Технологическая карта урока русского языка (ФГОС) Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Моисеева Нина Михайловна

Класс: 8б

Цель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.

Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения» после тем: «Обособленные определения», «Приложения», «Обособленные обстоятельства», «Сравнительный оборот».

Метод: совместное решение учебных задач

Учитель: Моисеева Нина Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка (ФГОС)

Тема: «Обособление уточняющих членов предложения»

Класс: 8б

Цель урока: сформировать УУД по различению уточняющих членов предложения от других обособленных членов предложения.

Данная тема является предпоследней в разделе «Обособленные члены предложения» после тем: «Обособленные определения», «Приложения», «Обособленные обстоятельства», «Сравнительный оборот».

Метод: совместное решение учебных задач

Учитель: Моисеева Нина Михайловна

                Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

  1. Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

Включение в деловой ритм урока.

приветствие

Подготовка класса к работе: разделение на группы

Личностные : самоопределение;

Регулятивные : целеполагание;

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Актуализация знаний ( ситуация успеха) и фиксация затруднений в деятельности

На экране текст ( см. приложение №1)

Ставят цели, объясняют постановку знаков препинаний.

Например: словно взлетая – деепричастный оборот – обстоятельство.

Золотисто – серых – обособленное определение.

И т.д.

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

Логические :анализ объекта с целью выделения признаков.

  1. Постановка учебной задачи

Активизирую знания учащихся;

Создаю проблемную ситуацию:

В тексте есть  предложение с обособленным уточнением.

Записываю вопросы учащихся на доске ( на интерактивной)

Испытывают затруднения :

 задают (формулируют)вопросы

появляются гипотезы:

«к небосклону» - это приложение?

- варианты ответов.

- приложение – определение (какой?), выраженное именем сущ.

Но!

Ставят перед собой учебную задачу:

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные : постановка вопросов;

Общеучебные : самостоятельное выделение (формулирование) познавательной цели;

Логические: формулирование проблемы.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Совместное решение учебной задачи

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации: может, попробуем определить , к какому слову относится этот обособленный член предложения?

Как можно назвать такие обстоятельства?

Составляют план достижения цели и определяют средства ; ищут выход из затруднения; выдвигают версии, варианты, гипотезу.

Приступают к преобразованию материала.

- существительное с предлогом «к небосклону» - не явл приложением, т.к. отвечает на вопрос где?

- это обстоятельство

- относится к слову «далее»;

- автор  уточняет, конкретизирует обстоятельство ;

формулируют     ( уточняют) тему урока: «Уточняющие члены предложения»

Регулятивные : планирование, прогнозирование;

Познавательные : моделирование;

Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

  1. Первичное закрепление

Устанавливает осознанность восприятия;

Как вы думаете, все ли обстоятельства можно уточнять? Нужно выяснить?

Открываю слайд №2 (см. приложение №2).

Задание: найдите уточняющие члены предложения . Определите, что они уточняют: как узнать?

Первичное обобщение.

Как вы будете различать уточняющие члены предложения от других обособленных членов?

Нужен способ различения?

Составьте самостоятельно несколько предложений с уточняющим членом предложения.

- Да, нужно выяснить!

Обсуждают в группах, преобразовывают материал и приходят к выводу: зависит от вопроса: можно уточнять место, время, образ действия.

Вывод:

Где?- обстоятельство места

Когда?- обст времени

Как?- обст образа действия

- Да!

Определяют средства (алгоритм, модель, схему) различения уточняющих членов предложения от других обособленных членов.

(обсуждение в группах)

Примерный способ:

  1. Определить, к какому сущ относится.
  2. Что Уточняют, конкретизируют : место, время, образ действия?
  3. Обособить.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма ( способа действия) вслух.

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция;

Общеучебные : умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия;

Коммуникативные : управление поведением партнера ( контроль, коррекция, оценка действий).

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организую деятельность по применению новых знаний: упражнение из ученика

Самостоятельная работа;

Осуществляет самопроверку: пошаговое сравнение с эталоном.

Возможна взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению; осознание качества и уровня усвоения;

Личностные : самоопределение.

  1. Рефлексия деятельности  (итог урок )

  1. Д  /з.упр. №343

Организую рефлексию

В домашней работе есть предложения с уточняющими дополнениями!

Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

На следующий урок придут с вопросами

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные : рефлексия;

Личностные: смыслообразование.

Приложение №1

слайд №1

Но вот опять хлынули играющие лучи, и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто – серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами так лучезарны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплом. (И.С.Тургенев.)

Слайд №2

  1. Поезд прибывает поздно, после полуночи.
  2. Высоко, под крышей, светилось маленькое окошко.
  3. Он наивно, по-детски, вытер пальцами глаза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Однородные члены предложения"

Технологическая карта урока, презентация урока по теме "Однородные члены предложения и обобщающее слово при них"...

Урок русского языка в 8 классе. Уточняющие члены предложения. Знаки препинания.

Урок русского языка в 8 классе. Знакомство с новой темой....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Бессоюзное сложное предложение» 9 класс

Технологическая карта урока на тему: "Сложное бессоюзное предложение" в 9 классе. Обозначены цели ученика и учителя. Определены формы деятельности и УУД....

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» согласно требованиям ФГОС.

Данный конспект урока русского языка для 5 класса по теме: «Самостоятельные и служебные части речи» разработан согласно требованиям ФГОС.Цель: создать условия для формирования  представления...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Морфемный разбор слова" в соответствии с ФГОС (УМК Е. Быстровой) 5 класс.

Использование системно-деятельностного подхода как одного из важнейших принципов построения урока в соответствии  с ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме «Обособление согласованных распространенных и нераспространенных определений».

Пояснительная запискаРаздел-«Обособленные члены предложения» (16 ч.)Блок- «Обособленные определения и приложения» , урок 2 из 6-ти.Тема: «Обособление согласованных распространенных и нераспространенны...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Повторение изученного по теме «Бессоюзное сложное предложение» (инклюзивное обучение)...