Рабочая программа факультатива по русскому языку "Лингвистическая кладовая" (5 класс)
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку
«Лингвистическая кладовая» (5 класс)
Программу составила Частоступова Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Северодвинская городская гимназия».
-
Северодвинск – 2015г
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса «Лингвистическая кладовая» ориентирована на языковое развитие учащихся 5 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят учащимся в дальнейшем успешно пройти вступительные испытания перед поступлением в гимназию.
Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения)
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация)
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом)
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее)
Структура факультативного курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка. 5-е классы рассматривается как этап основного обучения, имеющий морфолого-орфографическую направленность и включающий в содержание вводный курс синтаксиса и пунктуации.
Структура курса выстроена в соответствии с УМК под редакцией
А.Д. Шмелёва. Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для дальнейшего успешного продвижения учащихся в освоении тематического материала.
Цели программы:
- повышение качества знаний учащихся по русскому языку;
- поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению русского языка.
Задачи:
1. Способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
2. Содействовать формированию навыка орфографической и пунктуационной грамотности;
3. Обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Объем факультативного курса – 34 часа.
Количество часов в неделю – 1 час.
Формы, виды занятий.
Курс «Лингвистическая кладовая» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы учащихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность.
На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.
Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
1. Объяснительно-иллюстративный;
2. Частично-поисковый, исследовательский;
3. Словесно-наглядный, практический;
4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения:
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, увлечённость.
Ожидаемые результаты
Предметные:
Иметь представление об основных разделах лингвистики, об уровнях системы современного русского языка, об основных единицах каждого уровня.
Метапредметные:
- овладеть приёмами работы с учебной книгой и словарями.
- слушать и понимать других.
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
- строить речевые высказывания в соответствии с учебными задачами.
Личностные:
Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.
После изучения курса учащиеся должны знать:
правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
правила постановки знака препинания или его отсутствия;
условия, от которых зависит написание;
норму, действующую при данных условиях;
последовательность обнаружения изучаемой орфограммы.
Формы подведения итогов реализации программы
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью промежуточных тестов, итогового теста за 1 полугодие, который включает 10 заданий по основным проблемам курса. В конце учебного года проводится итоговый контрольный диктант.
Содержание программы
Наш родной язык
Введение. Роль языка в жизни человека. Можно ли сломать язык? Азбука важных и вежливых слов. Как правильно употреблять слова. В руках умелых слово творит чудеса. Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.(2ч)
Фонетика
В мире звуков. Звук и буква. Буквы понятные, потерянные, редкие, когда-то страшные. Игры с буквами, звуками. Игры с буквами и словами. Откроем за буквами русского языка чудо.(7ч)
Система языка
Морфемика. Словообразование.(4ч)
Правописание
Звонкие и глухие согласные. Безударные гласные в корне слова. Правописание приставок, суффиксов.
Решение различных орфографических задач.(18ч) Промежуточный и итоговый
контроль – 3ч.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1. | Роль языка в жизни человека. | 1ч. | |
2. | Язык – создатель и организатор речи. | 1ч. | |
3. | Тайна фонемы. | 1ч. | |
4-5. | Ударение над гласной может сделать букву ясной. | 2ч. | |
6-7. | Коварные словарные слова. | 2ч. | |
8. | Орфографический словарь - наш главный помощник. | 1ч. | |
9. | Практическое занятие. Работа с текстом. Тест. | 1ч. | |
10. | Опасные согласные. | 1ч. | |
11. | Звонкие и глухие «двойняшки». | 1ч. | |
12. | Разделительные Ь и Ъ. | 1ч. | |
13. | Большие и маленькие (правописание имен собственных). | 1ч. | |
14-15 | Приставки – труженицы. | 2ч. | |
16-17. | Суффиксы – большие молодцы. | 2ч. | |
18. | Как «справиться со сложными словами»? | 1ч. | |
19 | Решение орфографических задач. | 1ч. | |
20. | Итоговый тест за 1 полугодие. | 1ч. | |
21-22 | Орфографические головоломки | 2ч. | |
23-25. | Имя существительное. Трудности в написании окончаний. | 3ч. | |
26-27. | Имя прилагательное. Трудности правописания. | 2ч. | |
28. | Не жалею, не зову, не плачу…(не с глаголами). | 1ч. | |
29-31 | Е или И? (Правописание окончаний глаголов). | 3ч. | |
32 | Проверь себя. Тест. | 1ч. | |
33. | Волшебный клубок орфограмм. | 1ч. | |
34. | Путешествие в страну русского языка. | 1ч. |
Использованная литература
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас.работы по рус.яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.:
Просвещение.1990г.
- Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.
- Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.
- Успенский Л.В. По закону буквы. – М., 1981г.
- Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.
- Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.; Л., 1968г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214717-1362192432.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/07/picture-118317-1349607790.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Тайны русского языка» для 5 класса
Данная программа факультатива по русскому языку предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/31/picture-761731-1635694732.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку 5 класс "Занимательный русский язык"
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, позволяет расширить и углубить знания по предмету, вызвать интерес к нему...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/23/picture-1155866-1566590563.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-991220-1515005161.jpg)
Рабочая программа факультатива по русскому языку 10 класс "Теория и практика подготовки к ЕГЭ по русскому языку"
Данная программа факультатива поможет учителям спланировать свою работу по подготовке к ЕГЭ...