Коррекция по русскому языку для уащихся с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Программа коррекционного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya.docx48.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Пояснительная записка

         Данная программа предназначена для  проведения коррекционных занятий по русскому языку в  7 «а» классе, в котором ведется обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающихся по общеобразовательной и по программе VII вида.

Цель: коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности, формирование и развитие грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнение пробелов в их знаниях, пропедевтика изучения трудных тем, обогащение и расширение словаря.

Задачи

Образовательные:

-Посредством формирования  и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать знания  и навыки, которые имеются  у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.

Развивающие:

-Развивать познавательную активность учащихся.

-Развивать  общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации;

-Развивать словарь, обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста.

-Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения.

Воспитательные:

-Воспитывать нравственные качества учащихся, уважение к труду, любовь к родному краю и т.д. средствами данного предмета.

-Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.

План занятий  включает в себя:

-восполнение пробелов предшествующего развития;

-коррекция дефекта;

-подготовка ребенка к усвоению программного материала.

      Система работы в классе, где обучаются дети с НОДА и ЗПР направлена на компенсацию недостатков школьного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности

          Материал    урока    отбирается    в    зависимости    от    имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание    уделяется  предметно-практической        деятельности.    

         Содержание   занятий   максимально   направлено на  развитие ученика.   На занятиях  используются различные виды практической    деятельности.

         Действия    с    реальными предметами, использованием наглядно- графических схем и т. п. Создается возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных   представлений, умения сравнивать, обобщать   предметы  и  явления, анализировать   слова  и   предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта.

           При работе с каждым типом упражнений, заданий  целью является: добиться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переход к другому типу заданий.  Часть занятий проводится в игровой форме. Этим   поддерживается постоянный интерес к занятиям.

          При проведении игр и упражнений   исключается ситуация неудач. Реакция на ошибки  проявляется в форме помощи.

          Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

         Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

            Структура программы коррекционных занятий включает следующие разделы:

        1.  Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.

         Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся  по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно–практической деятельности учащихся: работе по схемам,таблицам, алгоритмам и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

        2.Пропедевтика изучения трудных тем.

         Некоторые темы,  включенные в содержание программы  требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.

         3.Восполнение пробелов в знаниях.

          В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.

       4. Развитие речи.

        Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся,  формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением.

Требования к знаниям, умениям и навыкам

Учащиеся должны знать:

- способы группировки орфограмм по основным признакам;

- виды грамматических справочников, их назначение;

- определения основных орфографических и пунктуационных правил;

- обосновывать свои ответы и приводить примеры.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

- дифференцировать части речи;

- целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей;

- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.

       Кроме этого, должно просматриваться продвижение каждого учащегося по результатам индивидуальной работы. Результаты продвижений фиксируются педагогом.

                                         По развитию речи:

- строить текст – рассуждение:

- аргументировать свои высказывания;

- уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;

- выразительно читать прозаический и стихотворный текст.

                                           Примерный учебно-тематический план

Темы

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1.1Обогащение словаря. Развитие фонематического слуха

1.2.Развитие  монологической речи.

1.3.Орфоэпия

Коррекция произношения.

1.4.Графика. Алфавит.

Коррекция письма.

1.5.Стили речи.

Обогащение словаря

 1.6.Произношение причастий.

1.7.Составление текста об осени. Развитие связной речи.

1.8.Работа над сочинением

Развитие связной речи

1

1

1

1

1

1

1

1

2.1Тип речи: описание. Развитие монологической речи

2.2.Орфоэпические нормы. Ударение.

2.3.Произношение местоимений.

2.4.Склонение местоимений. Произношение.

2.5.-2.6.Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам

2.7.Работа над дикцией.

2.8.Работа над выразительностью. Восклицательные предложения

1

1

1

1

1

1

1

1

3.1.Основные словари русского  языка.

3.2.Определение основных орфографических и пунктуационных правил

3.3.Орфографические правила и орфограммы

3.4.Составление простейших схем, алгоритмов, ребусов

3.5.Упражнения в дифференциации частей речи.

