РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ Синонимы, их функции. Фразеологические обороты
методическая разработка по русскому языку на тему

Татьяна Ивановна Тимошенко

Разработка занятия, на котором используется игра Лото с синонимами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«ПЕТУХОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА

 

занятия по предмету

«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

ТЕМА:  «СИНОНИМЫ, ИХ ФУНКЦИИ. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ»

Выполнил: преподаватель

Тимошенко Т.И.
                                                                                                       

Петухово 2009 г.

Пояснительная записка

     В пояснительной записке Программы по предмету «Русский язык и культура речи» записано: «Поскольку студенты первых курсов ссузов, как правило, еще не обладают такой совокупностью знаний, умений и навыков в области русского языка, которая позволяла бы им полноценно овладевать речевой культурой без систематического повторения и углубления лингвистических основ предмета, постольку программа дисциплины «Русский язык и культура речи» для ссузов предусматривает такую культурно-речевую подготовку студентов, которая осуществляется параллельно и в тесном взаимодействии с повторением, углублением и систематизацией сведений обо всех уровнях и единицах русского языка с упором на их функциональную специфику (употребление в речи).

     Для того чтобы обучение по данной программе было результативным, нужно сделать его не столько излагающим, сколько тренирующим. Поэтому в работу над каждой темой необходимо вводить активные упражнения, тренинги, учебные игры».

     Педагогические игры - достаточно большая группа игровых методов и приемов, используемых в организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть выделены и обоснованы.

     К интеллектуальным дидактическим играм относятся тематические викторины,  кроссворды, ребусы, лото, игры-аукционы, чайнворды.

     При проведении данного занятия мною используются две игры: лото и игра-аукцион. Выбор игровой технологии обоснован тем, что тема «Лексика» изучалась студентами как в школе, так и на первом курсе техникума, поэтому основной является развивающая цель занятия, а не обучающая.  Обогащение же словарного запаса студентов легко достигается при помощи игровой технологии.

     Согласно стандартам, обучающиеся должны знать основные лексические понятия, основные виды лексических ошибок и уметь их исправлять. На это направлены все части занятия, кроме, пожалуй, второй, поскольку этот элемент      традиционно включает в себя проверку знаний студентами определённого количества слов акцентологического словаря, составляемого на занятиях культуры речи.  Тем не менее, с занятием проверка домашнего задания составляет единое целое.

     При объяснении нового материала синонимы и фразеологические обороты взяты преподавателем произвольно, исходя из личного опыта: мало знакомые фразеологические обороты и некоторые сложности в употреблении синонимов даются под запись. Игра «Лото» увлекает темой и развивает речь студентов одновременно.

     Этап первичной проверки понимания обучающимися изученного материала проводится в форме игры «Аукцион», где наряду со знанием общеупотребительных фразеологических оборотов студентам предоставляется возможность проверить и усвоение только изученных.

     Поскольку, на мой взгляд, благоприятный психологический микроклимат как нельзя более способствует воспитанию современного человека, рефлексия проводится для выявления того, насколько здоровая атмосфера царит во время занятия, насколько усваивается преподаваемый материал студентами.

     После проведения рефлексии и только тогда, чтобы не оказывать давление на мнение студентов, появляется последний слайд, на котором изображён вёсёлый смайлик, символизирующий собой внутренне состояние преподавателя после проведённого занятиеа. Таким образом, даже если студенты были не совсем довольны занятиеом, то на некоторых из них подобный сюрприз обязательно подействует позитивно.

     При проведении занятия используется презентация (Приложение №5).

План занятия
Предмет: «Русский язык и культура речи»

Курс 2

Занятие №10

Раздел 3 программы: «Система языка и её стилистическая характеристика»

Тема № 2 раздела: «Лексика и фразеология» 

Тип занятия: Комбинированный

Тема занятия: «Синонимы, их функции. Фразеологические обороты»

Цели занятия

Учебная продолжить изучение акцентологических норм; изучить лексические нормы при употреблении в речи синонимов и фразеологических оборотов

Развивающая обогащать и усложнять словарный запас студентов посредством изучения синонимов и фразеологических оборотов

Воспитательная воспитывать интерес к изучению русского языка

Форма занятия: фронтальная.

