УМК. Словообразование. 6 класс.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Аникеева Наталья Викторовна

УМК. Словообразование . 6 класс по программе Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umk_2_slovoobrazovaenie.doc483.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методический комплекс по теме:

«Основные способы словообразования»

Русский язык в 6 гимназическом классе по учебнику М.М. Разумовской, С.И.  Львова, В.И. Капинос и других.

Аникеева Наталья Викторовна

Учитель русского языка и литературы

ЦО № 1460 ЮВАО

Научный руководитель В.В. Лебедев.

Основные обобщенные, прогнозируемые результаты изучения темы:

«Основные способы словообразования».

В конце изучения темы учащиеся:

Знают:

- основные способы словообразования в русском языке;

 Умеют:

- определять способы словообразования;

- составлять словообразовательную цепочку;

- составлять карту – схему темы.

Количество уроков по плану:  5

Количество срезовых работ:  4

Итоговая контрольная работа.

Задания первого уровня.

1. Изобразите схему темы «Основные способы словообразования».

2.Образуйте слова из данных морфем.

- приставки: пере-, под-, при-;

- корни: город, стро, окон, стол, соб, пар, кор, воз, везд, мед, ход, сестр, клресл, чал, кровать;

-суффиксы: -ск, -, -ник, -ов, -и, -и;

- соединительные гласные: о, е, о

Задания второго уровня.

3.   1)Укажите способ образования слова НЕТОЧНОЕ.

2)Укажите способ образования слова ВОПРОСИТЕЛЬНО.

3)Укажите способ словообразования слова ПАНИЧЕСКИ.

4.Сгруппируйте слова по способам их образования.

Актуальность, ошейник, каменистый, утюжить, тишина, бег, наводнение, безрельсовый, беспрепятственный, перебежка, послеобеденный, контратака, поохотиться, увлажнить, сверхскорость, МГУ, съедобный, бескрайний, желтеть, ГИБДД, поискать, расщепить, мороженое, педсовет, медсправка.

Задания третьего уровня.

5. Из данных предложений выпишите слово, образованное приставочным способом.

 Убивается любознательность, так сильно присущая детям в начале учебы. Знание тяготит, ибо не обогащает. Затем подрастающему недорослю попадаются сигареты, пиво, затем иные, быстрые способы получения удовольствия, он скатывается на неправильные привычки.

Срезовые работы

I уровень

II уровень

III уровнь

Урок1. 1.Изобразите элемент карты урока (суффиксальный способ словообразования; способ сложения).

Урок 2.

1. Изобразите схему темы «Основные способы словообразования».

2.  Образуйте слова из данных морфем.

- приставки: по-, о-, у-, за-, до-;

- корни: крас, зелен, тиш, пар, стол, воз, лич, стро, звон, плащ, морож, палат;

- суффиксы: и, и, и, ин, ов, н, и, и, ся, к, е

.

Урок 3.

1.Каков способ образования слова выброс, противоположность, любитель, небольшой, пароходный, хлебозавод.

2.

Сгруппируйте слова по способам их образования:

Биатлонист, подзаголовок, заступаться, безработица, недруг, подбородок,  тишина, спецкурс, грузоотправитель, бег

Урок 4.

1. Укажите способ словообразования слова ПОЗНАНИЕ.

ЗАКУСОЧНАЯ.

ПОТИХОНЬКУ.

Урок 4.

 Найдите в предложении глагол, который образован суффиксальным способом.

Нам было жаль расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, пришли попрощаться с озером.

Найдите в предложении существительное, которое образовано бессуффиксным способом.

Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину.

Выпишите из предложений слов, образованное приставочным способом.

Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным.




ТАБЛИЦА ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОГНОЗИРОВАННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  УЧЕНИЯ  ШКОЛЬНИКОВ

№ заданий

итоговой работы

Уроки по теме

I

уровень

II

уровень

III

уровень

№ срезовой работы

1

2

3

4

5

№ 1.Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования.

1

№1

№ 2. Словообразовательные модели.

1

2

№2

№ 3. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

1

2

№3

№ 4. Разбор слова по составу и словообразовательный разбор.

1*

№4

№5. Итоговая контрольная работа.