3.6.Основные орфограммы существительных

3.7.Основные орфограммы прилагательных

3.8.Расширение словарного запаса по теме   «Описание внешности  человека»

3.9.Расширение словарного запаса по теме «Черты характера  человека»

 3.10.Художественный стиль речи.

3.11.Знаки препинания   при прямой речи.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.1.Замена прямой речи косвенной

4.2.Тип речи: повествование.

4.3.Расширение словарного запаса по теме «Описание процессов труда».

4.4.Обращение. Составление письма

4.5.Описание  места (своей комнаты)

4.6.Тип речи: рассуждение

4.7.Построение текста-рассуждения.

4.8-4.9.Индивидуальная работа

1

1

1

1

1

1

1

2

                                         

                                   Содержание учебно-тематического плана

1 четверть (8 ч)

Обогащение словаря. Развитие фонематического слуха

Развитие  монологической речи.

Орфоэпия

Коррекция произношения.

Графика. Алфавит.

Коррекция письма.

Стили речи.

Обогащение словаря

 Произношение причастий.

Составление текста об осени. Развитие связной речи.

Работа над сочинением

Развитие связной речи

Основные понятия: Лексика,с иноним, синонимический ряд. Антонимы, словарь антонимов. Словобразование, морфема Корень. суффикс, приставка, окончание

Стили речи, типы речи. Причастие, действительные, страдательные.

Вступление, основная часть

2 четверть (8 ч)

Тип речи: описание. Развитие монологической речи

Орфоэпические нормы. Ударение.

Произношение местоимений.

Склонение местоимений. Произношение.

Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам

Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам

Работа над дикцией.

Работа над выразительностью. Восклицательные предложения.

Основные понятия: Тип речи, стиль, описание

Ударение, произношение. Ударная позиция, безударная позиция.

Местоимение, разряды, склонение, окончание местоимений

3 четверть (11 Ч)

Основные словари русского  языка.

Определение основных орфографических и пунктуационных правил

Орфографические правила и орфограммы

Составление простейших схем, алгоритмов, ребусов

Упражнения в дифференциации частей речи.

Основные орфограммы существительных

Основные орфограммы прилагательных

Расширение словарного запаса по теме   «Описание внешности  человека»

Расширение словарного запаса по теме «Черты характера  человека»

 Художественный стиль речи.

Знаки препинания   при прямой речи.

Основные понятия: Словарь. Словарная статья

Орфограмма, орфографическое правило, пунктуация, знаки препинания

Орфограмма

Части речи. Грамматичекая  роль.

Синтаксическая роль. Морфологический разбор

Окончание существительных,  суффикс, приставка, окончание, приставка

Склонение прилагательных. Сочинение – описание. Литературный портрет

Художественный стиль речь, художественные средства

Прямая речь. Слова автора, тире,  кавычки, двоеточие

4 четверть (9 ч)

Замена прямой речи косвенной

Тип речи: повествование.

Расширение словарного запаса по теме «Описание процессов труда».

Обращение. Составление письма

Описание  места (своей комнаты)

Тип речи: рассуждение

Построение текста-рассуждения.

Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

Основные понятия: Прямая речь. Слова автора, косвенная речь, союзы

Обращение, адресат, знаки препинания при обращении. Сочинение описание, описание места. Тип речи, стиль речи, рассуждение

                                     

                                             Тематическое планирование

  № урока

   Тема урока

   Дата

Цели и задачи

Формы и методы

Основные понятия

1

1 четверть

Обогащение словаря. Развитие фонематического

слуха

Повторение лексики, обобщение знаний о синонимах

Обогащение словаря.

Воспитание навыков самоконтроля

Беседа, работа   с таблицей

Лексика,

синоним, синонимичес-

кий ряд

2

Развитие  монологической речи.

Повторение лексики, обобщение знаний об антонимах

Обогащение словаря.

Воспитание навыков адекватной самооценки

Беседа, подбор антонимов

Антонимы,

словарь антонимов

3

Орфоэпия

Коррекция произношения.

Развитие словесно-логического мышления.

Воспитание чувства товарищества

Заполнение таблицы, работа со словарями

Словобразо-

вание, морфема

4

Графика.Алфавит.

Коррекция письма.

Повторение алфавита.

Развитие долговременной памяти.

