Урок русского языка в 7 классе на тему: "Повторение изученого по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шавалиева Сирень Билляриковна

Данный урок позволяет повторить и обобщить изученный материал по теме "Причастие" на основе материала родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_povtorenie_izuchennogo_po_teme_prichastie.docx27.26 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе по теме:

«Повторение изученного по теме: «Причастие»

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • систематизировать знания учащихся о причастии;
  • отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила;
  • определить роль причастий в художественном тексте.

2. Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • формировать положительную мотивацию к учебной деятельности на основе использования элементов техники личностно - ориентированного обучения.

3. Воспитательная:

  • воспитывать интерес к истории родного края.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему, развитие культуры речи при монологическом ответе.

Оборудование урока: презентация, раздаточный материал, учебник

Эпиграф к уроку: «Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю».         П. Чесноков

                                               ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто “здравствуйте”, больше
ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?

                                                                                           Вс. Солоухин

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас приветствовать в нашем классе. Тема нашего урока «Повторение изученного по теме «Причастие». Цель – научиться использовать полученные знания по данной теме, подготовиться к зачету. И я бы хотела связать тему нашего урока с городом Чистополь. В этом году ему исполнилось 233 года, в октябре  здесь состоялась конференция, посвященная созданию нового отечественного туристического маршрута. Мы живем с вами недалеко от Чистополя, многое о нем знаем, и мне хочется, чтобы также близки вам были и причастия.

2. Фронтальный опрос-повторение.

ПОВТОРЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

- Закончи фразу:

1.Причастие – это самостоятельная часть речи, которая ( обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию)

- Работа с эпиграфом

2. Причастие с зависимыми словами называется (причастным оборотом)

3.Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то (он выделяется на письме запятыми)

4. Причастия делятся на (две группы: действительные и страдательные)

5. Действительные причастия обозначают (признак, который возник в результате действия самого предмета)

6. Страдательные причастия обозначают признак, который (возник у предмета под действием другого предмета).

ПОВТОРЕНИЕ НА ОСНОВЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

-Запишите под диктовку словосочетания.

Клокочущий водопад, строящийся стадион, изображаемая природа, видимый горизонт, растаявший снег, обнажённые деревья, трава скошена, высушенные растения, нераспустившийся цветок, не прекращающийся ни на минуту дождь.

- На какие правила правописания причастий даны словосочетания? От чего зависит написание гласной в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени?

- Сравните свои ответы со слайдом, оцените.

5 баллов – 10 прав. ответов

4 балла  - 8 - 9 прав. ответов

3 балла – 5 – 7 прав. ответов

4 балла – 4 и менее прав. ответов

3. Работа с  текстом.

     Село Чистое поле было переименовано в город по следующим причинам:

1. Оно было заселено государственными крестьянами, тогда как другие близлежащие населенные пункты принадлежали помещикам.

2. Чистополье раскинулось на берегу многоводной Камы, и около города проходила старейшая дорога соединявшая Казань с восточными частями страны.

     Жители города занимались сельскохозяйственным производством, земледелием, скотоводством. Но с увеличением купеческого населения в городе расширялась торговая деятельность. Изменился и внешний облик города: появились купеческие дома резко выделявшиеся на фоне бедных кварталов.

    Городские кварталы близко подходили к реке Кама. Количество их было не( )большим. В конце 18 века вдоль берега Камы тянулось всего пять кварталов. Южная граница города проходила по улице Канавной (ныне улица Нариманова). Так она называлась неслучайно. В плане города 18 века здесь отмечен городской ров сделанный еще первыми жителями города для защиты южных границ селения.

     Город первоначально рос к западу и востоку. Развитие города к югу не( )предполагалось. Во 2 половине 19 в. те(р,рр)иторией завладели наиболее влиятельные предприниматели.

     «Самые деятельные из местных капиталистов выстроили свои дома при самом въезде в город с той стороны, где сходятся все дороги ведущие из центра города.  На месте г.Чистополя образовалось как бы два города: старый на берегу реки Камы и новый город при выезде в поле».

                                                                                                               (Из архива)

- Прочитайте выразительно отрывок.

- Докажите, что перед вами текст. (Текст - это несколько предложений, которые связаны по смыслу и грамматически).

- Определите тип текста. (Описание, повествование, рассуждение)

- Словарная работа:

1) Квартал  и квартал, 4 задание в ЕГЭ на  орфоэпические нормы, придумайте предложения с этими словами.

