Повторение изученного об имени существительном, 6 класс
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Соколова Наталия Владимировна

Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном", 6-й класс (второй урок);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по русскому языку "Повторение изученного об имени существительном", 6-й класс (второй урок)

Тема: Повторение изученного об имени существительном (второй урок), 6 класс.

Программа: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 - 9 классы. М.: Просвещение, 2009.

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». 

 

Цели:

  1. Повторить теоретические сведения об имени существительном.
  2. Совершенствовать умения доказывать принадлежность слова к имени существительному, грамотно писать существительные, определять род несклоняемых существительных, производить морфологический разбор имён существительных.
  3. Развивать логическое мышление, память, монологическую речь учащихся.
  4. Расширить кругозор ребят.
  5. Познакомить с новогодними обычаями разных стран мира.
  6. Воспитывать любознательность, уважение к традициям и культуре других стран.

Оборудование урока

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей.

Сегодня у нас необычный урок. Урок - путешествие, на котором мы побываем в разных странах Европы, узнаем, как встречают Новый год разные народы, а заодно повторим всё, что изучили об имени существительном. Слайд 4. В путь!

  1. Актуализация опорных знаний.

Прежде, чем мы отправимся в путь, проверим наш багаж, т.е. наши знания, которые мы накопили, изучая тему «Имя существительное». Для этого поработаем с записью на доске(число, тема)

  • В чём особенность склонения существительного «имя»? (отвечает один ученик)

В это время у доски 3 человека склоняют существительные, выделяя окончания: время, стремя, путь.

  • Каким с точки зрения происхождения является слово «декабрь»? (это слово заимствованное)

Да, действительно, оно произошло от латинского числительного «децембер», означающего «десятый».

Ребята, скажите, а где можно узнать значение слова (толковый словарь,  этимологический словарь). Один из вас поработает с этимологическим словарем и найдет словарную статью с данным словом.

Вопрос к классу:

-Какой словарь называют этимологическим?

Чтение словарной статьи.

Вопрос к классу:

Миша прочитал нам статью, скажите, Почему в нашем календаре название последнего, двенадцатого, месяца произошло от слова «десятый»? (Календарь к нам пришёл из древнего Рима, а там новый год начинался 1 марта, поэтому декабрь был десятым месяцем в году). В Японии и сегодня отмечают Новый год 1 марта.

  • А теперь проверим, верно ли ребята просклоняли слова.

 Слайд 1. Итак, в путь!

Слайд 2.Начнём мы путешествие с России.

На Руси до 15 века Новый год начинался в марте, когда провожали зиму и встречали весну, что совпадало с праздником Масленицы. Люди верили, что наступающая весна прогонит все несчастья, неудачи, невзгоды. Радовались концу зимней непогоды. А с 15 века при Великом князе всея Руси Василии Дмитриевиче новолетье было перенесено на 1 сентября.

  • А кто из вас знает, когда на Руси начало нового года стали отмечать 1 января? (Пётр Первый своим указом от 15 декабря 1699 года повелел 1 января 1700 года считать началом нового года).

На этой станции нас ожидает следующее задание:

  1. Слайд 3.

Текст.

Один ученик у интерактивной доски раскрывает скобки с последующим объяснением орфограмм и подчеркиванием основ предложений. А с остальными ребятами мы запишем текст под диктовку.

(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Верили, что весна прогонит все (не)счастья  и (не)удачи.

 Не январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней непогоды (стужи). Верили, что весна прогонит все несчастья (беды)) и неудачи (отсутствие удачи, фиаско).

При проверке задается вопрос учащимся:

- Чем отличается 3 предложение от 1 и 2?

Найдите в тексте олицетворение. Чтобы его найти, нам нужно вспомнить, что такое олицетворение.

Слайд 4. Следующая страна, которую мы посетим – Италия.