 Беседа,   
    ребусы

Корень. суффикс,

приставка, окончание

5

Стили речи.

Обогащение словаря

Повторение  стилей  речи  русского литературного  языка.

Развитие активного словаря учащихся.

Воспитание самостоятельности

Беседа, выполнение упражнений

Стили речи.

типы речи

6

 Произношение причастий.

Коррекция устной речи.

Обогащение словаря.

Практическая работа, устная работа

Причастие, действительныестрадательные

7

Составление текста об осени. Развитие связной речи.

Развитие письменной связной речи.

Воспитание любви к природе.

Сочинение

Вступление, основная часть

8

Работа над сочинением

Развитие связной речи

Развитие устной и письменной речи.

Развитие  кругозора.

Работа

с текстами

9

2 четверть

Тип речи: описание.

Развитие монологической речи.

Повторение  стилей речи  русского литературного  языка.

Развитие активного словаря учащихся.

Воспитание  любви к родной природе

Составление таблицы

Тип речи. стиль, описание

10

Орфоэпические нормы.

Ударение

Коррекция произношения.

Работа с текстом

Ударение,произношение. Ударная позиция, безударная позиция

11

Произношение местоимений

Развитие умений правильно употреблять в речи местоимения.

Устная работа

Местоимение, разряды

12

Склонение местоимений

Произношение

Формирование умений склонять местоимения.

Воспитание чувства коллективазма

Таблица

Склонение.

Окончание местоимений

13

Орфограммы, их группи-ровка по опознавательным признакам

Обобщение  знаний учащихся об основных орфограммах.

Развитие умений группировать, обобщать по определённым признакам.

Повышение школьной мотивации

Выполнение упражнений

14

Орфограммы, их группи-ровка по опознавательным признакам

Обобщение  знаний учащихся об основных орфограммах.

Развитие умений группировать, обобщать по определённым признакам.

Повышение школьной мотивации

Анализ текстов

15

Работа над выразительностью. Восклицательные предложения

Знакомство с различными справочниками.

Развитие умений пользоваться справочной литературой

Воспитание чувства патриотизма

Выполнение

 Упражнений по образцу

16

3 четверть

Основные словари русского  языка.

Развитие кругозора.

Воспитание любви к русской истории, к русскому языку.

Беседа,  работа  в парах

Словарь. Словарная статья

17

Определение основных орфографических и пунктуационных правил

Повторение знаний учащихся об основных орфограммах и пунктуационных правилах

Развитие орфографической зоркости.

Воспитание лидерских качеств

Повторение орфограмм

Орфограмма,орфографическое правило, пунктуация, знаки препинания

18

Орфографические правила и орфограммы

Обобщение знаний учащихся об основных орфограммах.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитание самостоятельности.

Нахождение орфограмм в словах

Орфограмма

19

Составление простейших схем, алгоритмов, ребусов

Научить составлять кроссворды на языковедческие темы.

Развитие словесно-логического мышления

Составление простейших схем

20

Упражнения в дифферен-циации частей речи.

Обобщение знаний о частях речи.

Развитие  и обогащение словаря.

Воспитание любви к чтению.

Выполнение упражнений

Части речи. Грамматичекая роль.

Синтаксическая роль. Морфологичес

кий разбор

21

Основные орфограммы существительных

Повторение основных орфограмм существительных

Развитие словесно-логического мышления

Воспитание дружелюбия

Сканворды, ребусы

Окончание существитель

ных,  суффикс,

приставка

22

Основные орфограммы прилагательных

Повторение основных орфограмм прилагательных

Развитие словесно-логического мышления

Воспитание тактичности по отношению к одноклассникам.

 Составление алгоритмов

Окончание Приставка

Склонение прилагательных

23

Расширение словарного запаса по теме   «Описание внешности  человека»

Обобщение знаний учащихся об основных орфограммах.

Развитие орфографической зоркости.

Воспитание самостоятельности..

Сочинение

Сочинение - описание

24

Расширение словарного запаса по теме «Черты характера  человека»

Обогащение словаря.

Воспитание  толерантного отношения к окружающим.

Творческая  работа

Литературный портрет

25

 Художественный стиль речи.

