Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Антиперович Светлана Николаевна

Конспект урока русского языка в 9 классе "Международное значение русского языка" с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.29 КБ
Файл Презентация2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора: Антиперович Светлана Николаевна

Место работы: ГБОУ СОШ № 113 Приморского района Санкт-Петербурга

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: русский язык

Раздел: Преподавание русского языка

Класс: 9

Тема урока: Международное  значение русского языка.

 Цели урока:

 - выявить роль русского языка в современном мире, рассмотреть понятие

 - «мировой язык», расширить представление  о языке как лингвистической,

 -  духовной, культурной ценности русского народа ;

 - совершенствовать навыки работы учащихся с информацией; навыки составления плана работы над проектом, навыки работы в группах;

- пополнять словарный запас учащихся;

 - воспитывать чувство патриотизма , бережного отношения к  родному языку

Планируемые результаты: умение самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимание роли русского языка на международной арене, осознание, что владение русским языком – важнейший показатель культуры человека

Тип урока: комбинированный

Оборудование : мультимедийный проектор, презентация учителя «Международное значение русского языка», материал для работы в группах

Урок №1  (по учебнику С.Г. Бархударова)

Оборудование: эпиграф к уроку, учебные тексты, раздаточный материал для работы в группах.

Тип урока: комбинированный.

Ход  урока.

I.Организационный этап.  Знакомство с общей структурой курса русского языка в 9 классе « Синтаксис и пунктуация сложных предложений»  и учебником  С.Г.Бархударова.

II.Мотивация учебной деятельности.

Каково значение русского языка в мире в XXI веке? Во времена существования СССР (XX век) русский язык занимал 3 место в XXI веке – 5 место.

Русский язык: «Русский язык в XXI веке: кризис?

 эволюция? прогресс?»

Проблемная ситуация : Есть ли будущее у русского языка?  Сможет ли он остаться  мировым языком?

III.Работа по теме урока.

Лирическое отступление в конце 5 главы поэмы «Мертвые души» Н.В.Гоголя. (распечатка на партах)

Учитель предлагает выделить ключевые мысли

Слово учителя.

Эпиграф урока (4 слайд).      

А Н.Толстой  в XX  веке: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время ( и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». (слайды 3 – 12)

 - Сколько языков в мире? 2500? 2800? 3000? 5000?

На одних языках говорят миллионы людей, а на других — едва несколько сотен.

Больше половины землян говорят на одном из пяти крупнейших языков мира. Такие языки называются мировыми (образное выражение «клуб мировых языков»). Чтобы язык получил «звание» мирового, нужно, чтобы на нём говорило не меньше 200 миллионов человек.

Сколько же людей в мире говорит по-русски?

Русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по-русски живёт в России, а остальные — за её пределами.

 Творческая работа в парах

(творческое применение изученного ранее материала о языке)

Почему народы мира изучают русский язык?

 В своих ответах используйте вводные слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

Групповая работа (интерактивный прием

«Мозговой штурм», класс поделен на 3 группы)

Задание. Прочитайте высказывания известных писателей о языке и, опираясь на полученные ранее сведения, сделайте вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка.

 Практическая работа. Диктант с дополнительным заданием

Учитель предлагает записать  текст под диктовку, найти в тексте устаревшие

слова и формы слов, объяснить их значение.

Карл V, римский император, говаривал, что гишпанским языком — с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятельми, италиянским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно. Ибо нашёл бы в нём великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского, сверх того — богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языков. .

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

 Работа над культурой и развитием речи учащихся

Работа в парах (по уровням)

1 уровень. Составьте и разыграйте с соседом по парте диалог на тему «Язык нашей семьи».

2 уровень. Докажите справедливость утверждения А.Н.Толстого:«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время

(и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Фронтальная беседа с использованием интерактивного

приема «Микрофон»

Каким условиям должен соответствовать язык, чтобы считаться мировым?

Почему русский язык стал мировым языком? Назовите причины популярности русского языка в мире.

Приведите примеры русских слов, которые вошли в другие языки планеты без перевода.

Домашнее задание. Темы проектов:

«Международное значение русского языка»

«Роль русского языка в многонациональной России».

 Защита проекта ( выступление с презентацией)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международное значение русского языка К 1 уроку русского языка в 9 классе Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №113 Приморского района г.Санкт-Петербурга Антиперович Светлана Николаевна

Слайд 2

Цели урока: - выявить роль русского языка в современном мире, рассмотреть понятие «мировой язык», расширить представление о языке как лингвистической, духовной, культурной ценности русского народа ; - совершенствовать навыки работы учащихся с информацией; - воспитывать чувство патриотизма , бережного отношения к родному языку. Оборудование урока : папки с материалами поисковой деятельности групп, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация «Русский язык в XXI веке: кризис?эволюция ? прогресс?» Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Слово учителя. Эпиграф урока (4 слайд). Цели работы учащихся. А Н.Толстой в XX веке: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время ( и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». (слайды 5 – 9). Проблемная ситуация : Есть ли будущее у русского языка? Сможет ли он стать мировым языком?

