Урок систематизации ЗУН по теме "Обособленные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Пак Светлана Александровна

Урок систематизации знаний, умений и навыков рассчитан на учеников 8 класса. Способствует формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya_.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленные члены предложения

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация знаний с введением новых сведений по теме)

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся об обособленных членах предложения и знаках препинания при них. Проверка знания теоретического материала по теме, формирование  умения расставлять знаки препинания в предложениях с обособленными членами, использование  указанных конструкций в связной речи.

Ззадачи урока:

1. Повторить и систематизировать сведения об обособленных членах предложения.

2. Знать признаки обособленных членов предложения, изобразительно-выразительную роль данных конструкций.

3. Уметь находить, определять их синтаксическую роль, составлять схемы, конструировать предложения с обособленными членами предложения.

4. Развивать речь учеников, интерес к языку, воспитывать коммуникабельность.

Планируемые результаты: Называть основные признаки обособленных членов предложения. Правильно использовать в предложениях. Устанавливать связь, рассуждать и делать выводы: предложения с обособленными членами  как средство художественной выразительности; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Личностные УУД: проявление учебно-познавательного интереса к русскому языку.

Предметные результаты обучения: выявлять и знать обособленные члены предложения при изучении темы; знать основные правила работы на уроке.

Метапредметные результаты

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
  • Оценивать работу одноклассников;
  • Получать различную информацию из различных источников.

Образовательный аспект: 

  • Проверить степень усвоения материала по теме "Обособленные члены предложения", выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;

Развивающий аспект: 

  • Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

Коммуникативной: владеть основными приемами устной и письменной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Информационной: использовать источники знаний разного типа (презентации, иллюстрации и др.);

Учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные знания для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

Социальной: определять свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

Рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя затруднения, корректировать знания, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная,
в группах.

Оборудование: презентация,  учебник,  рабочие тетради.

        Глядя на мир, нельзя не удивляться!

        Козьма Прутков

I. Работа с эпиграфом.

-Прочитайте эпиграф к нашему уроку. Согласны ли вы с этим утверждением? Что сегодня вас удивило? (ответы учащихся)

-Мир в его многообразии действительно достоин удивления. Запишите эпиграф, проанализируйте его с точки зрения строения, пунктуации. Что можно отметить?

Комментируем, графически обозначая особенности строения: простое повествовательное предложение, восклицательное, односоставное, безличное; сказуемое выражено словом категории состояния нельзя с примыкающим инфинитивом, предложение распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, которое выражено деепричастным оборотом.

-Что вам известно об авторе этого высказывания?

-На уроке мы больше узнаем об авторе этого афоризма, повторим материал об обособленных членах предложения, закрепим умение пунктуационного оформления обособленных членов предложения.

Записываем тему урока.

II. Работа с текстом о Козьме Пруткове. Текст записывается под диктовку.

    1)Жил в  19 веке писатель, которого никогда не было. 2)Биография была, книги, написанные ярко и образно, были, а его, ироничного и немного самовлюблённого, никогда не было. 3) Имя этого писателя- Козьма Прутков. 4)Под этим именем, интересным псевдонимом, писали юмористические произведения Алексей Константинович Толстой и братья Жемчужниковы. 5)Наряду со стихами и драмами, Козьме Пруткову принадлежат глубокомысленные изречения, прочно вошедшие в нашу речь. 6)Именно он утверждал, что счастье находится в руках самого человека: «Если хочешь быть счастливым, будь им».

Словарная работа:

Псевдоним- вымышленное имя писателя, артиста.

Изречение- кратко изложенная мысль, афоризм.

-Давайте проанализируем каждое предложение этого текста, определяя особенности структуры и виды обособления. По ходу работы заполняем примерами таблицу «Обособленные члены предложения».

Краткая характеристика предложений:

  1. СПП
  2. Сложное предложение, разные виды связи; обособленное определение, выраженное причастным оборотом; обособленное определение,  относящееся к личному местоимению.
  3. Простое предложение, тире между подлежащим и сказуемым.
  4. Простое предложение, обособленное приложение, очп.
  5. Простое предложение, обособленное определение, выраженное причастным оборотом; обособленное дополнение.
  6. Сложное предложение, разные виды связи.

-Определите роль обособленных членов предложения. (Автор испоьзует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной, яркой, эмоциональной.)

Определение

Приложение

Обстоятельство

Дополнение

…, сущ., причастный оборот,…

…сущ., сущ. с зависимым словом,…

А) …деепричастный оборот, глагол…

Б) …глагол, деепричастный оборот, …

Обороты со словами: кроме, помимо, сверх, за исключением, наряду с, вместо, в отличие от, по сравнению с

…сущ., одиночное прил.,…

Нарицательное имя сущ., сущ….

А) …, деепричастие, глагол…

Б) …глагол, деепричастие,…

А) (…), личное местоимение…

Б) Личное местоимение, (…),…

А) Сущ., личное местоимение…

Б) Личное местоимение, сущ.,

А)…,несмотря на…, глагол

Б) …глагол, несмотря на…,…

…сущ.,прил. с зависимым словом,…

Как…, сущ. ;оборот с как имеет добавочное значение

III. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления.

-Из двух предложений составьте одно, осложнённое обособленным членом предложения, и вы получите высказывания Козьмы Пруткова, вошедшие в книгу «Плоды раздумья».

1) Бросая в воду камешки, смотри на круги, иначе такое бросание будет пустою забавою. Камешки образуют круги на воде.

2) Гений подобен холму. Холм возвышается на равнине.

3) Смотри вдаль- увидишь даль; смотри в небо- увидишь небо; смотри в зеркало- увидишь только себя. Взгляд в маленькое зеркальце.

(Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые, иначе такое бросание будет пустою забавою. Гений подобен холму, возвышающемуся на равнине. Смотри вдаль- увидишь даль; смотри в небо- увидишь небо; взглянув в маленькое зеркальце, увидишь только себя.

IV.Работа по составлению высказываний, разбитых на части. Объяснение знаков препинания.

Копая другому яму…

…не излишне придерживать картуз свой за козырёк.

Единожды солгавши…

…соберись с духом.

Принимаясь за дело…

…потерявши- плачем.

Что имеем- не храним…

…кто тебе поверит?

Взирая на высоких людей и на высокие предметы…

…сам в неё попадёшь.

 

-Записываем полученные варианты, графически объясняя постановку знаков препинания.

V.  Творческая работа.

-Выберите одно из данных изречений, в двух- трёх предложениях объясните, как вы его понимаете.

VI. Рефлексия. Заключительная беседа по возникшим вопросам. Подведение итогов. Оценки за урок.

VII. Домашнее задание: подберите примеры, иллюстрирующие таблицу «Обособленные члены предложения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: "Главные члены предложения. Подлежащее".

Урок русского языка для учащихся 5 классов. Повторение изученного в начальной школе, подача нового материала....

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Интегрированный урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Чаепитие на Руси. Однородный члены предложения.

Разработка презентации к уроку русского языка в 8 классе. Тема: Однородные члены предложения с использованием краеведческого материала.Цели и задачи урока:Ознакомление с историей и традициями русского...

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Открытый урок в 8 классе Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения.

Обособленные члены предложения.урока. Обособленные члены предложения....

Урок систематизации и обобщения знаний "Односоставные предложения"

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний.Вид урока: Комбинированный (повторение, закрепление, открытие новых знаний).Цели урока: Обобщение знаний по теме урока, определение роли односоставных...