Сложноподчиненные предложения
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Зеленцова Александра Ивановна

Разработка урока в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_v_9klasse.docx57.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сложноподчиненные предложения в 9 классе

Тип урока:  обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Форма урока: урок-практикум 

Общедидактическая цель урока - формирование универсальных учебных действий:

- создание условий для формирования интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей обучающихся через разнообразные формы организации познавательной  деятельности (фронтальную, индивидуальную, парную, групповую). Обобщение знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение изучения данной синтаксической конструкции; подготовка к ОГЭ. Все задания сопровождаются анализом структуры предложений, их пунктуационных и стилистических особенностей.

Задачи урока:

1. образовательная:

- организация деятельности обучающихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы «Сложноподчиненные  предложения»

- закрепление орфографических и пунктуационных навыков;

- проверка качества знаний по данной теме.

2. развивающая:

         - развитие творческой, речевой, мыслительной деятельности обучающихся;

         - развитие навыков работы в коллективе;

         - развитие речи обучающихся;

         - развитие потребности в самовыражении, самоактуализации через различные виды деятельности.

3. воспитательная:

        - воспитание эстетического отношения к слову;

        - воспитание характера, стойкости, целеустремленности;

        - осознание ценности совместной работы.

 Думать и творить, творить и думать – вот основа всякой мудрости.

                                                               И.Гёте, немецкий писатель

             Знаки препинания – это нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться.

                                                             К.Г. Паустовский

     Этапы урока:

Стадии

Виды и формы работы

Время

Настрой

Приветствие уч-ся и учителя, эпиграф

2мин.

Мотивация

Лексико-орфографическая работа, краткая беседа.

4мин.

Деятельность

Анализ предложений, пуктуационная работа

21мин.

Диагностика

Определение вида придаточных предложений

10мин.

Осмысление

Обобщение и вывод, составление схем предложений

5мин.

Рефлексия

Оценивание результатов деятельности учителя и учащихся на уроке, беседа и анализ ошибок, советы друг другу.

3мин.

1Лексико-орфографическая работа. Заполните пропуски там, где это необходимо.     

   Инт   лект, инц … дент, иску …тво, и … подтишка, небез  нтересный, нежда  о-негада- … о, ок  упант, пер …ферия, окрес …ность, ове …ный, инте  л … генция, арт … лерия, а …юминий, вз  ерош … ный, ид …логия.

 2.   Анализ предложений. Пунктуационная работа.

Учащиеся должны  расставить знаки препинания. Определить вид придаточных предложений, обозначить главную и придаточную части.

1. Мы уже уходили на самую поляну где травы стояли до самых плеч. 2. Берег где остановилась машина был низкий илистый. 3. Я давно мой край оставил где цветут луга и чащи. 4. Ничем бывало у него слез не выбьешь даже когда он был помоложе. 5. Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла кто-то успел уже разложить костер и поместить над огнем чайник. 6. Как только мы заходили за какую- нибудь вершину шум моря замирал. 7.  Как мы ни старались в этот день нам удалось дойти только до устья реки. 8. Я бы от души рассмеялся если бы мне не хотелось заплакать. 9. В глазах чувствовалась такая боль как будто бы я только что пристально и близко глядел на блестящую точку. 10. Чем ближе к вечеру тем гуще делалась духота.

3.Проверим написанное!

1. Мы уже уходили на самую поляну, где травы стояли до самых плеч. 2. Берег, где остановилась машина, был низкий илистый. 3. Я давно мой край оставил, где цветут луга и чащи. 4. Ничем бывало у него слез не выбьешь, даже когда он был помоложе. 5. Пока возились с лошадьми и разбирали сёдла, кто-то успел уже разложить костер и поместить над огнем чайник. 6. Как только мы заходили за какую- нибудь вершину, шум моря замирал. 7. Как мы ни старались в этот день, нам удалось дойти только до устья реки. 8. Я бы от души рассмеялся, если бы мне не хотелось заплакать. 9. В глазах чувствовалась такая боль, как будто бы я только что пристально и близко глядел на блестящую точку. 10. Чем ближе к вечеру, тем гуще делалась духота.

4.Делаем вывод:

Этот вид сложных предложений, состоит из двух неравноправных по смыслу простых предложений: главного и придаточного. Придаточное присоединяется к главному с помощью подчинительных союзов или союзных слов. Союз или союзное слово всегда входит в состав придаточного предложения. Простые предложения в составе сложного  разделяются запятыми.

5. Актуализация знаний

Даны 2 предложения: Как вы отличаете сложносочиненное предложение от сложноподчиненного?

Открыли дверь в сад и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

Я заснул крепко так что не видел ни одной станции.

(Значение, союзы)
Давайте вспомним, проверим знания по теоретическому материалу.

Заполните пустые клеточки в таблице.

http://festival.1september.ru/articles/527390/img1.gif

6. Лингвистический анализ текста.

(1)  Улицы, площади, каналы, дома, парки – все они напоминают, напоминают, напоминают… (2)  Ненавязчиво и ненастойчиво творения прошлого, в которые вложены талант и любовь поколений, входят в человека, становятся мерилом прекрасного. (3) Он учится уважению к предкам, чувству долга перед потомками…
(4) Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, он не любит их.(5)  Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, у него нет любви к своему городу. (6) Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.

                                                                                (По Д.С.Лихачеву)

Дмитрий Сергеевич Лихачёв – знаменитый русский учёный-филолог, историк культуры, публицист, общественный деятель, действительный член (академик) Академии наук СССР, затем Российской Академии наук. Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории русской литературы и русской культуры, 500 научных и около 600 публицистических трудов.

О таких людях говорят — «совесть нации». Поэтому не меньше, чем его труды по истории русской литературы и культуры, для нас важна сама его личность — этот человек стал для нас живой «связью эпох», «связью времен».

Прочитайте текст и выполните задания.

1) К какому стилю и типу относится текст:

а) разговорный стиль, рассуждение;
б) публицистический, рассуждение,
в) художественный, описание,
г) научно-популярный стиль, повествование.

2) Определите тему текста.

3) Какова проблематика текста.

4)  Как связаны 1 и 2 предложения.

5) Какое значение имеет слово «памятникам» в последнем (6) предложении:

а) художественное произведение;
б) культурное наследие;
в) скульптура.

6) Какой частью речи является слово «прошлого» во 2 предложении.

7) Как называется прием, используемый в начале всех предложений второго абзаца:

а) эпитет;
б) гипербола;
в) олицетворение;
г) анафора.

8) Объясните  обособление  как правило  в 6 предложении.

9) Какая характеристика 2 предложения является верной:

а) сложноподчиненное;
б) сложносочиненное;
в) простое;
г) бессоюзное
 

7. Групповая работа

 Укажите разницу в значении предложений.

[   … там  ], ( где … ).           [  … той + сущ. ], (  где …  ).

Практические навыки. Распределительный диктант.

Определите тип предложения на слух: простое или сложное.

1. Глупа та птица, которой гнездо свое немило. 
2. Где жить, там и слыть. 
3. Если за шкурой ума нет, так к шкуре не пришьешь.

– Заметили ли вы, что предложения объединены жанровым признаком – каким? (Пословицы).

8. Закрепление

Указать предложения, в которых союз когда употреблен в значении союза если.

1. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью. 2. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

3. Писать надо тогда, когда чувствуешь в себе новое, важное содержание, ясное для тебя, но непонятное людям. 4. Человек может стать другом, когда горе другого человека становится его личным горем. 5. Слово только тогда оказывает надлежащее действие, когда оно высказано горячо и проникнуто убеждением.             

9.Рефлексия.

- Что для вас сегодня на уроке было особенно полезным, интересным?

- С какими трудностями вы столкнулись  в процессе работы над текстом?

- Сегодня на уроке о многом говорили, анализировали структуру предложений, их пунктуационные и стилистические особенности.         

10. Домашняя работа.  Напишите сочинение-миниатюру: Какие старые улицы, дома, беседки нашего города вам дороги, опираясь на размышления Д.С.Лихачева; подберите заголовок.

Самостоятельная работа по теме «Знаки препинания в СПП»

Внимательно прочитай текст и выполни задания к нему.  Распредели знаки препинания  по указанным в задании правилам. Количество правильных ответов в разных заданиях может быть  разным. Ответ на задние 8 необходимо записать словами.

     1.Не стану уверять вас, (1)  что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2.Каждому из нас мила та сторона, (2) где ты родился, (3) вырос или живешь. 3.И все-таки у природы есть свои любимцы, (4)  которых она наделяет особой красотой. 4.Таков и Байкал, (5)  славящийся своей чудотворной силой, (6)  величием и могуществом.

     5.Вспоминаю, (7)  как мы с товарищем, (8)  приехавшим ко мне в гости, (9)  долго шли по берегу нашего моря…. 6.Байкал был так чист и тих, (10) что далеко в воде переливались красками камни.

     7.Товарищ мой был потрясен дикой и бурной красотой: (11)  она буквально обрушилась на него. 8.Товарищ еще не знает зимнего Байкала, (12) и вот он восторженно ступает на тонкий прозрачный лед. 9.Под ним, (13)  как под увеличительным стеклом, (14) имеющим больше метра толщины, (15) живет и шевелится вода. 10. Мир удивителен,  (16)  и хорошо, (17) что одним из чудес света можно считать Байкал

   

В приведенном выше тексте пронумерованы все  предложения. В предложениях    текста  пронумерованы все запятые.  Выпишите цифры:

  1.  обозначающие  запятые при однородных членах предложения;
  2. обозначающие запятую при сравнительно обороте;
  3. обозначающие запятые при обособленных определениях;
  4. обозначающие запятые между частями  СПП;
  5.  обозначающие запятую между частями  ССП;
  6. обозначающие  запятую между частями БСП;

7. выпишите номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;

8. выпишите  грамматические основы предложения №5.

9. постройте схему предложения №1

Условия оценивания: 1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов – 21

21-20-  баллов – «5»; 19-17   баллов – «4»; 16-10  баллов – «3»;  9  и менее – «2»

Ответы:

В1

1

3,6

2

13

3

5,8,9,14,15

4

1,2,4,7,10,17

5

12,16

6

11

7

2,3

8

Вспоминаю, мы с товарищем шли

9

Обобщающее повторение сложноподчиненных предложений

Виды придаточных предложений

Вид придаточного

Вопросы

Союзы

Союзные слова

Указательные слова

        Определительные

( относится к существ. в главном,

к местоимению).

Какой? Чей?

___

Который, чей, какой, где, куда, откуда, когда, что, кто.

Тот, такой, таков, это и др.

            Изъяснительные

(чаще всего к глаголу в главном)

Косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? и т. д.

Что, как, будто, чтобы, ли, как будто.

Когда, куда, сколько, отчего, зачем, почему, где, откуда, как.

Тот (в разных формах).

О Б С Т О Я Т Е Л Ь С Т В Е Н Н Ы Е

Места ( к указ. слову, к глаголу)

Где? Куда? Откуда?

-

Где, куда, откуда.

Там, туда, оттуда, всюду, везде.

Образа действия, меры, степени ( к глаг., нареч. + указ. слову)

Как? Каким образом? В какой мере? До какой степени?

Что, чтобы, будто, как будто, словно, точно.

Как, сколько, насколько,

Так, такой, таким образом, настолько, до того и т.п.

Сравнения

(ко всему главному)

Как? Насколько?

Как, будто, как будто, словно, точно.

                         Времени

( ко всему главному)

Когда? Как долго? С каких пор? На сколько времени?

Когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, покамест, прежде чем, по мере того как.

Тогда, до тех пор.

           Причины

( ко всему главному)

              Почему? Отчего? По какой причине?

Потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благодаря тому что, ибо, поскольку.

Потому, оттого, ввиду того, вследствие того.

Условия

(ко всему главному)

                      При каком условии?

Если, когда, кабы, коли (коль), ежели, раз.

 В том случае, тогда.

  Цели (ко всему главному)

Зачем? С какой целью? Для чего?

Чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы.

 Для того, затем.

Уступки

(ко всему главному)

Несмотря на что? Вопреки чему?

Хотя, несмотря на то что, пусть, пускай

Как ни, где ни, кто ни, когда ни, сколько ни, что ни.

         Следствия

(ко всему главному)

Что из этого следует?

Так что.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....

Подгтовка к ЕГЭ А5. Синтаксические нормы (выбор форм согласования и управления; построение предложений с однородными членами, построение сложноподчиненных предложений)

Данная презентация в полном объеме дает материал для повторения синтаксических норм. Дана теория и несколько вариантов заданий....

Речевой практикум "Сложноподчиненное предложение и бессоюзное сложное предложение. О Женщине, Любви и Красоте"

Конспект урока по закреплению строения, значения, смысловых отношений между частями  СПП и БСП дается на красивом и познавательном материале, имеющем высокий воспитательный эффект....

Контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.

Контрольная работа позволяет проверить знания учащихся 9 класса по теме"Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений". Задания к контрольной работе: 1. Расставить знаки препинания.2. По...

Урок русского языка 9 класс Тема "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"

Урок русского языка 9 класс. Тема  "Строение сложноподчиненного предложения. Главные и придаточные предложения в его составе"....

Конспект урока "Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Тема: Сложноподчиненные предложения. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о видах сложноподчиненных предложений, совершенствовать...