Слайд 3

Академик Лихачев ввел понятие «экология языка». Основные идеи его исследований были направлены на защиту русского языка как части всей русской культуры. Он утверждал, что «самая большая ценность народа - его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает...» « Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушайтесь к тому, как он говорит», - писал Д.С. Лихачев. Родной язык не выбирают, как не выбирают мать и отца. Нет у нас иного достиженья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бессмертный – речь! Иван Бунин

Слайд 4

Род родовой родословная родиться родители Родина родня родич родство родственный родственник породниться сродниться

Слайд 5

Мать мама мамка маманя мамаша матушка маменька мамуля мамулечка

Слайд 6

«И ещё один дар дала нам наша Россия: это наш дивный, наш могучий, наш поющий язык. В нём вся она – наша Россия, в нём все дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков и слов, и форм, и стихийность, и чёткость, и простота, и размах, и парение, и мечтательность, и сила, и ясность, и красота. Всё доступно нашему языку. Он властен всё выразить, изобразить и передать…В нём вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений... Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетно рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчества. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов. Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его — его язык ...». И.Ильин

Слайд 7

Международный язык – язык , который может быть использован для коммуникации значительным количеством людей по всему миру. (Коммуникация-обмен информацией между людьми.) Актуальность данной темы обусловлена тем, что русский язык является одним из самых богатых и наиболее распространенных языков в мире, мировых языков.

Слайд 8

21 февраля празднуется Международный день родного языка на протяжении пяти лет. Д ень рождения А.С.Пушкина 5 лет назад, был провозглашен Днем русского языка. Это связано с неоценимым вкладом писателя в развитие культуры.

Слайд 9

На планете существует большое количество языков. Их количество точно сосчитать никто не может, оно колеблется примерно 2880-3000 . И ни одно название языка не имеет такого же значения как русский язык. Это можно объяснить тем, что он может выступать как родной язык русского народа я зык межнационального общения государственный язык на просторах РФ один из мировых языков «Русский язык в XXI веке: кризис ? эволюция ? прогресс?»

Слайд 10

Русский язык наравне с английским, французским, китайским, арабским и испанским входит в шестерку официальных языков ООН. Это значит, что политические деятели из России имеют возможность свободно излагать свои мысли на международных конференциях. Глобальное значение русского языка в мире объясняется и тем, что по количеству владеющих им людей он занимает пятое место.

Слайд 11

На сегодняшний день существует множество международных радиостанций, вещающих на русском языке. Немецкая волна Германия RFI Франция Радио Испании Испания По численности говорящих он вошел в пятерку наиболее распространенных: 260 миллионов человек могут на нем свободно мыслить и изъясняться. Он уступает лишь английскому (1,5 миллиарда), китайскому (1,4 миллиарда), хинди (600 миллионов), испанскому (500 миллионов) и арабскому (350 миллионов).

Слайд 12

Международные сферы деятельности тесно охватывают мировые языки, а это дипломатия, мировая торговля, туризм. Ученые разных стран общаются именно на мировых языках, и эти языки изучаются в школах в качестве «Иностранные языки» Это именно и есть рабочие языки ООН. Официальные мировые языки – английский, русский, испанский, арабский, китайский, хинди.

Слайд 13

Немецкий язык – язык классики, английский – язык бизнеса, французский – язык чувств? Ни один язык, как русский , не может совместить все эти качества. Атаки на русский язык были постоянны. Он преодолел смешение «французского с нижегородским», сумел достойно пережить30-е и 40-е годы XIX века, 20 – е годы минувшего века… Общественные изменения, социальные потрясения затрагивают всегда и язык. Есть ли будущее у русского языка? Этот вопрос волнует специалистов, политиков – всех неравнодушных граждан .

Слайд 14

1.Русский язык входит в десятку мировых языков. Занимает 5-ое место: китайский английский русский испанский 2.Русский язык является одним из официальных языков ООН, ЮНЕСКО,МАГАТЭ 3.БАС в 17 томах «Словарь современного русского литературного языка» – 131.257 слов 4.В 2013 г.вышел на 2-ое место среди самых популярных языков Интерната. 1 группа учащихся:

Слайд 15

«Мировой язык »? Мировыми языками называются некоторые наиболее распространённые языки, употребляемые между собой представителями разных народов, за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные языки. В определении состава мировых языков учитывается ряд факторов: число говорящих на этом языке а вторитет - роль страны этого языка в истории и современности сформированность национального языка (письменные и устные традиции) установившиеся нормы, хорошо исследованные и описанные в грамматиках, в словарях, в различных учебниках. У русского языка все эти факторы присутствуют.

Слайд 16

Русский язык: Говорят 170 млн. Понимают 350 млн. Изучают 180 млн.

