Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку в 9 классе.
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Киселева Елена Львовна

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 «л. (М. Т. Баранов, Т. А, Ладыженская, Н, М. Шанский. - М,: Просвещение, 2010),

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,

Владение  родным   языком,   умение   общаться,   добиваться   успеха   в процессе   коммуникации   являются   теми   характеристиками   личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся 'условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в  9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и кулътуроведческая компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_9_kl.rus_._-_kopiya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2009), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 «л. (М. Т. Баранов, Т. А, Ладыженская, Н, М. Шанский. - М,: Просвещение, 2010),

Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,

Владение  родным   языком,   умение   общаться,   добиваться   успеха   в процессе   коммуникации   являются   теми   характеристиками   личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся 'условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в  9 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и кулътуроведческая компетенции.

Цели и задачи рабочей программы:

Курс русского языка для основной школы направлен на достижение
следующих        
целей,        обеспечивающих        реализацию        личностно-

ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование        речемыслительной        деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

• формирование умений опознавать,  анализировать,  классифицировать языковые    факты,    оценивать    их    с    точки    зрения    нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять    информационный   поиск,    извлекать    и   преобразовывать необходимую информацию.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

•    развитие всех видов речевой деятельности; чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков; коммуникативных, интеллектуальных, информационных, организационных;
  • формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 учебных часа в неделю), из них на развитие речи- 15 часов. 

Изменения в учебной  программе

В соответствии с учебным планом на 2014 - 15 год, в 9 классе добавлен 1 час по русскому языку.  Итого 3 учебных часа в неделю и  102 учебных часов в год.

Изменения, внесённые в примерную программу:

Учитывая реальный объем знаний обучающихся и уровень владения умениями, а также значимость материала для их формирования,  было перераспределено количество часов на программные темы в 9 классе.

тема

Количество часов по программе

Изменения

1.Международное значение русского языка.

1ч.

Увеличено на 1 час, итого 2 часа

2.Повторение пройденного в 5-8 классах.

5ч.+2ч.

Увеличено на 4 часа, итого 9ч.+2ч.

3.Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения.

1ч.

Увеличено на 1 час, итого 2 часа

4.Союзные сложные предложения.

6ч.

5.Сложносочиненные предложения.

 3ч.+2ч.

Увеличено на 5 часов,  итого 8ч.+2 ч.

6.Сложноподчиненные предложения.

19ч.+5ч.

Увеличено на 5 часов, итого 24ч.+5ч.

7.Бессоюзные сложные предложения.

6ч.+2ч.

Увеличено на 5 часов,  итого 11ч.+2 ч

8.Сложные предложения с разными видами связи.

5ч.+2ч.

Увеличено на 6 часов, итого 11ч.+2ч.

9.Общие сведения о языке.

3ч.

Увеличено на 3 часа, итого 6 часов

10.Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи.

4ч.+2ч.

Увеличено на 4 часа, итого 8ч.+2ч.

Итого

68часов

102 часа

Формы организации образовательного процесса

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.

Виды и формы контроля в 9 классе:

Диктант (объяснительный, предупредительный,  графический, «Проверяю себя») с языковым анализом текста, по памяти, комментированный);

Комплексный анализ текста:

Сочинение по картине;

Изложение с элементами сочинения;

Тест;

Устное высказывание на лингвистическую тему.

УМК:

  1. учебник для общеобразовательных учреждений Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ - М.: Просвещение, 2013.
  2. Программа по русскому языку для образовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010.

Содержание рабочей программы

Международное значение русского языка 2 ч.

Основные формы существования национального русского языка. Понятие о литературном языке

Повторение пройденного в 5-8 классе. 9ч.+2 ч.

P.p.Устная и письменная речь. Монолог и диалог.  P.p.Стили речи

Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с однородными членами

Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями. Предложения с обособленными членами. Повторим орфографию! (правописание омонимичных частей речи)    

Комплексное повторение (анализ текста; орфограмма в корне; знаки препинания при прямой речи, цитировании, приложении; состав слова, фонетика)

Контрольный диктант по теме «Повторение»

Анализ, Работа над ошибками

Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения 2ч.

Сложные предложения. Повторение изученного ранее по теме

Союзные сложные предложения 6 ч.

Сложносочиненные предложения 8ч. + 2 ч.

Группы  сложносочиненных предложений по значению и союзам

Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему

Р/Р Сочинение с использованием основных групп ССП

Анализ, Работа над ошибками

Сложносочиненное предложение. Контрольный диктант по теме

Р/Р        Рецензия

Сложноподчиненные предложения 24ч. + 5ч.

Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова

Строение. Схемы СПП

Р/Р СПП в речи.