 Урок № 1.

Тема урока «Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования».

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы №1

1

В конце урока каждый учащийся знает:

- способы словообразования в русском языке;

Умеют:

- составлять карту-схему

Изобразите элемент карты урока (суффиксальный способ словообразования; способ сложения).

Система упражнений

Упражнения первого уровня

Упражнения первого уровня

Коллективная работа

Коллективная работа 

1.Заполнение карты – схемы (схема дана без надписей).

Чтение и анализ параграфа 21 «Словообразование имен существительных», 23 «Словообразование имен прилагательных», 26 «Словообразование глаголов».

Полусамостоятельно.

Полусамостоятельно

Работа в парах. Изобразите элемент карты урока (приставочно-суффиксальный способ словообразования). Каждый составляет, затем меняются и проводят проверку, сверяя с картой – схемой урока.

Самостоятельно 

Самостоятельно.

Изобразите элемент карты урока (приставочный способ словообразования). Проверьте себя по карте – схеме урока. Система упражнений.

      4.Домашнее задание. Упражнение № 259, 260, 261, 262, 263.

  4.Домашнее задание. Повторить по карте – схеме урока «Основные способы словообразования», упражнение № 255 устно, 256 – письменно.

Урок № 2 

Тема урока «Словообразовательные модели».                                          

1

В конце урока каждый учащийся знает:

- как определять словообразовательные модели;

умеют:

- определять словообразовательные модели.

Срезовая работа №2

1. Изобразите схему темы «Основные способы словообразования».

2.  Образуйте слова из данных морфем.

- приставки: по-, о-, у-, за-, до-;

- корни: крас, зелен, тиш, пар, стол, воз, лич, стро, звон, плащ, морож, палат;

- суффиксы: и, и, и, ин, ов, н, и, и, ся, к, ен;

Система упражнений.

Упражнения первого уровня

Упражнения первого уровня

Коллективная работа

Коллективная работа 

Образуйте слова из данных морфем.

Приставки: пере-, при-;

Корни: мор, лет, юбч, туман, лис, тепл, ход, кровать;

Суффиксы: онк, н, оньк, н, а, ск;

Полусамостоятельно.

Изобразите карту темы «Основные способы словообразования».

 (Можно изображать вместе советуясь друг с другом. Можно изобразить по отдельности. Затем поменять  работы и найти  друг у друга ошибки, не сверяя с образцом, потом проверка по образцу. Можно, один рассказывает другой проверяет по карте, затем меняются ролями.)

Полусамостоятельно

Образуйте слова из данных морфем.

Приставка при, суффикс ник, корни: вод, снег, локоть, одеял, стакан, свеч;

Приставка на, суффикс ник, корни: кон(ец), колен;

Приставка без, суффикс иц, корни: вкус, работ, корм;

Приставка со, суффикс ник, корни бесед, труд, курс;

Приставка без, суффикс ник, корень дел;

Самостоятельно 

Изобразите карту  темы «Основные способы словообразования» (сверяется с образцом)

Самостоятельно.

Упражнение № 266.

Образуйте слова из данных морфем.

Приставки: при-, про-, при-, рас-, раз-;

Корни: школ, чит, винт, шир, сух, дел, фрукт;

Суффиксы: н, а, и, я, и;

      4.Домашнее задание. Упражнение № 259, 260, 261, 262, 263.

Урок № 3.

Тема урока «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор»

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

 В конце урока каждый учащийся знает:

- как определять

-способы словообразования в русском языке;

умеет:

- разбирать слово по составу и делать словообразовательный разбор.

Срезовая работа №3

1. Каков способ образования слова выброс, противоположность, любитель, небольшой, пароходный, хлебозавод.

2. Сгруппируйте слова по способам их образования.

Биатлонист, подзаголовок, заступаться, безработица, недруг, подбородок,  тишина, спецкурс, грузоотправитель, бег.

Система упражнений.

Упражнения первого уровня

Упражнения первого уровня

Коллективная работа

Каков способ образования следующих слов?

Уличный, застроить, дозвониться, плащ-палатка, тишь, мороженое.

Коллективная работа 

Сгруппируйте слова по способу их словообразования.

