлён летучей пеной / ,днём и ночью дышит мол . Оторваны от определяемого слова

Слайд 11

Практическое задание (работа в парах) Задания по тексту: 1) объясните правописание слов « спасённую» и «поверженном»; 2) расставьте знаки препинания, объяснив условие обособления; 3) определите лексическое значение слов, выделенных курсивом.

Слайд 12

70-летие победы в Великой Отечественной войне. «Никто не забыт и ничто не забыто….» О подвиге солдата, сражавшегося за Волгоград, Минск, дошедшего до Берлина, рассказал известный писатель Борис Полевой. Скульптор Е. Вучетич создал проект памятника. Через много лет после войны разыскали солдата, а он и не знал, что имеет прямое отношение к памятнику.

Слайд 13

Домашнее задание (по выбору ) 1)Упражнение 95. 2)Напишите сочинение-миниатюру на тему «Наша Великая победа» с использованием 8-10 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте). 3) Выпишите из повести И. С. Тургенева «Ася» (см. учебник литературы) 7-8 простых или сложных предложений с обособлениями (графически их обозначьте).

Слайд 14

Спасибо за урок! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

конспект урока с презентацией на тему "Обособленные определения".

Конспект урока с презентацией на тему "Обособленные определения" 9 класс...

Урок русского языка на тему: "Обособленные члены предложения"

Данная разработка представляет урок обощения материала по теме : "Обособленные члены предложения". Рассчитана на 2 часа....

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Урок-практикум по теме "Обособленные члены предложения" для учащихся 8 класса нацелен на обобщение и проверку полученных учащимися по данной теме знаний.  Материалы урока позволят учащи...

Конспект урока и презентация по теме "Обособленные обстоятельства"

Учебные материалы включают в себя конспект урока и презентация по теме "Обособленные обстоятельства". Используется цифровая технология с применением на уроке голосового помощника и плат...

Урок систематизации ЗУН по теме "Обособленные члены предложения"

Урок систематизации знаний, умений и навыков рассчитан на учеников 8 класса. Способствует формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся....