Статья" Уроки культуры речи в школе. Актуальность изучения данного аспекта".
методическая разработка по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Павлова Ирина Юрьевна

Объектом внимания  статьи является изучение культуры речи среди учащихся, доказана важность изучения данного аспекта, даются теоретические сведения о такой науке, как культура речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл apka_3.docx142.44 КБ

Предварительный просмотр:

                     Уроки культуры речи в школе. Актуальность изучения данного аспекта.

В последние годы наблюдается снижение речевой культуры не только в быту, но и в публичных выступлениях, в печати, на радио и телевидении. Культура современного человека в речевом общении с другими людьми – в единстве слова и дела, мысли и чувства.

Каждый хочет, чтобы его уважали, были с ним вежливы и отзывчивы. Но не каждый умеет уважать других, проявлять вежливость, отзывчивость. Один из видов поведения человека – речь. В наших словах и наших интонациях выражено не только наше видение вещей и явлений, но и наше отношение к людям. Черствое, грубое слово, издевательская, равнодушная, крикливая интонация обижают, оскорбляют. Далеко не каждый задумывается, как его слово, его интонация подействуют на собеседника.

Все мы знаем известную пословицу: «Человека встречают по одежде, а провожают по уму». Действительно, нас оценивают по тому, как мы думаем, говорим. Если вдуматься в эти слова, то получается, что по нашей речи наши собеседники делают вывод, о том, кто мы такие. Так происходит потому, что речь независимо от воли говорящего создает его портрет, раскрывает личность. Ведь культура речи неотделима от общей культуры. Без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передать свои мысли средствами языка. Она заключается также в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для каждого конкретного случая средство для выражения своей мысли. Речь человека — это его своеобразный паспорт, который точно указывает, в какой среде вырос и общается говорящий, каков его культурный уровень. От степени владения нормами и богатствами языка зависит, насколько точно, грамотно и понятно может говорящий выразить свою мысль, объяснить то или иное жизненное явление, оказать должное воздействие на слушателей. Культура речи в значительной степени обусловлена культурой мышления. От точности мышления зависит выбор средств выражения. Потому каждый говорящий в какой-то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит. Поэтому необходимо учиться культуре речи.

Сущность понятия «культура речи»

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи — своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи?

Культура речи – это умение правильно говорить и писать и употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.  

Культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно - неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые существенно влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формы обращения и др.).

На использование речевого этикета большое влияние оказывают экстралингвистические факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Этический компонент культуры речи накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения, осуждает разговор на «повышенных тонах».


Один из основоположников культуры речи С. И. Ожегов писал: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)».

Правильность речи, ее точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность являются принятыми в языковедении критериями хорошей речи.

В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим. Письменная речь должна соответствовать также орфографическим и пунктуационным нормам.

Правильность речи – это соответствие ее языковой структуры действующим языковым нормам.

Что представляет собой урок культуры речи?

Урок начинается с речевой разминки. Сначала упражнение для правильного речевого дыхания. Это упражнение направлено на выработку умения распределять дыхание, чтобы чтение текста было четким, ясным, выразительным. Читается хором, например, такой текст:

Твердо запомни, что прежде чем слово начать в упражнении,
Следует клетку грудную расправить слегка и при этом
Низ живота подобрать для опоры дыханью и звуку.
Плечи во время дыханья должны быть в покое, недвижны.
Каждую строчку стиха прочитай на одном выдыханьи
И последи, чтобы грудь не сжималась в течение речи,
Так как при выдохе движется только одна диафрагма.
Чтенье окончив строки, не спеши с переходом к дальнейшей:
Выдержи паузу краткую в темпе стиха, в то же время
Воздух сдержи на мгновенье, затем уже чтенье продолжи.
Чутко следи, чтобы каждое слово услышано было,
Помни о дикции ясной и чистой на звуках согласных,
Рот не ленись раскрывать, чтоб для голоса путь был свободен.
Голоса звук не души придыхательным, тусклым оттенком.
Голос и в тихом звучании должен хранить металличность.
Прежде чем взять упражненье на темп, высоту и на громкость,
Нужно вниманье направить на ровность, устойчивость звука.
Пристально слушай, чтоб голос нигде не дрожал, не качался,
Выдох веди экономно, с расчетом на целую строчку.
Собранность, звонкость, полетность, устойчивость, медленность, плавность –
Вот что внимательным слухом сначала ищи в упражненьи.

В качестве упражнения для правильного речевого дыхания можно взять любой текст. Мы чаще используем стихи о русском языке, стихотворные тексты с ярко выраженной нравственной направленностью, поэтические шедевры. Это упражнение не только учит распределять дыхание при говорении, но и развивает навыки выразительного чтения.

Следующее упражнение – упражнение на изменение интенсивности звучания (громкости). Как правило, читается скороговорка с заданием на постепенное повышение (или понижение) голоса, например:

а). От шепота до громкости: Пришел Прокоп – кипит укроп – ушел Прокоп – кипит укроп.

б). От громкости до шепота: Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.

Затем идет упражнение на изменение темпа речи: разучиваются скороговорки, произносятся скороговорочные тексты. Например, 3-4 раза меняется темп произношения скороговорки – от медленного до очень быстрого:

“На дворе трава, на траве дрова”.

Хором в быстром темпе читается скороговорный текст, например:

“Маланья – болтунья, болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь, что не скажешь: на дворе трава, на траве дрова – раз дрова, два дрова, три дрова – не вместит двор дров – дрова выдворит. И не скажешь: тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Однако прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. Значит, Маланья – болтунья зря болтала, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь”.

Существует несколько вариантов скороговорных текстов, которые ученики успешно осваивают уже в течение первого года обучения.

Обязательно на каждом уроке идет работа над выразительностью речи. Этому способствуют и задания на интонирование, когда предлагается произнести одну и ту же фразу с разными интонациями, например:

“У сильного всегда бессильный виноват”

– удивленно;

– поучительно;

– торжественно;

– радостно;

– печально;

– разочарованно;

– с иронией;

– и т.п.

На каждом уроке отрабатываются орфоэпические нормы. С этой целью используются орфоэпические карточки (20 вариантов по 15 слов в каждом), задания по принципу “Четвертое лишнее” и другие. Орфоэпические карточки учащиеся (3-4 человека) по очереди озвучивают, класс следит за правильностью произношения, оценивает. Задания “Четвертое лишнее” выполняются на доске (3-4 учениками), объясняются причины “исключения” слова, например:

скучно

[шн]

шинель

[н'э]

Афера

[ф'э]

конечно

[шн]

бандероль

[д'э]

береста

[р'о]

точно

[чн]

фанера

[н'э]

свекла

[в'о]

нарочно

[шн]

пантеон

[тэ]

маневр

[н'о]

Может быть предложено задание расставить ударения, например:

баловать

ремень

договор

повторишь

щавель

квартал

звонят

красивее

На уроках отрабатываются и грамматические нормы, поэтому учащимся предлагается, например, образовать форму множественного числа существительных:

доктор –

трактор -

инженер –

профессор -

шофер -

договор -

или подобрать к существительному прилагательные:

... тюль, ... шампунь, ... кофе, ... какао, ... пюре,

или указать неправильные варианты употребления числительных:

в полуторастах километрах,
на обеих окнах,
к полутора гектарам,
пятьюстами книгами,
трое студенток,
семеро козлят и т.д.

Часто на уроках культуры речи предлагаются задания по редактированию деформированного текста: учащиеся должны найти речевые и грамматические ошибки, устранить их, исправить орфографические и пунктуационные ошибки.

Обязательный компонент уроков культуры речи – работы творческого характера.

Например, учащимся предлагается написать небольшие этюды о том, что они видят из окна, сначала в “миноре”, а затем в “мажоре”. Одно из таких заданий – этюд (рассказ) о дожде от лица ребенка, которому подарили зонтик, от лица девочки, решившей отпраздновать день рождения на природе, или от лица ученика, получившего “2”, от лица мальчика, которому очень не хочется ехать на дачу поливать грядки ...

Нередко предлагается написать лирическую миниатюру с запретом (табу) на отдельные выражения, например, для сочинения о весне табу: прилетели птички, распустились почки, расцвели цветочки, бегут ручейки, светит солнышко; для сочинения о собаке табу: четвероногий друг, друг человека.

Учатся дети создавать и простые стихотворные тексты по заданной рифме или ритму – например, каламбуры, лимерики и т.п.

Совершенствованию коммуникативных умений и развитию творчества детей способствует организация парной и групповой работы, ролевых и деловых игр.

Для работы на уроке и дома учащиеся имеют тетрадь и орфоэпический словарик. В тетради оформляются рабочие записи по темам урока, схемы, “Узелки на память” и другие опорные материалы. В конце тетради располагается “Словарь личных трудностей”. Орфоэпический словарик личных трудностей представляет собой небольшую записную книжку и заполняется учащимися под руководством учителя.

Детям нравятся уроки культуры речи: нравится непринужденная обстановка, творческая атмосфера, постоянное узнавание нового, необычного в обычном. Старшеклассников привлекает практическая направленность уроков, возможность качественно подготовиться к экзаменам в творческой форме (сочинение, изложение) и в форме ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность изучения статистики и теории вероятностей в школе

Учащиеся, заканчивая обучение в школе и выходя в большой и непредсказуемый мир должны уметь анализировать полученную информацию и воспринимать только ту, которая не сделает вреда ни кому. прежде чем ч...

«Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи»

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста- это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, её выразительность, чёткую дикцию, а...

Выступление на педсовете 29.08.2014 о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе

Выступление на педсовете 29.08.2014 председателя МО учителей английского языка Сердюка А.В. о важности и актуальности изучения иностранного языка в школе, а также и цели и задачи курса английского язы...

Презентация "Культура речи учителя при изучении поэтических произведений УНТ в основной школе"

Презентация содержит описание системы работы учителя по формированию навыков культуры  речи учащихся на уроках литературы при изучении УНТ....

Культура речи учителя при изучении поэтических произведений УНТ в основной школе.

Данная работа рассказывает о роли культуры речи учителя при формировании речевых навыков учащихся на уроках литературы при изучении произведений УНТ....

Культура речи учителя при изучении поэтических произведений устного народного творчества в основной школе

Работа содержит практические рекомендации по совершенствованию речи учителя....

Актуальность изучения психологических и физиологических аспектов памяти для работы коррекционного педагога.

Опубликовано 11.05.2019 - 10:17 - Майорова Елена ВалерьевнаТема исследования памяти человека является без сомнения интересной и актуальной для ученых и исследователей разных областей, в том числе...