Способы сжатого изложения текста (тезисы, конспекты). (Пересказ текста с использованием СПП; работа с текстами)

Р/Р Сжатое изложение с элементами сочинения

Анализ, Работа над ошибками

Основные группы СПП по их значению. СПП С придаточными определительными

СПП с придаточными определительными и местоименно-определительными

СПП с придаточными изъяснительными

Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему

СПП с придаточными обстоятельственными

СПП с придаточными степени и образа действия

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными условными

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными причины

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными цели

Р/Р Сочинение-рассуждение о природе родного края

Анализ, Работа над ошибками

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными сравнительными

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными уступительными Подготовка к домашнему сочинению на морально-этическую тему

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными

Р/Р Деловые бумаги

Закрепление темы «Сложноподчиненные предложения»

Контрольная работа «Виды придаточных предложений» (диктант с грамматическим заданием)

Анализ, Работа над ошибками

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Проверочная работа по теме «СПП» (тест)

Бессоюзные сложные предложения 11ч.+ 2 ч.

Знаки препинания в БСП

Запятая и точка с запятой в БСП

Двоеточие в БСП

Тест  по теме

Тире в БСП

Проверочная работа по теме «БСП»

Изложение с элементами сочинения

Сложные предложения с различными видами связи 11ч. +2 ч.

Сложные предложения с разными видами связи  

Р/Р Конспект статьи (фрагмент статьи) на лингвистическую тему

Общие сведения о языке 6 ч.

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Работа со словарем

Р/Р Практическое занятие. Русский литературный язык и его стили.

Применение официально-делового стиля речи на практике

Контрольное изложение с элементами сочинения

Систематизация изученного по фонетике, лексике и грамматике и правописанию, культуре речи 8ч.+2 ч.

Фонетика. Графика. Орфография

Тест  по теме

Лексика. Фразеология. Состав слова и словообразование

Морфология. Именные части речи. Орфография (урок-семинар)

Р/Р Краткое изложение


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 9  КЛАССА

I. Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9  класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;

- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

- соблюдать нормы литературного языка в пре- делах изученного материала.

ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.

ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 9 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.

В итоге к концу 2011-2012 учебного года у учащихся »должны быть сформированы следующие знания и умения:

     - определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

     - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

     - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

     - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

     - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

     - находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.

     - ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях.

В итоге к концу 2011-2012 уч. года у учащихся 9  класса должны быть сформированы следующие знания и умения:

     - определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

     - производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;

     - составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;

     - пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

     - соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;

     - находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.

     - ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;

     - находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор.

     - Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты. Писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы.

Формирование общеучебных умений (компетенций) у обучающихся 9  класса

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

     Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

     Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала.

     Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

     Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Перечень учебно-методического обеспечения:

Литература:

Для учителя: 

Обязательная

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;
  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета» Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта  общего образования. Русский язык.
  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс- М.: Вако, 2012. – (В помощь школьному учителю);
  • Программа по русскому языку для образовательных учреждений. Авторы программы Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. – М.: Просвещение, 2010.
  • Русский язык: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / (Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.). – М.: Просвещение, 2007.
  • В.И. Капинос, Л.И.Пучкова и др. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М.: «Интеллект-Центр», 2006.
  • Словари (по всем разделам русского языка).
  • Научно-методический журнал «Русский язык в школе» и др.

Для обучающихся:

Обязательная

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 9 класс/Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. М. Просвещение. 2007.

Дополнительная

             

  • Ожегов С. И.  Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
  • Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз.
  • Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь.
  • Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
  • Малюшкин А.Б.Тестовые задания для проверки знаний уч-ся по русскому языку. 8 класс. М.: Творч.Центр. «Сфера», 2010, 2011.
  • Котрольно-измерительные материалы. Русский язык: 6 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: Вако, 2012.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор с экраном.
  2. Интерактивная доска.
  3. Копировальная техника.
  4. Мультимедийный  компьютер
  5. CD, DVD-проигрыватели
  6. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц
  7. Материалы для работы по лексике в 7  классе.
  8. Репродукции картин русской живописи для  развития речи
  9. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 7  класса.


Мультимедийные пособия:

1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

Русский язык без шпаргалок. Для выпускников и абитуриентов. Орфография.

Русский язык без шпаргалок. Для выпускников и абитуриентов. Синтаксис



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс В.В. Бабайцева

Программа и тематическое планирование курса «Русский язык 8 класс»  базируются на следующих нормативных документах и программно-методических материалах: Ø  Закон РФ «Об образовании» (ст...

Пояснительная записка к Рабочей программе по русскому языку 8 класса

Место предмета в учебном планеКурс русского языка в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на учебных часа 3 часа в неделю, итого 102 часа в год. Изменения в учебной  программеВ соотве...

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс. ФГОС.

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс ФГОС....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 9 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)

В пояснительной записке указаны цели и задачи премета, УУД, место предмета в учебном плане, содержание....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 8 класс ФГОС (Т.А.Ладыженская)

В пояснительной записке указаны основные цели и задачи изучения русского языка, дана общая характеристика программы, представлено содержание программы....

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс

Пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку 7 класс к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской (5 часов в неделю)...