Систематизация по теме «Художественный стиль речи»

Расширение словарного запаса.

Воспитание уважительного отношения к взрослым

Работа

с текстом

Художествен

ный стиль речь, художествен

ные средства

26

Знаки препинания   при прямой речи.

Систематизировать умения выделять прямую речь при письме и в речи.

Работа

с текстом

Прямая речь. слова автора, тире,  кавычки, двоеточие

27

4 четверть

Замена прямой речи косвенной

Формировать умения заменять прямую речь косвенной.

Развитие словесно-логического мышления

Практическая работа

Прямая речь. слова автора, косвенная речь, союзы

28

Тип речи: повествование.

Расширение словарного запаса по теме «Описание процессов труда».

Систематизация по теме «Повествование»

Расширение словарного запаса при описании процессов труда.

Воспитание уважительного отношения к взрослым.

Работа с текстами

29

Обращение. Составление письма

Обобщение знаний о выделении обращений.

Развитие связной письменной речи.

Воспитание уважительного отношения к друзьям

Выполнение упражнений по выделению обращений.

Составление письма другу.

Обращение, адресат,знаки препинания при обращении

30

Описание  места (своей комнаты)

Расширение представлений об окружающем.

Коррекция устной речи.

Воспитание любви к родителям

Сочинение-описание

Сочинение описание, описание места

31

Тип речи: рассуждение

Повторение  стилей речи  русского литературного  языка.

Развитие активного словаря учащихся.

Воспитание активной жизненной позиции

Беседа

Тип речи

Стиль речи

32

Построение текста-рассуждения.

Коррекция монологической речи.

Формирование умений строить текст -рассуждение

Построение текста

Рассуждение

33-35

Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

Коррекция письма, произношения.

Работа

 по карточкам

Учебно-методический комплекс

 

1.Баранов М.Т. Русский язык: Справочные материалы/М.Т.Баранов,Т.А.Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М.Шанского.-8-е изд.,перераб.- М.: Русский язык, 2008.

2.Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка/М.Т.Баранов.- 10-е изд.- М.: Русский язык, 2005.

3.Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка/М.Т.Баранов.- 4-е изд.- М.: Русский язык, 2006.

4. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/5-е изд., перераб. И доп.- М.: Русский язык, 2005.

5.Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ Под ред.Ф.П.Филина.- 2-е изд., дораб.- М.: Русский язык, 1998.

6. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка/П.А.Лекант, В.В.Леденева.- 2-е изд.- М.: Русское слово, 2006.

Литература

1.Баранов Т.Г. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник для общеобразовательных школ. М.:Просвещение, 2008г.

2.Никитина Е.И. Уроки развития речи. 7 класс. – М.: 2007г.

3. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1

4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004.

5.Пименова С.Н. и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку.-М.: Дрофа,2011г.

6. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:Просвещение, 2009.

7. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9-кл./М.: АСТ: Астрель, 2011.

8. Мордес Е.М. Искать, пробовать, обучать: нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе: 5-11 классы/Волгоград: Учитель-АСТ, 2009.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.-  М.: Русский язык, 2008.

10. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы:Учебное издание/Под ред. Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Шанского Н.М.- 8-е изд.- М.: Просвещение, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выбор методов коррекции на уроках русского языка в школе 8 вида.

Данная тема раскрывает сущность методов коррекционной работы на уроках русского языка....

Коррекция по русскому языку для уащихся с ОВЗ

Программа коррекционного курса...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Час коррекции по русскому языку"

Программа курса «Час коррекции по русскому языку» предназначена для обучающихся 8   классов, готовящихся сдавать экзамен по русскому языку в формате ОГЭ....

Рабочая программа педагогической коррекции по русскому языку АООП НОО ОВЗ в 1 классе (вариант 7.2 )

АктуальностьВ настоящее время проблема речевой патологии детского возраста  встречается всё чаще.У обучающихся начальных классов, отмечаются нарушения высших психических функций (восприятия...

Программа внеурочной деятельности по английскому языку для уащихся 7 класса "Window on Britain"

Программа внеурочной деятельности «Мой волшебный язык» предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы, изучающих английский язык, и рассчитана на 34 часов (1 час в неделю)....