Интеллектуальный марафон
план-конспект занятия по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Манцуринская Светлана Михаиловна

создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.

Задачи:

- привить интерес к изучению русского языка;

- создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку;

- научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Андреевская средняя общеобразовательная школа»

       

                                       6 - 7 классы

                                                                         учитель

                                                 С.М. Манцуринская

2014 – 2015 учебный год

Интеллектуальный марафон

по  русскому  языку  «Своя  игра» «В мире русского языка»

( 6 -7 классы)

Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в области русского языка.

Задачи:

- привить интерес к изучению русского языка;

- создание условий для воспитания любви и уважения к родному языку;

- научить обучающихся решать занимательные задачи на логическое мышление по русскому языку.

Карточки, плакат

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует гостей и участников игры: «Добро пожаловать на нашу игру «В гостях у русского языка».

  1. Объявление темы и целей игры.

Учитель:

- Освоить русский язык – трудное дело, но надеюсь, что вы, ребята, не боитесь трудностей на пути к знаниям. Наша игра поможет вам в достижении того чудесного и таинственного, что прячется за словами «русский язык», так как это – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня с вами убедимся. Играя, вы сможете показать свои знания, сообразительность в области русского языка, проявить творческие и интеллектуальные способности и получить истинное удовольствие от своих маленьких побед.

3.  Объяснение условий игры. Выбор участников.

Отборочный  тур:

1) Как  правильно сказать:  У  рыбов  нет  зубов, у  рыбей  нет  зубей, у  рыб  нет  зуб  или  по-другому? (У  рыб  нет  зубов).

2) Отгадайте  загадку:

              Земля  беленькая, а  птички  на  ней  чёрненькие. (Книга).

3) С  какой  частью  речи  никогда  не  употребляются  предлоги?  (С  глаголом).

4) Какие  предлоги  употребляются  чаще  всего?  (В  и  НА).

4. Для  того, чтобы определить  очерёдность  выбора  вопросов, необходимо  провести  жеребьёвку.

Проводится  жеребьёвка.

Итак, согласно  номерам, полученным  при  жеребьёвке, займите, пожалуйста, свои  места. Мы  начинаем  игру.

Уважаемые  игроки! Займите  свои  места  за  игровыми  столами. Перед  вами  категории  вопросов  из  различных  областей  русского  языка. За  каждый  правильный  ответ  вы  получаете  то  количество  баллов, которое  указано  в  таблице. А  за  неправильный -  из  вашей  суммы  вычитается  это  количество  баллов.

5. Игроки  выбирают  категорию  и  вопрос. Фонетика

10 -  Укажите, сколько раз встречается звук   т  в предложении:

Документ подписан директором.

Ответ:  3 раза      Документ подписан директором

Фонетика

20 – Укажите, сколько раз встречается мягкий звук   з   в предложении:

Зина обратилась с просьбой к Лизе.

Ответ : 3 раза  Зина обратилась  с просьбой к Лизе.

Фонетика

30- Укажите, сколько раз встречается твёрдый звук  л в предложении:

Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали.

Ответ: 2 раза

Лес, освещаемый лучами солнца, шумел вдали

Фонетика

40-  Укажите, сколько раз встречается звук   Й в предложении:

« …постой,

Бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко…»

Ответ:  4 раза

« … постой,

Бабушка, постой немножко,-

Ей кричит она в окошко…»

Фонетика

50- Укажите, сколько раз встречается звук   а  в предложении:

«… помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу…»

Ответ : 8 раз «…помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу…»

Орфоэпия

Расставь правильно ударение. Прочитай.

10 –гражданка, документ, засуха, инструмент, километр, магазин

Ответ : гражданка, документ,  засуха, инструмент, километр, магазин.

Орфоэпия

Расставь правильно ударение. Прочитай.

20 – Молодёжь,  партер, портфель, процент, свекла, сирота

Ответ:   Молодёжь, партер, портфель, процент, свекла, сирота.

Орфоэпия

Расставь правильно ударение. Прочитай.

30- начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать

Ответ : начал, баловать, звонит, нефтепровод, реле, прибыть, премировать

Орфоэпия

Расставь правильно ударение. Прочитай.

40  -  средствами, намерение, копировать, свободнее, шофёр, оптовый, сливовый.

Ответ : средствами, намерение, копировать, свободнее, шофёр, оптовый, сливовый.

Орфоэпия

Расставь правильно ударение. Прочитай.

50  -  квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис,красивее,гусеничный

Ответ: квартал, щавель, углубить, ворота, торты, развитый, дефис, красивее, гусеничный

Перевёртыши

10- Поменяй значение каждого слова на противоположное, что получилось?

Огромному дубу жарко летом.

Ответ: Маленькой ёлочке холодно зимой.

Перевёртыши

20 - Поменяй значение каждого слова на противоположное, что получилось?

Ненависть до последнего вздоха

Ответ : Любовь с первого взгляда

Перевёртыши

30 - Поменяй значение каждого слова на противоположное, что получилось?