Знаете ли вы, что в Италии в новогоднюю ночь принято избавляться от старых вещей. Разбитую посуду и надоевшую мебель выбрасывают прямо в окно, потому что верят, что это принесёт богатство. А итальянские дети внимательно следят за печной трубой. Через неё в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.

  • Какое существительное в последнем предложении называет человека по роду деятельности? (волшебница)
  • А какие роды занятий людей вы знаете?

Я буду называть вам выражения, называющие лиц по профессии и роду занятий. А 1 ученик будет записывать распределять слова по столбцам (м.р., ж.р.).

- Тот, кто лечит людей (врач)

- Тот, кто доит коров (дояр, доярка)

- Тот, кто танцует (танцовщик,  танцовщица)

  • - Тот, кто ведет раскопки (археолог)
  •  Устно составь предложение со словом «врач», чтобы было понятно, лицо женского или мужского пола оно обозначает.

Беседа:

  • Давайте вместе проверим правильность заполнения таблицы. Почему мы не добавили  в таблицу слова «врачиха», «археологша»? Почему нельзя употреблять эти слова для названия лиц женского пола по профессии?
  • Почему в слове «танцовщик» суффикс пишется с буквой «Ща»?
  • Обратите внимание на то, что в паре «дояр - доярка» название лица мужского пола по профессии образовалось от существительного женского рода, а не наоборот, бессуффиксным способом словообразования.

Страна, в которой мы сделаем очередную остановку – Германия.

В Германии люди самого разного возраста, как только часы начинают отбивать полночь, взбираются на стулья, столы, кресла, и с последним ударом дружно, с радостными приветствиями «впрыгивают» в Новый год.

Символ нового года в Германии - трубочист. Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.

Пока один ученик работает у доски, вы выпишите все словосочетания из предложения, записанного на интерактивной доске, обозначив главное и зависимое слово и определить, какой частью речи они являются.( прикоснется к нему, измажется сажей, будет счастлив)

  1. Слайд 11. Спишите словосочетания, обозначив все известные вам орфограммы:

Встр…чают в Германии…, разного возр…ста, отб…вают полноч…, взб…раются на стулья, пр…к…снётся к нему, буд…т счастлив.

Назвать, какие словосочетания относятся к схемам, изображенным на доске: гл. + сущ., сущ. + прил.

Ребята, а что мы называем орфограммой?

Слайд 6.Попрощавшись с Германией, мы направляемся в Шотландию

В Шотландии в новогоднюю ночь всей семьёй собираются у камина, смотрят на огонь, который, по преданию сжигает все невзгоды старого года, загадывают на будущее, а когда стрелка часов приближается к 12, глава семьи молча открывает дверь настежь - пока часы бьют, в неё, считается, выходит старый год и входит новый. Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

Один человек к доске, остальные в тетрадях. Запишите предложение и выполните его синтаксический разбор.

Санта Клаус ночью проникает в дом и приносит детям подарки.

  • Нужен ли знак препинания в предложении перед союзом И? Почему?
  • Разбор выполняется на доске.
  • Найдите в этом предложении имя собственное и нарицательные.
  • Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

Слайд 7.Нас ожидает еще одна гостеприимная страна – Франция.

Французского Деда Мороза называют Пэр Ноэль. Он приходит в каждый дом, раздаёт подарки, а дети для него танцуют, поют, читают стихи.

Франция подарила нашему языку слова: пальто, кашпо, пюре, купе.

  • Каковы особенности  этих слов? (эти слова несклоняемые, потому что они не изменяются по падежам)
  • Можно ли показать род этих существительных? (Род этих существительных можно показать с помощью зависимых прилагательных или глаголов в прошедшем времени)
  1. 3 ученика с карточками к доске. Образуйте словосочетания, подставив нужные окончания именам прилагательным (в этом задании использованы не только слова, пришедшие к нам из французского языка).

3 ученика работают с карточками на местах.  Остальные записывают под диктовку в столбик слова, затем образуют словосочетания с данными словами.

Тёплое  пальто, картофельное  пюре, удобное купе, грустный  пони, строгое жюри, красивый  тюль, сладкое  какао, весёлый какаду.

Эскимо, такси, радио, метро, авеню, кенгуру.

  1. ученика выполняют не досках фонетический разбор слова «пюре», «сладкое».

Слайд 8. Мы посетили сегодня множество стран, пришло время возвращаться домой, в Россию.

В нашей стране обычай украшать новогодние ёлки появился в далёкие времена. Древние люди верили, что в ели живёт дух леса, который хранит растения, зверей и птиц. Чтобы задобрить духов,  развешивали на ёлках лакомства.

  1. Задание (по вариантам):  произвести письменный разбор существительных: (развешивать) лакомство, (развешивать на)  елках.

Дети работают в тетрадях, учитель проверяет карточки.

  1.  Озвучьте морфологический разбор, пользуясь устным планом разбора существительных на стр. 98 нашего учебника. В своём рассуждении используйте слова последовательности мысли, речи: во-первых, во-вторых, в-третьих, итак.

(Ёлка - это имя существительное, так как, во-первых, отвечает на вопрос «что?» и обозначает предмет. Во-вторых, слово «ёлка» имеет морфологические признаки имени существительного: неодушевлённое, нарицательное, женского рода, 1 склонения, во множественном числе, в предложном падеже. В-третьих, в предложении это слово с предлогом является обстоятельством. Значит, ёлка - имя существительное.)

  1.  Слайд 9. Вот и закончилось наше путешествие.

Подведём итоги!

  • Какие сведения об имени существительном мы повторили?
  • Что нового вы узнали о традициях празднования Нового года в разных странах Европы?
  • А для чего знакомиться с традициями других стран?
  1. Домашнее задание. Напишите, как встречают Новый год в вашей семье.

Список литературы

  • Шин С.А. Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин, игр для учащихся 6-х классов. Вместе весело играть... - Ростов, «Феникс», 2002.
  • Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы русского народа.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В путь!

Слайд 2

Россия

Слайд 3

(Не)январь, а март открывал год на Руси. Люди радовались концу зимней (не)погоды. Они верили, что весна прогонит все (не)счастья и (не)удачи.

Слайд 4

Италия Через трубу в дом должна проникнуть волшебница Бефана и положить в их башмачки подарки, а непослушным детям достаются угольки.

Слайд 5

Германия Кто прикоснётся к нему и измажется сажей, будет счастлив.

Слайд 6

Франция

Слайд 7

Россия

Слайд 8

До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум `Повторение изученного об имени существительном`. 6 кл.

Электронный урок-практикум, развивающий познавательные, исследовательские способности учащихся, умение сопоставлять, обобщать, делать самостоятельные выводы  Дидактическая цель:создать условия д...

Электронные задания к уроку-практикуму в 6 кл. по теме `Повторение изученного об имени существительном`.

Электронный урок-практикум, развивающий познавательные, исследовательские способности учащихся, умение сопоставлять, обобщать, делать самостоятельные выводы  Электронные задания к уроку-практику...

Урок "Повторение изученного об имени существительном" (урок - путешествие) 6 класс

Тема урока «Повторение изученного об имени существительном» (6 класс)Данная тема занимает  №84 в общей системе уроков русского языка в 6 классе и стоит последней в разделе изучения  им...

Урок повторения изученного об имени существительном с использованием групповой технологии

В презентации представлен опыт организации групповой работы в 6 классе при повторении изученного об имени существительном. Даны цели урока, способы  распределения на группы, основные этапы урока,...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного об имени существительном"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Повторение изученного по теме "Имя существительное" содержит материал для использования на уроке обобщения, закрепления, систематизации знаний...

Коспект урока "Повторение изученного об имени существительном в 5 классе"

Урок-путешествие в 6 классе перед изучением темы "Имя существительное"...