«Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Николаева Наталья Александровна

Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях и прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Л: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

деятельности.

М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Цель урока: обеспечить  формирование  у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в  и окончаниях прилагательных»;

Задачи урока:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познакомиться с условиями написания букв О- Е после шипящих и Ц; сформировать умения обосновывать выбор гласных О-Е  после шипящих и  Ц в окончаниях и  прилагательных;

РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы;   совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.

Планируемые результаты:

Л: воспитывать любовь к русскому языку; формировать желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; желание осваивать новые виды деятельности; участвовать в творческом процессе, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной

   деятельности.

М\П: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно). Строить небольшие монологические высказывания; осуществлять совместную деятельность в парах, группах и  коллективно.

П: знать изучаемые орфограммы, уметь применять правила на правила на практике.

Тип урока: объяснение новых знаний

Метод обучения: интерактивный: творческие задания, работа в малых группах, «ученик в роли учителя», «каждый учит каждого», использование вопросов.

Формы работы обучающихся: индивидуальная, групповая (парная), коллективная.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, система звукового сопровождения отображаемых видеоматериалов, распечатка рабочих материалов, презентация к уроку

Ход урока:

1.Оргмомент. (Проверка готовности к уроку)

     Прозвенел уже звонок,
   Начинается урок.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручка и тетрадки?

-Оформите записи в тетради… (дата…….)

2.   Самоопределение к деятельности

Сегодня мы с вами отправляемся в занимательное  путешествие за новыми знаниями.

- Зачем нам отправляться в путешествие?  (СТАВИМ ОБЩИЕ ЦЕЛИ)

- Собираясь в поход, надо прихватить все самое необходимое, у вас на партах есть вот такие  рюкзачки  - дневники путешественника, куда будем собирать знания.                          У каждого свой дневник.

                              Подпишите дневник…

-  Рассмотрим           КАРТУ ПУТЕШЕСТВИЯ в рюкзачках

- Во время путешествия мы встретимся с препятствиями- заданиями, которые предстоит одолеть  и будем свои усилия оценивать. Посмотрите, рядом с заданием  есть  окошко, где расписаны все критерии оценивания вашей деятельности. Готовы? Отправляемся!

  1. Актуализация ранее изученного. Фронтальный опрос.

  - А вот и первое препятствие, и мы ПРОВЕРЯЕМ рюкзак знаний.

- Ребята, попробуйте угадать, о какой части здесь говорится?

Определяю я предметы,                                                  Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,                                                 Меня вам надо знать, беречь!  

 (Прилагательное) (0 -1 балл)

-Итак, мы сегодня продолжим работать по теме «Имя прилагательное», но по какой теме , мы с вами определим вместе в конце урока. А для начала нам необходимо преодолеть еще одно препятствие.

  • Мост существительных

- Для выполнения этого задания необходимо вспомнить следующие  правила:

  «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

  «Буквы О-Е  после шипящих и Ц в окончаниях существительных»                                              

- Работать будете по  группам. Перед вами слова с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные орфограммы.

- Каждая группа выбирает только определённую группу слов:

   Для первой группы(красные):  «Буквы О-Ё после шипящих в корне слова»

 Для второй группы(желтые):  «Буквы О-Е  после шипящих и Ц в окончаниях существительных»

Для третьей группы(зеленые):   «Лишние слова»

Запишите в тетради эти слова (по 1 ученику от каждой группы распределяют слова у доски)

Ш...ссе, товарищ...м, гвардейц...м, ж...лудь, хорош...го, чуж...го, ш...колад, свеж...го, ш...фёр, крыж...вник, горц...м, больш...го, колюч...го, врач...м, певц...м.

Проверь себя. Самопроверка

1-ая группа: шоссе, жёлудь,шоколад,шофёр,крыжовник.

2- ая группа : товарищем, гвардейцем, врачом, горцем, певцом,

3- ая группа: больш...го, хорош...го, колюч...го, чуж...го, свеж...го.

Кто сможет объяснить значение слова ГОРЕЦ?

ГОРЕЦ. ГОРЕЦ ГО́РЕЦ, -рца, муж. Житель гор. | жен. горянка, -и. | прил. горский, -ая, -ое. Горские народы. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.  

- Кто справился полностью? Молодцы!

5 слов правильно-3 балла

4 слова- 2 балла

3 слова- 1 балл

-А что же вы можете сказать о правописании слов 3-ей группы?

-Вот вам и проблемная ситуация, которую нам предстоит решить, чтобы наше путешествие прошло спокойно.

4.Мотивация. Введение в новую тему.

