Прилагательные полные и краткие
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Язева Татьяна Валерьевна

Дан сценарий  урока в 5 классе по русскому языку по теме "Прилагательные полные и краткие" в соответствии с требованиями ФГОС ООО в технологии деятельностного метода. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prilagatelnye_polnye_i_kratkie.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс/русский язык/ФГОС

 Язева Татьяна Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ» пгт. Кожва г. Печора

Республика Коми

Тема урока: Прилагательные полные и краткие.

        Цель деятельности учителя: дать представление о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.

        Тип урока: урок объяснения нового материала.

        Планируемые образовательные результаты:

        предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать о полной и краткой форме прилагательных; их синтаксической роли; правиле правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания;

        метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка;

        личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

        Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

        Технология деятельностного метода Шубиной Т.И.

1-ый шаг. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Коллективная работа.

        -Как вы понимаете эпиграф урока? (Корень учения горек, да плод его сладок. Пословица.)

        -Вы согласны с данным высказыванием?

        -В конце урока мы вернемся к данной пословице и ответим на вопрос, как эпиграф связан с темой урока.

        2-ой шаг. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Индивидуальная работа.

        Выполнение теста:

1.Имена прилагательные отвечают на вопросы

        а) какой? чей?

        б) кто? что?

        в) когда? как скоро?

2.Укажите верное утверждение. Имя прилагательное обозначает

        а) признак предмета

        б) предмет

        в) действие предмета

3.Укажите, в каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

        а) во внутренн…м, в стояч…м, человечь…го

        б) собачь…м лаем, в рыбачь…м посёлке, в осенн…м лесу

        в) син…й цвет, в дремуч…м лесу, в лись…м доме

4.Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква

        а) на ближн…ю дорогу, в зимн…м лесу, в следующ…м году

        б) в птичь…м мире, в весенн…м лесу, весенн…м днём

        в) син…м пламенем, птичь…м базаром, в девичь…х грёзах

5. Укажите, в каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

        а) в соседн…м дома, у соседн…го дома, на соседн…й ветке

        б) утренн…м небом, в утренн…м небе, с утренн…м солнцем

        в) могуч…м дубом, в могуч…м дубе, около могуч…го дуба

6. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква

        а) в дремуч…м лесу, о дремуч…м лесе, около дремуч…го леса

        б) вечерн…й свет, вечерн…м светом, в вечерн…м свете

        в) из жёлт…го дома, к жёлт…му дому, жёлт…м домом

7.Укажите ошибку в разборе прилагательного ЗИМНИМ (днём)

        а) прилагательное в мужском роде

        б) в винительном падеже

        в) в единственном числе

8.Укажите ошибку в разборе прилагательного В ДРЕМУЧЕМ (лесу)

        а) прилагательное в женском роде

        б) в предложном падеже

        в) в единственном числе

9.Укажите пример с ошибкой в определении падежа прилагательного

        а) на соседней ели – предложный падеж

        б) розовую ленту – винительный падеж

        в) розовой лентой – дательный падеж

10. Укажите пример с ошибкой в определении падежа прилагательного

        а) зимним днём – творительный падеж

        б) о зимнем дне – родительный падеж

        в) зимнему дню – дательный падеж

11.В каком случае Ь знак после шипящей не пишется?

        а) рож…

        б) пригож…

        в) мыш…

12.Найди третье лишнее слово.

        а) нужен

        б) нужно

        в) нужна

-Смогли выполнить все задания теста?

-Довольны ли вы своим результатом или нет? Почему?

        -Что помогло вам справиться только с частью заданий? Кто не смог справиться? Сформулируйте для себя домашнее задание по этой части теста.

        -Какую цель ставите для себя сегодня на уроке? (Я могу на этом уроке… Мне надо… Я хочу узнать…)

        3-ий шаг. Выявление места и причины затруднения. Индивидуальная работа: проговаривание своего затруднения.

        -Какие знания вы применили, выполняя первые четыре задания теста? (Или: где возникло затруднение?)

        -Почему перестали действовать? Над чем задумались? (Или: почему возникло затруднение?) (Не знаю… Нет навыка объяснения последовательности выполнения действий…)

        4-ый шаг. Построение проекта выхода из затруднения/план решения выхода из затруднения. (Групповая работа)

        -Как будем «открывать» новое знание? Составим последовательность действий, план. (Мои действия… Узнать, что такое… Научиться находить… Определять грамматическое значение… Сравнивать… Употреблять в речи…)

        -Как зафиксируем новое знание? (Построим кластер)

        -Проведем наблюдение. Групповая работа. По ходу выполнения заданий составляем кластер.

        Задание: даны предложения Ранней весной воздух чистый и свежий. Ранней весной воздух чист и свеж. Сравним слова свежий и свеж.

        

        1 группа. Выполните морфемный разбор слов свежий и свеж. Какое прилагательное, по-вашему, полное, а какое краткое? Как вы догадались? На какие вопросы отвечают полные прилагательные, а на какие краткие?

        2 группа. Измените слова свежий и свеж по числам. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом учебника.

        3 группа. Измените слова свежий и свеж по родам. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом учебника.

        4 группа. Просклоняйте слова свежий и свеж. Сделайте вывод. (Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм? С каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное? А в каком падеже всегда стоит подлежащее?) Сравните свой вывод с выводом учебника.

