Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состоит из трех частей: непосредственно подробный конспект урока, технологическая карта и презентация.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Авторы: Ануфриева С.В., Усалко Н.С., Ф еденева В.В. СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. СЛОВАРИ. 5 КЛАСС

Слайд 2

Лексикографические источники

Слайд 3

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Слайд 4

Д.М.Ушаков СОСТАВИТЕЛИ СЛОВАРЕЙ С.И.Ожегов

Слайд 5

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ

Слайд 6

В.И.Даль

Слайд 7

ЛУНА, НЕБЕСНЫЙ, ОСВЕЩАТЬ ЛЕС, ХВОЙНЫЙ, РУБИТЬ АБРИКОС, СПЕЛЫЙ, ПАХНУТЬ ПШЕНИЦА, ЗОЛОТОЙ, КОСИТ СОСТАВЛЯЕМ СЛОВАРЬ



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА

В СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

«Слово и его лексическое значение. Словари."

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Цели урока

Обучающие: дать понятие о слове;

научить определять лексическое значение слова;

познакомить с разновидностями словарей;

научить составлять толковый словарик

Развивающие:  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развитие творческих, речевых способностей учащихся;

развитие умения групповой и парной работы

Воспитательные: 

развитие коммуникативных УУД;

создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу..

Планируемые образовательные результаты

Предметные: 

Уметь определять лексичес кое значение слова

Межпредметные:

 соприкосновение с искусством, литературой

Личностные: 

воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы;

 умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения;

 умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Методы

обучения

Эвристический, исследовательский, объяснительно-иллюстративный.

Виды деятельности  учителя

Пропедевтическая беседа; организация, направление

Виды

деятельности  учащихся

Логическое размышление, работа с текстом, поиск информации, составление и защита мини-проекта, артистическое выступление, работа в парах и группах

Вид

используемых ИКТ

Презентация

Методическое назначение ИКТ

Усилить мотивацию, повысить интерес, расширить познавательные потребности обучаемых.

Повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Использованные интернет-ресурсы

www.5klass.net

www.images.yandex.ru

www.slovari.yandex.ru

www.voskres.ru

www.portrait-photo.ru

 Материалы

и оборудование:

  • Мультимедийная презентация
  • учебник «Русский язык. 5 класс» (автор-составитель Т.Ф.Ладыженская);
  • художественные книги, словари

 



Предварительный просмотр:

 Конспект урока по теме «Слово и его лексическое значение. Словари»

Учителя русского языка и литературы
Усалко Н.С., Красноармейский район, п.Октябрьский

Ануфриева С.В., Тимашевский район, ст.Медведовская,

                                                 Феденёва В.В., Усть-Лабинский  район, ст.Воронежская;

Предмет: русский язык

Класс: 5

Учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т.Баранова

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Применяемые технологии:   развивающее обучение

                                             проблемное обучение                    

                                       обучение в группах и в парах

                                       самодиагностики (коррекции)

 

Планируемые образовательные результаты:

1. Коммуникативные: слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2. Предметные:  научиться определять лексическое значение слова, составлять толковый словарик

3. Личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности в составе группы и в парах, сопоставления, анализа, развития творческих навыков

4. Познавательные: объяснять языковые явления и связи. Отношения, выявляемые в ходе исследования значения слова

5. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

6. Метапредметные:       формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе

      Решаемые учебные проблемы:

  1. Что такое «слово»?
  2. Что такое «лексическое значение слова»?
  3. Как построен словарь?
  4. Какими бывают словари?
  5. Какую информацию можно извлечь из толкового словаря?
  6. Самостоятельное составление мини-словаря

Основные понятия, повторяемые на уроке:  морфема, чередование  гласных  в корнях, антонимы, синонимы, стили речи, сложное предложение

Оборудование: доска, учебник русского языка под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, словари разных видов, художественные книги

Вид используемых на уроке средств ИКТ: презентации

Методическое назначение средств ИКТ: усилить мотивацию, наглядность в обучении

Используемые Интернет-ресурсы: 

www.5klass.net

www.images.yandex.ru

www.slovari.yandex.ru

www.voskres.ru

www.portrait-photo.ru

Организационная структура урока:

ЭТАП 1. Организационный момент, постановка цели урок

Цель: создать мотивацию к успеху.

Основные виды деятельности учителя: организационная и направляющая

Вступительное слово учителя:

- Ребята, сегодня я начинаю урок в растерянности: я не знаю, как назвать наш с вами урок. Надеюсь, в конце урока вы поможете мне сформулировать тему занятия. А сейчас…

         ЭТАП 2. Подготовка к восприятию нового материала

Цель: подготовка к восприятию нового материала

УУД: познавательные

Основные виды деятельности учителя: организация беседы с классом

Основные виды деятельности учащихся: работа на доске со словом «дерево», отвечают на вопросы, дают определение

  Вопросы классу:

- Что вы видите на доске?    (слово «дерево»)

- По каким признакам вы это поняли?      (графическое (буквенное) написание, звуковое произношение, наличие смыслового понятия)

- А что означает это слово?        (большое растение с пушистой кроной и толстым стволом)

- Если мы поменяем порядок букв, это будет «слово»?    (не будет, теряется смысл)

- Мы живём в прекрасном мире вещей и явлений. Какое отношение ко всему этому имеют слова?       (слова называют предметы, признаки, действия)

- Попробуйте дать определение: что такое «слово»?

