Морфологические способы образования слов
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Жежеря Ирина Евгеньевна

Способы образования слов в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon winrar_zip_archive.zip991.27 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СОШ №3 ст. Зеленчукской »

Тема: 

Морфологические способы образования слов

Подготовила                                                                                                                                 учитель русского языка                                                                                         и литературы                                                                                                          I-ой квалификационной категории                                                           МКОУ «СОШ №3                                                                                               ст. Зеленчукской»                                                                                    Жежеря И. Е.

29.10.2014г.

Свой мастер класс мне хотелось бы начать такими словами :                                                                                                  Слово делится на части.

                                  Ах, какое это счастье!

                                 Может каждый грамотей

                                  Делать слово из частей!

Вы уже догадались, что речь пойдет о словообразовании, а точнее о морфологических способах образования слов. На первый взгляд, тема кажется несложной, но на своем опыте я убедилась, что во время проведения ЕГЭ 60-70% обучающихся не справляются с такими заданиями. И то, что типичные задания в этом учебном году убрали из ЕГЭ, по моему мнению, является большой ошибкой, ведь при помощи этой темы можно ликвидировать многие орфографические недочеты обучающихся. Сегодня я хочу поделиться своими наработками по теме «Морфологические способы образования слов».

А для начала вспомним немного теории по данной теме.

Напомню, что в этом задании встречаются две формулировки:

1) дано какое-либо слово, и нужно определить, каким способом оно образовано;

2) нужно найти в тексте слово, образованное указанным способом.

Все мы знаем, что слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания. Причина самых распространенных ошибок в том, что многие обучающиеся просто не знают, что такое словообразовательный анализ и чем он отличается от морфемного. Я напомню, что морфемный анализ – это разбор слова по составу, т.е. выделение в нем всех частей (морфем): корня, окончания, приставки, суффикса.

 А при словообразовательном анализе нужно определить, какую морфему прибавили последней, чтобы получилось это слово. Слова образуются по цепочке – от самого короткого, в котором меньше всего морфем, до самого длинного. Обычно каждый раз прибавляется только одна морфема: 

Для русского языка характерны различные способы словообразования, подскажите, пожалуйста. Верно, основными способами являются морфологический и неморфологический способы, но сегодня мы рассмотрим некоторые морфологические способы, которые являются основными. Итак, это

Приставочный: образование слов с помощью приставок: например, слово потемнеть образовалось от слова темнеть при помощи приставки по-.

Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: например, слово березовая образовалось от слова берёза при помощи суффикса -ов-.

Приставочно-суффиксальный: образование слов одновременно с помощью приставок и суффиксов (кстати, это задание встречается очень часто): например, слово узаконить образовалось от слова закон при помощи приставки у- и   суффикса -и -. Этот способ словообразования наиболее труден для понимания обучающихся, Чтобы найти такие слова в тексте, я разработала следующий алгоритм:

1) выделить в тексте все слова, имеющие приставку и суффикс;

2) у каждого из выделенных слов попробовать «отбросить» сначала приставку, потом суффикс – если при этом получаются существующие в природе слова, значит это слово образовано либо приставочным, либо суффиксальным способом и, следовательно, нам не подходит.

Правильный вариант выглядит, например, так:

по-дорож-ник.

В русском языке нет ни слова дорожник, ни слова подорож. Поэтому, чтобы получилось слово подорожник, мы к основе слова дорога прибавили приставку и суффикс одновременно.

Но ещё не стоит забывать о суффиксах невидимках. Для этого стоит

  1. Обратить внимание на окончания. Обучающиеся иногда  неверно его выделяют. С этой морфемой почему-то к старшим классам начинают обращаться неаккуратно, забывая о том, что это изменяемая часть слова.

Например, в слове созвездие окончание -Э, а не -ИЕ (созвездие, созвездия, созвездию и т.п.), а -ИЙ- – это суффикс. Так что это слово образовано не приставочным, а приставочно-суффиксальным способом:

со-звезд-ий-э (от звезда – нет слов созвезда или звездие).

  1.  Как вы думаете, каким способом образовано слово взморье? Уж точно не приставочным, потому что, если мы уберем приставку ВЗ-, останется непонятное морье. В чем «фишка»?

 Здесь не выраженный буквой суффикс -Й- скрыт в окончании -Е:

вз-мор-й-э (от море – приставочно-суффиксальный способ).

Похожие слова встречаются не так уж редко.

Предлагаю вам посмотреть ещё несколько подобных заданий.

А сейчас речь пойдёт о бессуффиксном способе.

Этим способом образуются исключительно имена существительные.

Основой для их образования служат глаголы и имена прилагательные.

При бессуффиксном способе происходит усечение суффикса (он пропадает), в результате чего и образуется новое слово. Например, слово переход образовалось от слова переходить при помощи усечения суффикса -и-. Слова образуются бессуффиксным способом, если действие переходит в результат действия (глагол – существительное) и

если отдельно названное качество переходит в новое качество, которое становится сутью какого-либо явления (имя прилагательное – имя существительное).

Но не стоит еще забывать  о том, что в русском языке есть словообразовательные и словоизменительные (или формообразующие) морфемы. Поговорим о последних, к ним относя окончания и некоторые суффиксы. Формообразующие суффиксы – это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть, -ти: читать, идти, суффикс прошедшего времени –л: ходил, повелительного наклонения  -и: смотри, степени сравнения прилагательных и наречий –е: тише, ближе и т. д.

Обучающимся я предлагаю вот такие задания: распределите слова на две группы по функции выделенных морфем.

1) слова со словоизменительными морфемами;

2) слова со словообразовательными морфемами.

                Читай-те, рас-судить, бел-е-ть, величественн-ее, наи-лучший, велич-ав-ый, крепч-е, шуме-л-а, де-маскировать, велич-айш-ий, волч-ий.

Но теория без практики мертва, поэтому я предлагаю ребятам работу на тренажерах, а также онлайн тесты, письменные задания, как на уроках, так и дома.

Анализируя результаты своего труда по этой теме прошлого выпуска детей с нынешним, я пришла к выводу, что такая работа дает свои плоды.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока, построенный по модульному принципу "Приставочный и суффиксальный способы образования слов"

Интегрирующая дидактическая цель: дать представление о механизмах образования слова, познакомить с приставочным и суффиксальным способами образования слов. Целевой план действий для учащихся:·...

Урок-путешествие по теме Основные способы образования слов в русском языке" 6 класс

Повторительно-обобщающий урок по теме "основные способы образования слов в русском языке" в 6 классе коррекционно- развивающего обучения (7 вида)...

Способы образования слов в русском языке

Урок закрепления знаний по теме "Способы образования слов"....

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Морфологический способ образования слов"

учебная презентация может быть использована не только на уроках в 6 классе...

Мультимедийный проект "Морфологический способ образования слов".

Этот мультимедийный проект. Благодаря данной презентации, ученики ознакомятся с понятием "морфологический способ словообразования", с производными и производящими словами, с аффиксацией, бессуффиксным...

Состав слова. Приставочный способ образования слов.

Презентация по теме "Приставки. Приставочный способ образования слов"  содержит повторение материала о родственных словах и корне слова, необходимых для понимания темы. Так же даны упра...