        5 группа. Попробуйте объяснить орфограмму в слове свеж. Сделайте вывод о том, как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую. Сравните свой вывод с выводом учебника.

        6 группа. Выполните синтаксический разбор предложений Ранней весной воздух чистый и свежий. Ранней весной воздух чист и свеж. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных. Сравните свой вывод с выводом учебника.

        Составление кластера.

        5-ый шаг. Реализация построенного проекта. (Построение и фиксация нового знания. Работа по образцу). (Групповая и парная работа)

        1). Проверим знания теоретического материала. Восстановите «слепые» предложения. (Работа в парах)

        1.В ___________ прилагательных, оканчивающихся на шипящую, Ь ____________. Например, _____________________.

        2.В окончаниях имен прилагательных после шипящей под ударением пишется буква ________, без ударения буква __________. Например, ___________и________________.

        3.В именах существительных Ь пишется только в словах _________склонения. Например, _______________.

        4.В существительных ____________и___________ склонения Ь не пишется. Например, _______________________.

        5.Краткие имена прилагательные изменяются по ____________, а в единственном числе по _________________. Не изменяются по ________________. В предложении обычно являются ____________________.

 

        2). Развитие речи. Замените полные прилагательные краткими, где это необходимо. (Работа в группах)

I группа:

        1.Утренний воздух чистый и свежий. 2.Беленький ландыш пахучий. 3.Огромный страшный медведь неуклюжий. 4.Забавный еж колючий.

II группа:

Дорогие дети!

        От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чуткие и отзывчивые к чужому горю.

        Будьте здоровые, любите друг друга.

        Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные! (Из письма М.Горького)

III группа:

        1.Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие. 2.Класс был неуютный и пустой. 3.Будьте счастливые и здоровые! 4.Будьте осторожные и внимательные!

IV группа:

        Задание: запишите предложения в исправленном виде.

        1.Мария похожая на мать. 2.Я не согласный с товарищем. 3.Я очень благодарный другу за помощь. 4.Кто в этом виноватый?

VI группа:

        Задание: составьте 4 предложения о животных из сказок (волке, зайце, медведе…) с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.

        Например: Лиса хитра и ловка.

VII группа:

        Задание: составьте 4 побудительных предложения со следующими словами: Будьте внимательны! Будьте добры! Будьте любезны! Будьте ласковы! Не забывайте употреблять слово пожалуйста.

 

        Сделайте вывод об употреблении кратких прилагательных в речи.

        6-ой шаг. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Применение нового знания в типовых условиях) (Индивидуальная работа)

        1). Цифровой диктант. Я утверждаю, что все слова здесь краткие прилагательные.

        Свеж, рожь, рощ, колюч, шалаш, речь, печь, могуч, пахуч, сторож, уж, хорош.

        (Проверка по коду, где цифра 1 – правильно, 0 – неправильно: 100100011001)

        2). Цифровой диктант. Я утверждаю, что во всех словах на конце слов Ь знак не пишется.

        Свеж, рожь, рощ, колюч, шалаш, речь, печь, могуч, пахуч, сторож, уж, хорош.

        (Проверка по коду, где цифра 1 – правильно, 0 – неправильно: 101110011111)

        3). Орфоэпическая разминка. Заполнить таблицу по образцу. (Работа по вариантам)

м.р.

ср.р.

ж.р.

мн.число

близкий

блИзок

блИзко

близкА

близкИ

        Слова для I варианта: узкий, резкий, мягкий, редкий, низкий, сладкий.

        Слова для II варианта: бледный, горький, страшный, честный, нужный, робкий.

        7-ой шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Индивидуальная самостоятельная работа)

        Задание: списать; найти краткие прилагательные, выделить окончания, обозначьте род, число; определите синтаксическую роль кратких прилагательных.

Там небеса и воды ясны!

Там песни птичек сладкогласны!

О родина, все дни твои прекрасны!

Где б ни был я, но всё с тобой

Душой.

(В.Жуковский)

        8-ой шаг. Включение в систему знаний и повторение.

        Возврат к пробному заданию – тесту. Решение теста. Проверка по ключу. Самооценивание.

        Ключ:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

а

а

а

в

а

а

б

а

в

б

б

в

        9-ый шаг. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

         1.Возврат к эпиграфу урока: Корень учения горек, да плод его сладок.

        Как данная пословица была связана с темой урока?

        Почему в пословице использованы краткие формы прилагательных? (Для краткости, лаконичности, выразительности; на них падает логическое ударение).

2.Подведем итог.

        ИНТЕРЕС – Было ли мне интересно/неинтересно?

        ТВОРЧЕСТВО – Какую творческую работу я выполнял (а)?

        ОБУЧЕНИЕ – Чему я научился (научилась) на этом уроке?

        ГЛАВНОЕ – Главное, что я понял (а) сегодня)

        3.Домашнее задание (на выбор):

        а) составить 5 вопросов по теме урока;

        б) составить кроссворд по теме урока;

        в) найти и выписать 5 пословиц (поговорок), где есть краткие прилагательные (определить грамматические признаки кратких прилагательных и синтаксическую роль).

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в стану прилагательных.(Прилагательные полные и краткие)

Научиться распознавать краткие прилагательные от полных. Материал для 5 класса...

Прилагательные полные и краткие

Открытый урок, 5 класс...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения

Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)

Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...