Виды занятия: лекция с элементами педагогических игр.

Методы занятия: вербальный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Дидактическое обеспечение занятия: презентация, карты для игры «Лото с синонимами», рисунки для игры-аукциона по фразеологическим оборотам, учебники, ноутбук, проектор, экран.

Продолжительность занятия: 90 минут

№ п/п

Этапы занятия

Продолжительность

1.

Организационный момент

5 мин.

2.

Этап проверки домашнего задания.

10 мин.

3.

Этап подготовки обучающихся к восприятию учебного материала

5 мин.

4.

Этап усвоения новых знаний

35 мин.

5.

Этап первичной проверки понимания обучающимися изученного материала

15 мин.

6.

Этап закрепления новых знаний

10 мин.

7.

Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

8.

Этап подведения итогов занятия

5 мин.

9.

Этап рефлексии

3 мин.

Информационная карта 

Этапы
занятия

Деятельность
педагога

Деятельность
обучающихся

Результат

  1. 1.Организационный момент

Приветствие. Назначение дежурного. Проверка
наличия обучающихся, их готовности к занятию.

Дежурный докладывает об отсутствующих, готовит доску, мел. Обучающиеся готовятся к занятию.

Обучающиеся готовы приступить к занятию.

  1. 2.Проверка домашнего задания

Проверяет знание слов из словаря, заданных на прошлом занятии, диктует  для записи новые.

Рассказывают наизусть слова, заданные на прошлом занятии, записывают новые.

Оценки

  1. Этап подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала

Называет тему занятия, цель и задачи, стоящие перед обучающимися. Указывает на связь темы с предыдущими занятиями, на актуальность темы. Объявляет условия получения оценки знаний. Проводит вводный опрос по новой теме.

Обучающиеся внимательно слушают, узнают условия получения оценок, отвечают на вопросы, опираясь на учебный опыт.

Обучающиеся понимают тему, цель и задачи. Активизация работы обучающихся.

  1. 4.Этап объяснения нового материала

Раскрывает тему занятия в виде лекции, игры «Лото»

Внимательно слушают, конспектируют, играют.

Записан конспект.

Активное участие  всей группы

Оценки.

  1. 5.Этап первичной проверки понимания обучающимися изученного материала.

Краткий опрос по данной теме в виде игры «Аукцион» с включением всей группы в работу

Отвечают на вопросы.

Активное участие  всей группы.

Оценки.

6.66.Этап закрепления новых знаний

 Выставляет результат письменной работы в журнал ещё не оценённым на сегодняшнем занятии студентам.

 Самостоятельно письменно выполняют упражнение, проверяют попарно и выставляют оценки в тетрадь. Желающие получить оценку объясняют ошибки товарищей.

 Новый материал разобран полностью.
Обучающиеся
полностью усвоили тему.

7.Этап информации о домашнем задании, инструктаж о его

 выполнении.

Задает домашнее задание, объясняет, как нужно его выполнить.

Записывают домашнее задание.

Все учащиеся знают домашнее задание и как его выполнить.

8.   8.Этап подведения итогов.

Определяет работу всей группы. Выставляет оценки наиболее активным участникам беседы.

Участвуют в подведении итогов.

Оценки.

9.   9.Этап рефлексии.

Выдает листочки для рефлексии.

Проводят анализ занятия и самооценку своей работы.

Проявление аналитических качеств учащихся. Информация для педагога о занятии с точки зрения обучающихся.

Конспект занятия

  1. Организационный момент

  1. Проверка домашнего задания

(Таблица №6). Приложение №1.

Продолжение составления словаря акцентологических норм

(Таблица №7). Приложение №1.

  1. Этап подготовки обучающихся к восприятию нового учебного материала

     Что за речевое явление представлено в следующих стихотворных строках:

Говоря про мои странности,

Не думай о пространности.

     Это каламбур, который основывается на омонимии. Об этом мы говорили на прошлом занятии.

     Сегодня мы продолжим повторять основные лексические понятия и связанные с ними нормы культуры речи.

     Что такое синонимы? Приведите примеры.

     Что такое фразеологические обороты? Приведите примеры.

     Эта тема вам знакома. Мы уже знаем, что благодаря синонимам и фразеологическим оборотам наша речь становится богаче, точнее и красочнее. Но сегодня нам важно рассмотреть эти лексические понятия с точки зрения культуры речи, обогатить язык новыми единицами языка. За сегодняшний занятие многие из вас, самые умные или самые догадливые, получат хорошие оценки, поскольку те задания, которые вы будете выполнять, не вызовут у вас особых затруднений.

     Запишем тему занятия:  Синонимы, их функции. Фразеологические обороты.

  1.  Объяснение нового материала

Запишем определение этих понятий.

     В чем же особенность синонимов? Что необходимо о них знать, чтобы с боˊльшим эффектом использовать в своей речи? Роль синонимов в речи исключительно велика: они помогают избежать ненужных повторений одного и того же слова, точнее, четче передают мысли, позволяют выразить многообразие оттенков того или иного явления, качества и т.д.

     Чтобы доказать эту мысль, я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Лото с синонимами» (правила игры – в Приложении №2, таблица №1 – в Приложении №3 и в презентации, таблица №2, использующаяся на следующем занятии, -  в Приложении №4).

     Кроме того, нужно уметь находить слова, синонимичные друг другу, уметь проникать в глубь слова, понимать, чем синонимы различаются. Очень часто допускаются ошибки в речи при употреблении синонимичных пар глаголов «есть – кушать» и «ложить – класть».

Есть – кушать.

     Эти глаголы в современном русском языке обозначает, в сущности, одно и то же – принятие человеком пищи, процесс еды.

Однако стилистические условия употребления этих слов различны.

     Глагол кушать в литературном языке имеет оттенок вежливости и обычно применяется лишь для приглашения кого-нибудь к еде, а также ласково по отношению к детям. Например: Кушай тюрю, Яша (Н. А. Некрасов).

     В старом русском просторечии глаголы кушать, откушать, выкушать и т. П. применялись не только к еде, но и к питью, а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости в обращении слуг к господам или низких чинов к высоким особам. Например: пожалуйте кушать чай, барин кушает кофий, кушать подано и т. П.

     В современной литературной норме слово кушать занимает особое место рядом с глаголом есть: оно не употребляется в первых лицах (например: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим) и возможно лишь в повелительном наклонении (кушай, кушайте), где заменяет формы ешь, ешьте, звучащие уже несколько фамильярно. С осторожностью употребляется слово кушать в форме вежливости (2-е л., мн.), где оно легко может получить слащавый оттенок (например, вы кушаете перец?). Нужно помнить, что излишнее употребление глагола кушать считается манерничаньем.

Положить – класть

     Употребление глагола ложить вместо литературного класть является грубым нарушением нормы.

     Литературная форма несовершенного вида к положить – класть, а не ложить.

     Ошибка возникает в просторечии и в диалектной речи под действием тенденции к подравниванию форм, к образованиям по аналогии. Так появляются нелитературные варианты глаголов ложить – как несовершенный вид к положить и покласть – как совершенный вид к слову класть.

     Между тем, в русском языке нет бесприставочного глагола ложить. Эта особенность отмечена ещё в Словаре Даля.

     Если слово ложить в литературной речи не употребляется без приставок, то, напротив, глагол класть не употребляется с приставками. Встречающиеся нередко в устной и письменной речи формы покласть, укласть и т. П. нелитературны, неправильны.

В современном литературном языке есть лишь одно бесприставочное образование от глагола ложить: это возвратный глагол несовершенного вида ложиться (форма совершенного вида – лечь: например: ложиться спать – лечь спать).

     В художественной литературе формы ложить, покласть и т. П. традиционно используются для передачи речи малограмотного персонажа, для воссоздания диалектной или просторечной стихии.

     Что касается фразеологических оборотов, то здесь путаница возникает, прежде всего, при употреблении синонимичной пары играть роль – иметь значение.

     Иметь значение – принадлежать к определяющим факторам чего-л. (Европа для России имеет второстепенное значение).
    Играть роль – иметь какой-то вес (игровая деятельность играет огромную роль в психическом развитии личности).

     Обычно меняют местами существительные, не разбирая различных нюансов в значении этих фразеологических оборотов.

     Вообще, синонимы  и фразеологические обороты возникают часто в том случае, когда предмету, признаку или явлению действительности дается эмоциональная оценка, а порой эти языковые явления украшают нашу речь, делают её яркой и незабываемой. Таковой ваша речь будет, если вы возьмёте на вооружение (ещё один фразеологический оборот) те синонимы, о которых мы говорили, играя в «Лото» или же те фразеологизмы, о которых пойдёт речь сейчас. Вы должны записать их толкование и ввести в контекст обязательно, так как знание значений фразеологизмов и умение применять их в речи будет вашим домашним заданием.

Ящик Пандоры.

     Когда великий титан Прометей похитил с Олимпа и передал людям огонь богов, отец богов Зевс страшно покарал смельчака, но было поздно. Обладая божественным пламенем, люди перестали подчиняться небожителям, научились разным наукам, вышли из своего жалкого состояния. Еще немного  -  и они завоевали бы себе полное счастье…

     Тогда Зевс решил наслать на них кару. Бог-кузнец Гефест вылепил из земли и воды прекрасную женщину Пандору. Остальные боги дали ей кто  -  хитрость, кто  -  смелость, кто  -  необычайную красоту. Затем, вручив ей таинственный ящик, Зевс отправил ее на землю, запретив снимать крышку с ящика. Он ее отправил к Эпиметею, брату Прометея, чтоб наказать Прометея (похитителя огня) и погубить человечество. Несмотря на предупреждение Прометея, Эпиметей принял Пандору. Любопытная Пандора, едва придя в мир, приоткрыла крышку. Тотчас все бедствия людские вылетели оттуда и разлетелись по Вселенной. Пандора в страхе попыталась вновь захлопнуть крышку, но в ящике из всех несчастий осталась одна только обманчивая надежда. Вспоминая об этом, мы и называем теперь «ящиком Пандоры» все то, что может послужить при неосторожности источником горя и бедствий.

     Итак, это крылатое выражение родилось в Древней Греции. Скоро вы увидите, что из того же источника – греческих мифов – мы получили немало и других крылатых выражений.

Авгиевы конюшни.

     Жил-был в стране Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней ржали в его конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую кровлю заросли навозом.

     По счастью, на службу к царю Авгию поступил сказочный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому.

     Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он отвел в ворота конюшен русло реки Алфея, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.

     Греки причислили этот поступок к самым славным подвигам Геракла и воспели наряду с другими его одиннадцатью подвигами, а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.

     Греческая легенда, рассказывающая об очистке Гераклом Авгиевых конюшен, прожила века; мы и сейчас часто говорим, допустим, так: «Ну, чтобы очистить авгиевы конюшни в твоем шкафу, нужен гераклов труд!»

Сизифов труд.

     Так называют всякую бесцельную, нескончаемую работу. 

     Коринфский царь Сизиф, рассказывали греки, был великим хитрецом. Непокорный гордец, он все время обманывал богов и издавался над ними. Он выдал людям тайны  богов, ставшие ему известными. Зевс послал к нему Смерть, но он и Смерть заковал в цепи, и люди стали бессмертными. Победив в конце концов Сизифа, боги назначили ему суровую казнь. Он был обречен все время катить в гору огромный  камень. Едва камень достигал вершины, он срывался и обрушивался к подножию холма. Дело надо было начинать вновь и вновь.

     Наказание Сизифа было страшно не столько трудностью, сколько бессмысленностью его работы. Понятно, что из этого рассказа и возник навеки запоминающийся образ нелепого труда.

Муки Тантала.

     Какое преступление совершил мифический фригийский царь Тантал, неясно: об этом древние легенды рассказывают по-разному. Одни говорили, будто Тантал разгласил какие-то тайны богов. Другие уверяли, что им были похищены с олимпийского стола нектар и амброзия  -  небесная пища и напиток, делавшие богов бессмертными.

     Наконец, был и такой слух: будто дерзкий царь, желая проверить, насколько боги всеведущи, убил собственного сына и намеревался накормить его мясом небожителей.

     Так или иначе, его преступление было раскрыто, и возмездие было страшным. В царстве мертвых Тантал вечно стоит по горло в воде прозрачного озера. Прямо над его головой свисают гроздья сочных плодов. Но стоит ему наклониться  -  вода уходит вниз; стоит поднять руку  -  ветер вскидывает ветки. Терзаемый вечным голодом и жаждой, тщетно кусает свои руки несчастный Тантал; а танталовыми муками люди называют страдания, причиняемые близостью чего-либо крайне необходимого, желанного, что находится рядом, под руками, и все же недоступно.

Панический страх, ужас.

     Когда родился бог природы Пан, покровитель лесов и всего того, что в них обитает, мать так ужаснулась, что бросила ребенка: он явился на свет рогатым, с копытами, с расплющенным носом и козлиной бородой. Но ведь дитя было маленьким богом; оно не погибло, а явилось на Олимп. И боги встретили его с радостью: Пан оказался добродушным, веселым божеством, отличным флейтистом и даже изобретателем флейты.
    Недаром, едва родившись, он сразу же начал прыгать и хохотать, чем еще больше ужаснул родительницу.

     Греки говорили, что имя «Пан», то есть «Всё», было ему дано за то, что он доставил радость всем богам. Мы понимаем, что это позднейшая выдумка поэтов, как и догадка, будто Пан был богом всей природы. Когда в полдень, под знойным солнцем, утомленный Пан засыпал, засыпала вокруг вся природа Греции: никто не должен был смущать его покой. Если пастух и зверолов слышали в дебрях дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист  -  кто мог там быть, кроме Пана? Бедные люди пугались, испытывали панический страх, среди них возникала паника. Иные говорили даже, будто грекам удалось разгромить персов у Марафона лишь потому, что в разгар боя на них нагнал ужас Великий Пан.

     Да, конечно, Пан был самой природой; греки посвящали ему горы, пещеры, вековые деревья, а также таинственное животное  -  черепаху.

     Мы всё еще помним Пана: мы говорим о панике, употребляем слова «паникёр», «паниковать».

     Между Сциллой и Харибдой – в таком положении, когда опасность или неприятность угрожает с двух сторон.

      Сpеди античных легенд о стpашных чудовищах, подстеpегающих моpеходов, истоpия о Сцилле и Хаpибде – одна из наиболее известных. Сцилла подстеpегала моpеплавателей в узком заливе, на кpутой скале, где на пpотивоположной стоpоне жило дpугое чудовище – Хаpибда. Hа мозаиках и баpельефах Сциллу изобpажали в виде гневной женщины, опоясанной собачьими головами, с змеевидно-pыбьими ногами-хвостами, покpытыми чешуей.
    Откуда взялась такая Сцилла, мифы говоpят по-pазному. Согласно одной из веpсий, Сцилла – «некогда пpекpасная дева», она отвеpгла всех женихов и влюбленного в нее моpского бога Главка, котоpый испpосил помощи у волшебницы Киpки (Циpцеи). Hо влюбленная в Главка Киpка из мести ему пpевpатила Сциплу в чудовище. Знаменитый дpевнегpеческий поэт Гомеp (8-7 в. До н.э.) в «Одиссее» устами колдующей Циpцеи pассказывает:

«Стpашная Сцилла живет искони там.

Без умолку лая,

Визгом пpонзительным, визгу щенка молодого подобным,

Всю оглашает окpестность чудовище.

К ней пpиближаться

Стpашно не людям одним, но и самим бессмеpтным.

Двенадцать движется спеpеди лап у нее.

Hа плечах же косматых

Шесть подымается длинных изгибистых шей, и на каждой

Шее – тоpчит голова, а на челюстях в тpи pяда зубы,

Частые, остpые, полные чеpною смеpтью, свеpкают».

Двуликий Янус.

     Не можем мы обойти стороной и древнеримскую мифологию, поскольку она столь же древняя, сколь и интересная, как и древнегреческая.

     Был в римской мифологии и такой бог. Правда, сначала он числился древним царем Лациума, страны латинян, от всесильного Сатурна получившим дар ясно видеть все в прошлом и в будущем. Именно за эту двойную способность Януса стали изображать с двумя лицами: молодым, обращенным в будущее, и старым, смотрящим назад, в глубь времен. Потом, как и многие другие герои легенд, он постепенно превратился сам в двуликого бога начала и конца. Возьмите наш месяц январь; он назван, как первый месяц года, именем Януса: по-римски «януариус». Покровитель воинских начинаний, Янус имел храм, двери которого раскрывались только после начала войны; в мирное время они были наглухо закрыты. Но таково была история Рима, что за долгие века ее, до наступления нашей эры, двери эти пришлось закрыть только три раза.
      Мы давно забыли о достоинствах бога Януса. Когда мы называем кого-нибудь «двуликим Янусом», мы хотим сказать: неискренний, двуличный человек.

Аника-воин

     Есть русская поговорка: «Аника-воин сидит да  воет». Имя «А ника» избрано для этой насмешливой пословицы неспроста: по-гречески «а» - отрицание «не», а «Ника» же - «победа».

     Наверно, именно поэтому про «воина  Анику» и была сложена сказка, в которой он хвастается, что не боится смерти, а когда она вдруг появляется перед ним, начинает трусить и умолять о прощении.

     Теперь кличка «Аника-воин» прилагается ко всякому хвастуну, храброму лишь на словах, вдали от опасности.

Питаться мёдом и акридами.

     Акриды  -  вид пустынной саранчи, которую кочевые племена Передней Азии и Африки охотно употребляют в пищу. Есть акрид и дикий мед приходилось людям, жившим в дикой пустыне, в частности древнееврейским отшельникам. После того как выражение это попало в евангелие, оно стало означать: вести суровый образ жизни, жить, как аскет-пустынник.

     Примерно тот же смысл имеют и слова «пребывать, сидеть на пище святого Антония»  -  голодать. Здесь намек на одного аскета. Удалившись в египетскую пустыню, отшельник Антоний отказывал себе в самом необходимом, жил впроголодь. От него получило начало монашество. Таким образом. Питаться мёдом и акридами – сидеть на диете. Так мы вплотную подошли к фразеологическим оборотам, корни которых – русский язык.

Перековать мечи на орала.

     С самого начала давайте уточним: есть два глагола «орать». Один, более поздний, вам хорошо известен: это «горланить»  -  кричать что есть мочи. Второй означает «пахать».

Отсюда «оратай» или «оратель»  -  пахарь, землепашец, а «орало» («рало»)  -  общее название орудий для пахоты.

     Теперь ясным становится и библейское выражение «перековать мечи на орала», не так ли? Это древний призыв к отказу от распрей и вражды, к мирной, созидательной жизни. Его положил в основу своего стихотворения «Родина» и современник Пушкина поэт Баратынский:

Прилежный мирный плуг, взрывающий бразды,
Почетнее меча.

Содом и Гоморра.

     Так назывались два города Ближнем Востоке, навлекшие на себя гнев бога своими пороками и бесчинствами. Бог истребил их со всеми жителями каменным и огненным дождем. Спастись было позволено только праведному Лоту  и его семье. И то не в меру любопытная жена Лота нарушила приказ не оборачиваться при бегстве и превратилась в соляной столб.
    Эта легенда дала нам несколько прочных словосочетаний. Содом и Гоморра  у нас означают теперь дикий хаос, полнейший кавардак. Превратиться в соляной столб – значит окаменеть от ужаса или неожиданности. Праведными Лотами мы называем тех хороших людей, которые живут в дурном окружении.

  1. Этап первичной проверки понимания обучающимися изученного материала

А теперь аукцион.

Знанья нам покажет он.

Тот, кто больше, лучше знает,

Тот пятёрки получает.

     Что такое фразеологический оборот? Повторите, пожалуйста.

     В иллюстрациях, что я покажу вам сейчас, зашифрованы фразеологические обороты: картинка изображает ситуацию не в переносном, а в прямом смысле. Тому, кто разгадает пять фразеологических оборотов, - пятёрка, кто четыре – четвёрка, кому нужна будет тройка, можно поставить и три.

  1. Этап закрепления новых знаний

     Записать в тетради предложения, вставляя слова, необходимые по смыслу (источник информации – записи в тетради).

