Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7-8 классов
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Таашева Юлия Аюбовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку для 7-8 классов

Составитель: Таашева  Юлия Аюбовна. 

Цель:

-углубить знания учащихся по основным разделам языка;

-научить учащихся глубокому лингвистическому анализу слова;

-воспитывать любовь к родному языку, чувство коллективности и солидарности.

Тур №1.

Лексика.

Мой верный друг!

 Мой враг коварный!

 Мой царь! Мой раб!

 Родной язык!

Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. Язык может быть и великим даром, и источником страданий.

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…

Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»

 В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? (Диалекты)

Задание 1.

 Определить лексическое значение диалектизма. Что это такое?

1. Ноговицы – носки

2. Издёвленок – шутник, острослов

3. Хлопанцы – шлёпанцы

4. Шмыгало – подвижный человек

5. Провинка – ошибка

6. Седмица – неделя

7. Рех – дыра, отверстие, прореха

8. Подлокотник – помощник, подручный

Задание 2.

Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.

Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке.

1. Око – глаз

 2. Чело – лоб

 3. Выя – шея

 4. Чрево – живот

 5. Перст – палец

 6. Вежды – веки

 7. Ланиты – щеки

 8.Уста – губы

 9.Длань – ладонь

Задание 3.

Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

 По лексическому значению определите, о каком слове идет речь.

1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)

2. Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)

3. Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)

4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)

5. Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)

6. Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)

7. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)

8. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

Задание 4.

Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

 Задание:5

Я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

1. Мыльня – баня

2. Представщик – актер

3. Говядо – скот

4. Топталище – тротуар

5. Лечезнание – медицина

6. Силоделие – механика

7. Ветродуй – вентилятор

Подведение итогов за первый тур.

ТУР №2.

Фонетика. Морфемика.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.

Варе..ка, коври..ка, деревя..ка, костя..ка.

Задание 2.  В каком слове русского языка подряд следуют три буквы Е?

Задание 3.  Какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?

Задание 4.  В каком из слов нет окончания?

1) степной;  2) стеной;  3) герой; 4) долой; 5) второй.

Задание 5.  Какие из слов произошли от одного корня: пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота?

Задание 6.  Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв,

Задание 7.  Как правильно обратиться к незнакомому человеку в Испании?

Задание 8.  Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов кочерга, простыня, дно.

Задание 9.  Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Архангельска, Копейска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Вологды, Курска? 

ТУР №3

Проводится игра по басням Крылова. Зачитывается начало морали басни, ребята ее продолжают и  называют басню.

«Ты все пела? это дело...» («Так поди же попляши!». «Стрекоза и Муравей».)

«Ай, Моська! знать она сильна...» («Что лает на Слона!». «Слон и Моська».)

«От ларчика отстал / И, как открыть его, никак не догадался...» («А Ларчик просто открывался». «Ларчик».)

«А вы, друзья, как ни садитесь...» («Все в музыканты не годитесь». «Квартет».)

«Кукушка хвалит Петуха...» («За то, что хвалит он Кукушку». «Кукушка и Петух».)

«Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам...» («Да только воз и ныне там». «Лебедь, Щука и Рак».)

«На взгляд-то он хорош, / Да зелен — ягодки нет зрелой...» («Тотчас оскомину набьешь». «Лисица и виноград».)

1. Импровизация на заданную тему.

В течение одной минуты каждый участник, сочиняя на ходу, рассказывает историю на одну из предложенных тем:

«Если б я был Карлсоном…»

«Если б я был Винни-Пухом…»

«Если б я был Пеппи Длинныйчулок…»

«Если б я был Бармалеем…»

 Какая страна является родиной Ганса Андерсена?

а) Англия;

б) Франция;

в) Дания.

2. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?

а) Сладков;

б) Чарушин;

в) Бианки.

3. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?

а) Гаршин;

б) Мамин-Сибиряк;

в) Бажов.

1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

 а) сказке;

 б) рассказу;

 в) басне.

2. Кто автор слов «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»?

 а) Некрасов;

 б) Крылов;

 в) Пушкин.

3. С чего начинается сказка?

 а) с концовки;

 б) с зачина;

 в) с намека.

4. Какой жанр не является устным народным творчеством?

 а) сказка;

 б) легенда;

 в) статья;

 г) небылица.

5. Кто из художников иллюстрировал сказки?

 а) Васнецов;

 б) Айвазовский;

 в) Левитан.

Метод получения знаний путем многократного повторения. (Зубрежка.)

Сувенир, в котором скрылось несколько таких же. (Матрешка.)

Какое расстояние, согласно поговорке, бывает между двумя самыми сильными чувствами? (Один шаг.)

Личный праздник, что бывает, к сожаленью, только раз в году? (День рожденья.)

Конкурс «Старая сказка, да на новый лад»

Придумайте за одну минуту новый финал народным сказкам:

«Репка», «Колобок», «Сестрица Аленушка», «Царевна-лягушка».

Подведение итогов.

Ответы на Викторину по русскому языку

1. Варежка, коврижка, деревяшка, костяшка.

2. Длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т. д.

3. Иван Крылов.

4. Долой.

5. Все (пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота).

6. Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников.

7. Дон.

8. Кочерёг, простынь (допустимо простыней), доньев.

9.  Архангельск – архангелогородцы, Копейск – копейчане, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Вологда – вологодцы, Курск – куряне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому язвку, но и по литературе. Проводится это мероп...

Викторина по русскому языку и литературе для учащихся 7 класса «Юный филолог»

Викторина - хороший, веселый способ закрепить и повторить изученные орфограммы. Данная викторина содержит в себе вопросы и задания не только по русскому языку, но и по литературе. Проводится это мероп...

по русскому языку и литературе для учащихся 5-6 классов "Путешествие знатоков языка"

В общей системе мероприятий, проводимых в школе с целью повышения грамотности у учащихся, с целью приобщения их к прекрасному, большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку и литературе....

Разработка внеклассного мероприятия Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – 7 классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

Цель:  повышение познавательного интереса к изучению русского языка посредством активного применения здоровьесберегающих технологийЗадачи:1.Повторение программного материала по русскому языку на ...

Внеклассное мероприятие (игра-викторина) по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах

Внеклассное мероприятие (игра-викторина) по русскому языку и литературе в 5 и 6 классах...

Викторина по русскому язык "Занимательная грамматика" для учащихся 5-6 классов.

ВИКТОРИНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»  ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ....

Игра – викторина по русскому языку и чтению для учащихся 6 – х классов, обучающихся по программе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида

      Многообразные формы работы в рамках Недели русского языка помогают решению проблем, над которыми работает учитель на уроке. С этой целью было разработано познавательно...