КВАРТАЛ, -а; м. [нем. Quartal из лат. quartus - четвёртый]
1. квартал, -а (проф.).
Четвёртая часть года (три месяца).
 Первый к. Отчёт о работе за к. Закончить работу во втором квартале будущего года.
2.
Часть города, ограниченная (обычно) четырьмя пересекающимися улицами и площадями.
 Строятся новые городские кварталы. // Разг.
Часть улицы между двумя перекрёстками.
 Магазин находится в двух кварталах отсюда.
3. Устар. В России до 1862 г.:
отделение городской полиции.
4. Спец.
Участок засаженной земли (леса, поля, виноградника и т.п.),
обычно прямоугольный. < Квартальный, -ая, -ое.
 К. план. К-ое задание. К-ые просеки. К. участок застройки.

2) Территория  - словарное слово, надо запомнить (терра – земля)

3) купеческого (населения)

КУПЕЦ  1. Богатый торговец, владелец торгового предприятия. Купец первой гильдии. 2. Покупатель (устар. и спец.). Найти купца на дом. На пушной аукцион съехались купцы из разных стран. Прилагательное купеческий, -ая, -ое (к 1 значение) и купецкий, -ая, -ое (к 1 значение; устар. прост.). Купеческие корпорации. Купеческая роскошь (перен.: безвкусная, аляповатая). Купеческие замашки (перен.: хвастливое, показное расточительство). Купецкий сын.

- Найдите в тексте причастия; докажите, что это причастия. Определите вид.

- Найдите в тексте предложения с причастными оборотами. Спишите их. Подчеркните прич. обороты.

Физкультминутка.

Я прошу сидящих встать и команды выполнять,
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке, отдохните!
Вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите.
Потянитесь, на носочки опуститесь.
Ваши мышцы все проснулись,
Ваши губы улыбнулись.

Посмотрите друг на друга, пожелайте добра и здоровья. Продолжим работу.

- Сделайте морфологический разбор причастий по вариантам:

1) выделявшиеся;                       2) сделанный.

4. Работа на развитие речи учащихся.

Распространите данные предложения причастными оборотами. Укажите вид, время причастий. Запишите в тетрадь.

 - …солнце осветило вечернюю Каму.  (выглянувшее из-за туч)

 - Чистополь стал крупным торговым центром …   (занимавшем первое место по продаже хлеба)

- Чистопольское духовное училище располагалось в доме… (купленном у купца)

 - Новый поселок…возник  на прежнем месте.  (носящий название Чистое поле)

5. Домашнее задание.

Вопросы стр.72, подготовиться к зачету

1) «Трудно» - Упр.153, записать по 3 примера на все виды орфограмм, изученных по теме «Причастие».

2) «Полегче» - Упр.143, списать словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

6. Индивидуальные задания (карточки)

1 вариант.

От данных глаголов образуйте страдательные причастия прошедшего времени:

1. Затоптать - по ............... . ковру.

2. Оставить -................... ….замок.

3. Освещать - .................... …..коридор.

4. Сжечь -..................................свечи.

5. Разработать - .................. ... план.

2 вариант.

Замените действительные причастия страдательными:

1. Ветер, колеблющий листья -

2. Туман, покрывающий долину -

3. Стрелок, видящий цель -

4. Солнце, освещающее вершины гор –

5. Море, омывающее скалы –

Проверка задания: проговаривание причастий по слогам.

7. Цифровой диктант (если останется время)

Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами.  1- действительное причастие; 2- страдательное причастие.

Код ответов: 1,2,2,1,2,1,2,2.

8. Рефлексия.

 - Чем мы сегодня занимались на уроке? (Повторяли сведения о причастии)

 - Сегодня я на уроке повторил…

 - Сегодня я на уроке узнал…

Всем спасибо за работу на уроке. Оценки…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

Конспект интегрированного урока по русскому языку и информатике по теме: «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА». 7 класс

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНФОРМАТИКИ В 7 КЛАССЕ  «ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «ПРИЧАСТИЕ», «РЕДАКТИРОВАНИЕ И ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТОВОГО ДОКУМЕНТА...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи"

Тест по русскому языку (7 класс) по теме "Повторение служебных частей речи" в 2 вариантах...

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...

Урок русского языка 5 класс «Имя существительное. Повторение изученного»

Урок русского языка по теме «Имя существительное. Повторение изученного»   5 класс...