 «Вы … на здоровье»,— радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом… Нет, нет, спасибо, но мы с женой … не хотим.

Сынок, ты тетради на стол не … . Отодвиньте тетради от себя и … ручки на стол. Вещи нужно … на стол.

     Исправьте ошибки, допущенные в употреблении фразеологических оборотов.

Искусство в моей жизни играет немаловажное значение. Огромную роль имеет сейчас образование.

     Теперь, когда задание выполнено, поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения. Можете выставить оценки. Норма: нет ошибок – пять, одна ошибка – четыре ит.д.

     Результат письменной работы можно, если пожелаете, выставить в журнал, но только ещё не оценённым на сегодняшнем занятиее студентам. Они же объяснят ребятам, допустившим ошибки, в чём их недочёты.

7.Этап информации о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

     На следующее занятие будет устный опрос акцентологии из словаря как обычно. Кроме этого, необходимо дома прочитать и запомнить написанный конспект, по которому будет как устный опрос, так и определённая письменная работа.

8.Этап подведения итогов занятия

     Определение работы всей группы. Подсчёт соотношения хороших и плохих оценок.

9. Этап рефлексии

     Студентам выдаются приготовленные заранее чистые листки, на которых преподаватель просит нарисовать смайлики, которые выражают их эмоции, довольны ли они занятием, своими знаниями, полученными сегодня. Результат просматривается по-разному: можно сразу же попросить поднять листочки и увидеть результативность работы, но в некоторых группах лучше собрать смайлики анонимно.

     Всего доброго. До свидания.

Литература

  1. Введенская Л.А. Культура речи: учеб. пособие / Л.А.Введенская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 348 с.
  2. Введенская Л.А. Павлова Л.Г. Риторика и культура речи: учеб. пособие / – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004
  3. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / Л.А.Введенская, М.Н.  Черкасова. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2003. – 376 с.
  4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: учеб. пособие / И.Б.Голуб. – М.: Логос, 2003. 403 с.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 ч. / Владимир Даль. – М.: «Русский язык», 1978
  6. Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка / А.В.Жуков. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «издательство АСТ», 2003. – 283 с.
  7. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: учеб. пособие / М.Р.Львов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 317 с.
  8. Штудингер М.А. Словарь образцового русского ударения: – М.: Айрис-пресс, 2004. – 348 с.

Информационные ресурсы интернет

  1. http://www.inf-man.ru
  2. http://zhurnal.lib.ru
  3. http://centerperspektiva.ru
  4. http://www.rifmovnik.ru
  5. http://www.otrezal.ru
  6. http://images.yandex.ru
  7. http://www.sunhome.ru

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фразеологические обороты"

В данной презентации есть задания для 6 класса при изучении темы "Фразеологические оброты"...

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих цветовой признак, в русском, татарском и английском языках семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении

Семантика имен прилагательных в составе фразеологических оборотов, в исходном значении обозначающих   цветовой   признак,в  русском,   татарском и  английском  языках...

Символика зоонимов (на материале русских, английских и татарских фразеологических оборотов)

Символика зоонимов (на материале русских, английских и татарских фразеологических оборотов)Актуальной проблемой современного языкознания является сопоставительное изучение языков, направленное н...

Учебный проект "«Воздух и ветер в крылатых словах и фразеологических оборотах».

Учебный  исследовательский проект «Воздух и ветер  в  крылатых  словах  и  фразеологических оборотах». разработан в рамках общешкольной научно-практической конференции, б...

Символика цвета во фразеологических оборотах английского языка

Это дополнительный материал для учащихся старших классов. Школьники познакомятся с основными фразеологическими оборотами, имеющими сему "цвет". Данные фразеологические обороты будут хорошими помошника...

Презентация на тему "Подготовка к ОГЭ (ГИА):сфера употребления и функции фразеологических оборотов"

Презентация на тему "Подготовка к ОГЭ (ГИА):сфера употребления и функции фразеологических оборотов"...

Методическая разработка интегрированного урока «Фразеологические обороты»

Методическая разработка интегрированного урока «Фразеологические обороты»...