Громче , кошки, пёс в подвале

Ответ: Тише, мыши, кот на крыше

Перевёртыши

40 - Поменяй значение каждого слова на противоположное, что получилось?

Кредит  дармовщиной бел.

Ответ: долг платежом красен.

Перевёртыши

50 - Поменяй значение каждого слова на противоположное, что получилось?

Джон добрый воскрешает чужую  дочь.

Ответ:  Иван Грозный убивает своего сына.

Фразеологизмы

10 -  В каком фразеологизме говорится о  надёжной защите и, причём здесь камни?

Ответ:  Как за каменной стеной.

Фразеологизмы

20  -   Вспомните фразеологизм,  доказывающий то, что при необдуманной сделке можно стать хозяином  Барсика или Пушка.

Ответ:  Купить кота в мешке

Фразеологизмы

30 – Из какого фразеологизма мы узнаём, что в определённом временном промежутке может быть неожиданное количество некоторых дней?

Ответ: Семь пятниц на неделе

Фразеологизмы

40 --- Какой фразеологизм говорит  о необходимости уборки в жилых помещениях?

Ответ:  Выносить сор из избы.

Фразеологизмы

50 – В каком фразеологизме говорится о том, что не все небесные тела идеальны?

Ответ: И на солнце есть пятна

Жюри  подсчитывает  баллы. Когда  вопросы  закончатся, жюри  оглашает  результат. В  финал  попадают  те  игроки, которые  имеют  положительный  результат.

В ходе игры даются вопросы  и задания болельщикам.

Вопросы: Вопросы для болельщиков

1. Какие 3 местоимения самые чистые? (Вы мы ты)

2. Какие 2 местоимения мешают ездить по дорогам? (Я мы)

3. Какое местоимение требует чистоты? (Мой)

4. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным? (Я)

5. Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше? (Бежать со всех ног)

6. Есть ли ноги у газеты, книги? (Вверх ногами)

7. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь, не в свое дело. (нос)

8. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски – их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем брусок то отрубали половину. Тоже деньги.  Внимание,  вопрос! Как называлась отрубленная часть бруска? (Эту часть называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы – рубль)

9. Сколько минут нужно варить яйцо,  сваренное вкрутую? (Его не надо варить, ведь оно уже сварено)

10. Сколько раз старик ходил к морю в сказке А. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке», чтобы рыба выполнила пожелание старухи? (5 раз)

11. Если в 12 часов ночи идет дождь, то можно ли ожидать, что через 24 часа будет солнечная погода? (Через 24часа, будет ночь, значит, солнечной погоды быть не может)

12. В известной сказке . Поди туда не знаю куда , принеси то не знаю что . Царь послал стрелка Андрея за тридевять земель . Внимание вопрос! Тридевять – это сколько? (Тридевять – это 27. Дело в том, что в Древней Руси считали по девяткам. Тридевять – это девять умножить на три)

13. При царе Иване 4 были выпущены монеты, на которых изображался всадник с копьём в руке. Внимание, вопрос! Как назывались эти монеты? (Такие монеты назывались копейками. Отсюда и пошло название современной денежной единицы - копейка)

14. Сколько лет работал старик из сказки о рыбаке и рыбке? (33 года)

15. В каком месяце 28 дней? (В любом)

16. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи вон? (Про змей. Они на самом деле из старой кожи притискиваясь между камнями начинают сбрасывать кожу. В момент линьки уже успевает образовываться молодая блестящая и глянцевая кожа )

Жюри  огласит  сейчас  те   баллы, которые  участники  заработали  в  течение   всей  игры.

А  сейчас  участники  делают  ставки, записывая  их  на  отдельных  листочках, которые  передаются  членам  жюри.

Подведение итогов игры. Награждение участников и болельщиков призами.

 - Наша игра «В мире русского языка» закончилась. Но каким бы ни был результат, мне кажется, что сегодняшняя игра была интересной и познавательной. Мы увидели, что  изучение русского языка – увлекательное дело. Прошу жюри огласить результаты игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интеллектуальный Марафон - 2011»

p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } Пояснитель...

Интеллектуальный марафон. Памятники литературным героям

Материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках предметной недели...

Интеллектуального Марафона- 2011

p { margin-bottom: 0.21cm; }a:link { color: rgb(0, 0, 255); text-decoration: underline; } Пояснительная записка Цель: Развитие устойчивого интереса к информатике, творческой активности;разви...

Интеллектуальный марафон по русскому языку. 6 класс

Интеллектуальная игра по русскому языку. 6 класс...

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 5 класс

    Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по разным предметам. Eго цель-проверить знания, общую эрудицию и творческие сп...

Интеллектуальный марафон (задание по английскому языку) 6класс

    Интеллектуальный марафон- проводимое в некоторых школах мероприятие, которое включает в себя задания по различным предметам. Его цель-проверить знания, общую эрудицию, творческие ...