Слайд 17

На русском языке опубликована 1 /3 мировой научной литературы. Его изучают более чем в 90 странах мира.

Слайд 18

Современный русский язык в XXI веке по –прежнему богат и разнообразен. Н емецкий писатель ХIХ века Варнгаген фон Энзе : «По богатству слов русский превосходит романские языки, по богатству форм – германские, и смело может померяться силами с самыми различными языками. Русский язык способен к прогрессивному развитию, границ которого нельзя предвидеть».

Слайд 20

Все участники великой плеяды созидателей русской литературы неразрывно были связаны с русской речью как основой жизненного дела. Русский язык был для них не только благодарным материалом, но и символом России . Через русский язык они искали пути к постижению России, русского характера, путей развития Отечества. Русский язык был залогом его высокого исторического предназначения . Русский язык единодушно признается великим языком великого народа. Академик В.В.Виноградов

Слайд 21

Огромный лексический запас Богатство синонимов Гибкость порядка слов Широкие возможности словообразования Мелодичность речи Способность адаптировать заимствованные слова Богатая художественная литература Русский язык – это национальный язык русского народа.

Слайд 22

В РФ более 80 % населения – русские. Русский язык – язык Победы. Международным он стал после победы под Сталинградом, Курском, взятия Берлина. Особое значение в сохранении и развитии русского языка приобретает языковая политика государства. 2007 год был объявлен Годом русского языка. В этом же году был открыт памятник «Русское слово» в Белгороде.

Слайд 23

Можно ли повысить статус русского языка? Преодоление демографического кризиса Усиление влияния России в мире Экономический и научно- технический прогресс Возрождение вековой языковой культуры русского народа Целевые программы по пропаганде и распространению русского языка

Слайд 24

В конце XX столетия в положении русского языка в ряде стран и регионов обозначились тревожные тенденции. В самом сложном положении русский язык оказался на постсоветском пространстве. О н до сих пор там играет роль языка межнационального общения. Русским языком в ряде стран СНГ продолжают пользоваться в деловых кругах, финансовой и банковской системах, в некоторых государственных структурах. Большинство населения этих стран (около 70%) еще достаточно свободно им владеет. С итуация может резко измениться : идет процесс разрушения русскоязычного пространства , последствия которого начинают ощущаться уже сегодня.

Слайд 25

2 группа учащихся : К 2025 году число носителей русского языка в мире уменьшится вдвое. Через четверть века русский язык потеряет статус мирового , на нем будет разговаривать столько же людей, сколько в начале XX века. Уже через 10 лет его обгонят французский, хинди, арабский, а еще через 15 лет – португальский. Ректор МГУ им. М.В.Ломоносова В.Садовничий

Слайд 26

Причины: Развал СССР Сокращение преподавания русского языка в бывших советских республиках. В 1989 году отменено обязательное изучение русского языка в странах Восточной Европы. Его не изучают на должном уровне в российских республиках. Снижение уровня качества знания языка из –за процесса размывания норм разговорной и письменной речи. Существование сленгов, появление НОВОЯЗА. Существование в российских школах многонациональных классов.

Слайд 27

8. Русская литература перестала быть образцом нормированного литературного языка. 9. Варваризация русского языка ( речь шла о появлении) русангла . 10. Языковая вседозволенность. У русского языка нет будущего: Падение речевой культуры Засилье иностранных слов Негативное влияние Интернета Кириллица отступает перед латиницей Русский язык может сохраниться как язык поэзии На английском языке говорят 500 млн. человек и еще 1 млр . им владеют. Новый мир будет говорить на инглиш.

Слайд 28

Английский язык – общепризнанный язык международного общения. Это язык современного бизнеса, науки, делопроизводства, информационных технологий. Его лексический запас – 750 тысяч слов. Большинство сайтов в мире создано на английском языке. Он прост для возрастания политической мощи носителей языка – Англии, США, успехов англоязычного общества.

Слайд 29

Только благодаря языку, лучшим произведениям нашей литературы каждый из нас познает себя через других, постигает законы человеческой жизни, учится уважению и любви к людям. Богатства языка и языковой культуры неисчерпаемы. Нет предела в овладении языком, он требует к себе активного отношения. Языку надо учиться. Каждый день. Всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией

Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....

Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"

Урок представлен как изучение  употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...

Конспект урока русского языка "Путешествие в мир русской иконописи"

ЦЕЛИ УРОКА:•  учиться рассуждать об иконописи как о ценности культуры;•  дать необходимые фоновые знания об этом виде искусства;•  расширить лексический запас культуроведческой лексикой...

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация

Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

План-конспект урока русского языка в 9 классе, проведённого совместно с сельской библиотекой. Тема: "Международное значение русского языка".

Урок изучения нового материала.Средства обучения – Русский язык: учебник для 9 класса А.Д. Ладыженская Т.А. Тростенцова Л.А. и др. - изд. 7-е - М.: «Просвещение», 2010 г.;  дида...