Урок русского языка на тему: "Обособленные члены предложения"
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) по теме

Кульшина Надежда Кашалиевна

Данная разработка представляет урок обощения материала по теме : "Обособленные члены предложения". Рассчитана на 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ru_8_razrabotka.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс, русский язык

      Тема: «Обособленные члены предложения»

      Тип урока: обобщение изученного материал , 2часа

  Цель урока: проверить знания учащихся по изученной теме.

      Оборудование:

1.Учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Т. А. Ладыженской

 2.  Раздаточный материал

3. Технологическая карта урока

4. Презентация к уроку

План урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы и цели урока
  3. Ознакомление с ТК урока
  4. Обобщение изученного
  5. Подведение итогов урока

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

Повторить термины, презентация

 Виды обособленных членов предложения

Обособленные                 Обособленные                   Обособленные

второстепенные               члены предложения        члены предложения

члены предложения         со значением                     со значением

со значением                       сравнения                         уточнения,

добавочного сообщения                                                присоединения

обособленные                      сравнительные                уточняющие члены

определения и                      обороты                           предложения

приложения

обособленные                                                               присоединительные

обстоятельства                                                              члены

                                                                                       предложения

обособленные                                                    

дополнения

Обособление    -----    это смысловое и интонационное выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную самостоятельность, особую значимость в высказывании.

Обособленные второстепенные члены предложения со значением добавочного сообщения имеют признаки:

  1. смысловые:  вносят в предложение дополнительное значение
  2. грамматические: являются членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами, дополнениями)
  3. интонационные: произносятся с особой выделительной интонацией
  4. пунктуационные: на письме выделяются запятыми.

Выделительные знаки препинания

     Цели урока: (формулируют ученики по ключевым словам)

Знать: знать понятия «обособленное определение», «обособленное приложение», «обособленное обстоятельство»

Понимать: понимать условия постановки знаков препинания при обособлении

Применять: находить в тексте обособленные члены предложения и объяснять постановку знаков препинания; расставлять знаки препинания при обособленных членах предложения, находить грамматические и пунктуационные ошибки

Анализировать: анализировать тексты с точки зрения целесообразности использования в них конструкций с обособленными членами,

составлять предложения и тексты, используя конструкции с обособленными членами предложения

Оценка: осуществлять самооценку выполняемых заданий.

- Ребята, сегодня мы обобщим изученное по теме «Обособленные члены предложения».  В течение урока каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться определённым количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.

3. Ознакомление с технологической картой урока.

- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.

- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.

- Ознакомьтесь с тем, как набранный балл переводится в отметку.

4.Обобщение изученного.

А) 1  этап (знание). Презентация

- Прочитайте задания ПЕРВОГО этапа. Задания помогут увидеть, как хорошо вы знаете теорию.

- Посмотрите, сколько баллов  можно получить за каждое. Выберите то задание, которое вам по силам. Выполните его на распечатках.

- В технологической карте урока в графе «Мои баллы» впишите заработанный вами балл.

1 этап

Задание 1. Соотнести строки таблицы

1. обособленные однородные определения

а) Хлестакова, мелкого чиновника, приняли за важную птицу

2. обособленное обстоятельство

б) Лил дождь, косой и крупный

3.обособленное приложение

в) Он вышел на палубу, заставленную ящиками

4.обособленное  распространенное определение

г) Холмы и долины уходили вдаль, меняя цвета и оттенки

Задание 2. Соотнести строки таблицы, указать, чем выражено обособление; вспомнить, какие случаи обособления здесь не приведены.

Проверка.

Задание 1:  1-б, 2-г, 3-а, 4-в

Задание 2: 1-б, 2-г, 3-а, 4-в

а) распространенное приложение после имени собственного

б) однородные определения, стоящие после определяемого слова

в) обособленное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова

г) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом

Не хватает:

- Обособляются определения и приложения, относящиеся к личному местоимению. (Изумленный, он не сразу нашел ответ.  Я, ваш старинный сват и кум,  пришел мириться к вам.)

- Обособляются определения с дополнительным обстоятельственным значением (Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой)

Б) 2  этап (понимание).

- Второй этап покажет, насколько хорошо вы понимаете тему.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как оценивается каждое. Выберите, какое задание вы будете выполнять.

(После выполнения  заданий проводится фронтальная проверка).

- Впишите в технологическую карту те баллы, которые заработали вы.

2 этап

Задание 1. Расставьте, где нужно,  знаки препинания в предложениях.

Задания 2. Распределите предложения в 2 столбика: с обособленными и необособленными членами предложения, поставив необходимые знаки препинания, объясните распределение.

1.Распластав белые крылья пролетает над тундрой сова.

2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

3. Мы слушали затаив дыхание.

4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.

5. Ребята расставаясь обменялись адресами.

6. Мы внуки старались чаще навещать бабушку.

7. Монголов прирожденных всадников учат сидеть на лошади с раннего возраста.

8. Не вставайте, отвечайте сидя.

Проверка.

1.Распластав белые крылья,  пролетает над тундрой сова.

2.Она бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

3. Мы слушали,  затаив дыхание.

4. Выдающийся ученый Ломоносов проявил себя в различных областях знания.

5. Ребята, расставаясь,  обменялись адресами.

6. Мы, внуки,  старались чаще навещать бабушку.

7. Монголов, прирожденных всадников, учат сидеть на лошади с раннего возраста.

8. Не вставайте, отвечайте сидя.

В) 3  этап (применение)

- Третий этап покажет, как хорошо вы умеете применять знания на практике.

- Ознакомьтесь с заданиями. Посмотрите в технологической карте, как оцениваются эти задания. Выберите то задание, которое вы можете выполнить.

(Проверка или с помощью графопроектора, или с помощью компьютера. Ученики сверяют свои ответы с образцом. Анализируем ошибки.)

- Общее количество баллов впишите в технологическую карту.

3 этап

Задание 1. Расставить знаки препинания в предложениях.

Задание 2. Расставить знаки препинания в предложениях, сделать графический разбор последних 3 предложений.

Привлеченные светом бабочки кружились около фонаря.

Тимирязев замечательный ботаник открыл закон жизни растений.

Сергей вышел потирая руки и кивнув мне уселся рядом.

Тип остановился и прислушиваясь к удаляющимся шагам пошел дальше.

Данко бросился вперед высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Проверка.

Привлеченные светом,  бабочки кружились около фонаря.

Тимирязев, замечательный ботаник, открыл закон жизни растений.

Сергей вышел, потирая руки, и, кивнув мне, уселся рядом.

Тип остановился и, прислушиваясь к удаляющимся шагам, пошел дальше.

Данко бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.

Г) 4  этап (анализ).

- При выполнении заданий этого этапа вам надо будет проанализировать предложенный материал, дать ответ и  аргументировать свой выбор.

- Прочитайте задания, посмотрите в технологической карте, сколько баллов ставится за каждое. Выберите посильное для себя задание.

4 этап

Задание 1.

а) Замените выделенную часть предложения причастием

В 1825 году в Москве состоялось открытие нового театра, который возвели на месте сгоревшего в 1812 году Петровского театра.

б) замените выделенную часть деепричастным оборотом

По приезде из-за границы художник устроил выставку своих работ.

Задание 2. Выполните задание А на раздаточном материале.

А. прочитайте текст, в котором допущены ошибки, и выполните задания А1, А2.

        В залах музея, разместившегося в старинном особняке, тишина и прохлада. На стеллажах с книгами, стоящими вдоль стен, ни одной пылинки.

        От заведующей музеем – Ирины Николаевны Соболевой, мы узнали много интересного о жизни писателя. Совсем недавно были обнаружены рукописи неоконченного  романа, считавшиеся утраченными.

А1 Найдите пунктуационную ошибку и объясните, в чем она заключается.

А2 Объясните, какая грамматическая ошибка содержится в этом тексте и как ее следует исправить:

Проверка.

Задание 1.

1. ....театра, возведенного на месте.....

2. Приехав из-за границы, художник...

Задание 2.

1. От заведующей музеем – Ирины Николаевны Соболевой – мы...

или

От заведующей музеем, Ирины Николаевны Соболевой, мы...

2. на стеллажах (каких?) с книгами, стоящих вдоль стен, ...

- Заполните технологическую карту.

Д) 5  этап

Задания 5 этапа сдаются на проверку.

- На этом этапе урока вам надо самим составить предложения и текст по изучаемой теме.

- Прочитайте задания. Посмотрите в технологической карте, как они оцениваются. Выберите то задание, которое вы будете выполнять.

5 этап (оценивают эксперты)

Задание 1. Выполнить задание Б раздаточного материала (распространить предложении обособленными членами)

Задание 2. Д/з   Написать сочинение о весне, используя обособленные члены предлжения.

Задание 1 (Б). Распространите предложения составленными вами обособлениями. Запишите полученные варианты.

1)Море (обособленные  определения) уснуло. 2) (Обособленные определения) оно слилось там с синим небом и крепко спит (обособленное обстоятельство). 3) Горы (обособленное определение) подняли свои вершины в синюю пустыню над ними. ( По М.Горькому)

Задание 2 (В).

    Д/з  Написать сочинение о весне, используя обособленные члены предложения.

5. Итог урока.

- Что повторяли сегодня на уроке?

- Оцените свою деятельность на уроке, закончив предложения:

        1.Было трудно…

        2.Было интересно…

3.Теперь я могу…

4.Я бы хотел …

Технологическая карта урока

Фамилия, имя ученика (цы)………………………………………….

Первый этап  (знание)

баллы

мои баллы

примечания

Я соотнес верно примеры в таблице

с помощью ОК

1

Я соотнес верно примеры самостоятельно.

Я подобрал требуемые примеры

2

2

Второй этап (понимание)

баллы

мои баллы

Примечания

Я расставил знаки препинания, где это нужно, опираясь на ОК

5

Я распределил примеры на 2 группы, понимая, почему так, без опоры на ОК

8

Третий этап (применение)

баллы

мои баллы

Примечания

Я расставил знаки препинания, иногда с опорой на ОК

10

Я расставил знаки препинания самостоятельно.

Я сделал графический разбор трех предложений.

12

3

Четвертый этап (анализ)

баллы

мои баллы

примечания

Я составил причастный оборот.

Я составил деепричастный оборот.

2

2

Я нашел пунктуационную ошибку.

Я нашел грамматическую ошибку.

4

4

Пятый этап  (проверяется экспертами)

баллы

мои баллы

примечания

Я распространил все предложения

9

Я написал сочинение, используя предложения с обособленными членами предложения.

Д/з

Мои баллы…………..

Максимальное количество за урок – 48 баллов

«5» - 40 – 48 баллов

«4» - 30 – 39 баллов

«3» - 19 – 29 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Имя существительное как член предложения"

разные формы работы по теме урока, подготовка к экзаменам...

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8бЦель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...

Урок русского языка по теме "Обособленные члены предложения" 8 класс

Урок-практикум по теме "Обособленные члены предложения" для учащихся 8 класса нацелен на обобщение и проверку полученных учащимися по данной теме знаний.  Материалы урока позволят учащи...

Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку

Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...