Улыбка, надежность, способный, преувеличить, лотерейный, паровозик, кресло-кровать, гостиная, подснежник, собкор, надомница, двигатель.

Полусамостоятельно.

Упражнение № 311. Каков способ образования следующих слов.

Скрестить, скрести (ср.: скребу), скупить (вещи), скупиться, слезать, слезиться, слизать, слизистый, сорить, ссорить, спать, сложение, сложность, смешать, смешить, совладелец, советовать, справка, справа, сверкнуть, сверять, свершить.

Полусамостоятельно

Упражнение № 311.  Сгруппируйте слова по способу их словообразования.

Скрестить, скрести (ср.: скребу), скупить (вещи), скупиться, слезать, слезиться, слизать, слизистый, сорить, ссорить, спать, сложение, сложность, смешать, смешить, совладелец, советовать, справка, справа, сверкнуть, сверять, свершить.

Самостоятельно 

Каков способ словообразования следующих слов.

заступник, недруг, подоконник, сбербанк, сталелитейщик, серебристый, антисанитарный, заморский, научно-популярный, перестроить, обедать, озеленить.

Самостоятельно.

 Сгруппируйте слова по способу их словообразования:

заступник, недруг, подоконник, сбербанк, сталелитейщик, серебристый, антисанитарный, заморский, научно-популярный, перестроить, обедать, озеленить

      4.Домашнее задание. Упражнение № 267, 268

Урок №4.

Тема урока «Разбор слова по составу и словообразовательный разбор».

Прогнозируемые результаты урока

Срезовые работы

Все учащиеся знают:

-способы словообразования в русском языке;

Умеют:

- разбирать слово по составу и делать словообразовательный разбор.

Срезовая работа №4

1. Укажите способ словообразования слова ПОЗНАНИЕ.

Укажите способ словообразования слова ЗАКУСОЧНАЯ.

Укажите способ словообразования слова ПОТИХОНЬКУ.

2.   Найдите в предложении глагол, который образован суффиксным способом.

Нам было жаль расставаться с Пюхяярве, и, когда наступил день отъезда, пришли попрощаться с озером.

Найдите в предложении существительноео, которое образовано бессуффиксным способом.

Я пришла… попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину.

3. Выпишите из предложений слово, образованное приставочным способом.

Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным.

Система упражнений.

Упражнения первого уровня

Упражнения первого уровня

Коллективная работа

1.Укажите способ словообразования слов  выброс, противоположность, классный, приморский, подводник, пылесос, мастерская.

Коллективная работа 

2. Выпишите из предложений слово, образованное способом сложения.

Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5-6 мм. Различают ливневый дождь - крупнокапельный, выпадающий из кучевых облаков…

Полусамостоятельно.

Укажите способ словообразования слов прыжок, молодушка, приусадебный, подбородок, мореход, северо-западный, гостиная.

Полусамостоятельно

Упражнение № 307

Прочитайте текст. Выпишите из текста слова, образованные приставочным способом.

Много вредных насекомых переловят скворцы за лето для себя и своих скворчат. Потому и стараются люди приманивать скворцов поближе к полям и огородам. Потому и развешивают для них скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости!

        Полезная птица скворец, а уж какая занятная! Занятней, пожалуй, и не найдешь.

        Послушайте, как – нибудь, как он, сидя на ветке около домика, песенки распевает. То засвистит, затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как курица, закудахчет…Слушаешь его – и дивишься: какие только звуки в его песенке не встречаются!.. Что услышит скворец, что запомнит, то и старается повторить.

Самостоятельно 

Укажите способ словообразования слов наколенник, прибежать,  работяга, ГИБДД, ход, ванная.

Самостоятельно.

Выпишите из предложений слово, образованное приставочным способом.

«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. «За что, мальчик?» - «За то, что я не сирота». Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, спящий лес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме "Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования"

Цели урока:познавательные :·        формировать представление о словообразовании как разделе лингвистики, о различиях морфемики и словообразования;·...

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Словообразование как раздел лингвистики. Основные способы словообразования.

Урок разработан и проведен учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Цель: 1) дать представление о словообразовании как разделе линг...

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования.

Словообразование и формообразование. Основные способы словообразования....