- Нам предстоит перебраться через

  • ГОРЫ   НАБЛЮДЕНИЙ

Спишите, пожалуйста, слова 3 группы себе в тетрадь

-Для начала ответим, к какой части речи относятся эти слова?(прилагательные)

- В какой части слов находятся орфограммы?(окончание)

  • После каких согласных стоят гласные?(после шипящих )

- Попробуйте вставить буквы. Сделайте вывод. (За каждый правильный ответ прибавь по 1 баллу)

- Теперь сформулируйте  тему  маршрута нашего путешествия…

«Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

ЗАПИШИТЕ ТЕМУ В ТЕТРАДЬ

(цели можно не проговаривать)

- Давайте определим  цель  и задачи нашего дальнейшего путешествия, попробуйте сформулировать их сами.

  • познакомиться с правилом правописания  гласных О-Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных;
  • учиться правильно писать прилагательные на данное правило.
  • СВЕРИМСЯ С УЧЕБНИКОМ  стр.
  • (прочитайте правило)

5.Формирование новых знаний и способов действия

- Мы хорошо путешествуем, не пора ли сделать привал?

ФИЗМИНУТКА

ДЛЯ подготовки к следующему препятствию  поиграем.

 

1.(ИГРА) Итак,определяем буквы – о или е:если О – один хлопок, если Е – два хлопка

большого

хорошего

черного

желтого

шов

шепот

шорох

ожог-ожег -Попались?  Кто знает, как правильно писать это слово?(Всё просто: если это имя существительное, то пишется "ожОг" (Например, у меня на руке ожог). А если это глагол, то "ожЁг" (от слова "жечь") (Например, я ожёг руку).

(ИГРА) если буква о или е в корне – делают дугу.

Если буква  в окончании – локти на парты,  квадратик

Большого,

дешЁвый

под плащом

чужой

пальцев

свежего

горячего

карандашом

капюшон

МОЛОДЦЫ!

6. Применение знаний, формирование умений. 

1)Первичное закрепление новых знаний

- На пути нашего путешествия встретилась 

  • река Умная

ЗАДАНИЕ:   Выписать только слова по теме.  Вставить пропущенные буквы.  Обозначить изученную морфему.

  Прил...гательное, изло..жение,  свеж…го,  перед товарищ…м,   хорош…го, под плащ…м, чуж…й, пальц…в, со свеч…й, борц…в, за врач…м, под крыш…й, с мяч…м, больш...й, над крыльц…м, ножич…к, пятач…к,  ж…лудь.

ВЗАИМОПРОВЕРКА (проверили у соседа)

Вы должны были выписать такие слова: свежего, хорошего, чужой, большой.

Критерии: за каждое правильно выписанное слово поставьте себе по 1 баллу (максимально 4 балла)

-Молодцы! Ваши рюкзачки знаний пополняются…Ставим баллы

- Ребята, мы почти у цели. Вот дом, в котором живут  окончания прилагательных. Но почему же так тихо в доме? Они там что-то творят…

7. Включение новых знаний в систему знаний

С помощью словосочетаний составьте мини-текст на одну из предложенных тем:

  • 1 группа   (красные)     Путешествие за сладостями.   

Длинное ш..ссе,спелый ж...лудь, горький ш...колад, опытный ш...фёр, сладкий крыж...вник.

  • 2 группа  (желтые)           Путешествие с другом.

С верным товарищ...м, строгим гвардейц...м, детским врач...м,мудрым горц...м,оперным певц..м.

  • 3группа(зеленые) Путешесвтвие на природу.

Около больш...го дерева, хорош...го дня, колюч...го ежика, чуж...го сада, свеж...го ветра.

Проверка Группы – читают тексты.

Если у вас получился текст, поставьте себе 3 балла, если получилось только несколько предложений — 1 балл.

              МОЛОДЦЫ!

- Наше путешествие подходит к концу…

7 . Итоги  урока

- Подсчитайте все баллы…….. А теперь по данным критериям …..(табличка) выставьте оценки

13-14 баллов- 5

10-12 баллов -   4

                7-9 баллов - 3

- Путешествие наше завершилось, выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?

Дома вы еще повторите материал. Д/з

Подведем итоги урока.

- Что мы узнали?

- Что оказалось сложным?

-Что оказалось знакомым?

Если останется время, то поиграть в фотодиктант.

 

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях прилагательных

Данный урок содержит следующие цели: Повторить написание букв О и Е после шипящих в корне слова, повторить написание букв О и Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях существительных, совместно...

Правописание о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях прилагательных. 5 класс

По литературе и русскому языку произошло существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.  Сегодня на уроке ...

Урок русского языка по ФГОС 5 кл Тема урока: «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Тема урока: «Правописание  букв О-Ё  после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»Базовый учебник:  русский язык  5 класс в 2-х частях  под ред.  А.Д.Шмелёва, Е.Я.Шмелёв...

"Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Цель урока: обеспечить формирование у школьников целостной системы ведущих - знаний по теме «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в и окончаниях прилагательных»;Задачи урока:ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: познак...

Технологическая карта урока «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе по теме  «Правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных»....

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях прилагательных"

Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 14 апреляТема урока: «Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных» (параграф 102)1. ПОВТОРЕНИЕ  ТЕМЫ:1. ВИДЕОУРОК (обязате...