       (ответы нескольких учеников)

- А теперь посмотрим на экран. (слайд №1)

        (читают определение «слова»)

- Ребята, кто из отвечающих был близок к верному ответу? (ответы учеников)

      ЭТАП  3.  Объяснение нового учебного материала.

Цель: проектирование действий по решению учебной задачи

УУД: коммуникативные. познавательные

Основные виды деятельности учителя: направляет действия учащихся

Основные виды деятельности учащихся: работа с параграфом 64, запись терминов в тетрадь, отвечают на вопросы, анализируют, работают со словарной статьёй

- Ребята, откройте учебник на стр. 133. Как называется раздел, к изучению которого мы приступаем? Правильно, ЛЕКСИКА. Просмотрите параграф 643 и найдите новые однокоренные термины к этому слову, выпишите их  в тетрадь. Объясните, какое отношение к этим терминам имеют слова?  

                         (дети дают определение новым терминам)

-  Слов в русском языке великое множество, может быть, вы знаете, где они хранятся?    (ответы могут быть разные: в книгах, в учебниках, в словарях) (слайд №2)

- У вас на партах лежат книги. Какая из них будет словарём? Почему?

          (дети работают в парах, дают аргументированный ответ, сравнивают свой      ответ с формулировкой на экране)

- Как называются словари, которые вам раздали?

                       (перечисляют названия словарей)

- Словарей русского языка много, но самым популярным является «Толковый словарь».(слайд №3)  В нашем учебнике есть маленький толковый словарь. Найдите его и внимательно рассмотрите. Выберите словарную статью понравившегося вам существительного, глагола или прилагательного. Приготовьтесь прочитать её вслух. Подготовьте ответ на вопросы: какую информацию о слове мы можем найти в толковом словаре, и почему он так называется?

                            (работа в парах)

-

ЭТАП 4. Расширение и закрепление  знаний по теме

Цель: показать межпредметную связь

УУД: коммуникативные, личностные

 

Основной вид деятельности учителя: организация работы учеников

Основной вид деятельности учащихся:  работа в группах. Представляют презентации, творческая деятельность

-Ребята, а вы знаете, кто составляет словари?     (возможные ответы: учёные, писатели, авторы учебников и т.д.)

- Несколько ребят из нашего класса получили индивидуальное домашнее задание. Давайте их послушаем и посмотрим.

            (ученики представляют свои небольшие сообщения-презентации о составителях словарей: Ушакове и Ожегове) (слайд №4)

- Многие авторы словарей посвятили собиранию слов долгие годы.  В.И.Даль(слайд №5)  увлёкся этим занятием ещё в молодости. Наши артисты подготовили небольшой эпизод из его жизни.

                         ( дети показывают небольшую инсценировку)

АВТОР:        Мичман Владимир Даль спешил из Петербурга в отпуск к родителям на Чёрное море. Кибитка ехала по Новогородской губернии. Ямщик заметил, как над дальним лесом сгустились тучи, и сказал:

- Замолаживает.

- Что значит, ЗАМОЛАЖИВАЕТ? – спросил Даль, услышав незнакомое слово.

- Смурнеет. К теплу, - ответил ямщик.

     Володя достал тетрадь и записал: «Замолаживает – небо пасмурнеет, заволакивается тучами». Это была его самая первая запись. С неё и начнётся знаменитый словарь. Далю было тогда семнадцать лет.

(слайд №6)

ЭТАП 5.  Проектная групповая работа.

Цель: проверить умение применять полученные знания, формировать навыки коллективной работы

УУД: коммуникативные. регулятивные, предметные

Основной вид деятельности учителя: организует проектную работу

Основной вид деятельности учащихся: составляют толковый словарик, работают в группах

-Ребята, а сейчас мы проведём небольшой эксперимент. Представьте на несколько минут, что вы составители словарей. Перед вами на экране помещены слова. Из этих слов каждой группе нужно выбрать любые три слова: существительное, прилагательное и глагол. Составьте свой маленький толковый словарик, правильно оформив его в тетради.

                         (дети работают группами)

- Кто готов представить свой труд?

                  ( идёт представление словарей)

ЭТАП 6. Рефлексия деятельности. Итог урока. Выставление оценок.

Цель:  развить навыки самоанализа и прогнозирования

УУД: регулятивные, коммуникативные

Основной вид деятельности учителя: направляет на самоанализ

Основной вид деятельности учащихся: анализируют, прогнозируют

- Как вы считаете, у кого всё получилось?

- Что было самым сложным в вашей работе?

- Над чем нужно поработать, чтобы словарь получился у всех?

- Ребята, наш урок подходит к концу. Что мы сегодня делали на уроке? Что нового узнали?

- Какую цель мы с вами ставили в начале урока?

- Как сформулируем тему сегодняшнего занятия? Впишите тему урока в тетрадь. Спасибо за помощь. Я благодарна вам за участие.

Этап 7. Домашнее задание

Цель: создание ситуации заинтересованности и выбора при выполнении задания

УУД: регулятивные

- Ребята, лексические значения слов мы можем встретить не только в словарях, их  можно применять для выполнения увлекательных заданий. Такая интересная работа, разгадывание и  составление своего кроссворда (по желанию), вам будет задана на дом.

Параграф 64 самостоятельно прочитать, выучить термины и выполнить упражнение  328


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы современного русского языка"

Сценарий урока предполагает различные виды работы со словом, реализует элементы требований ФГОС старшей школы...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ТЕОРИЯ. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792388","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 3. ПРАКТИКА. Лексическое значение слова.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"15792408","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"272","width":"450"}}]]...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией...