Прилагательные полные и краткие
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Дан сценарий урока в 5 классе по русскому языку по теме "Прилагательные полные и краткие" в соответствии с требованиями ФГОС ООО в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prilagatelnye_polnye_i_kratkie.docx | 20.98 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс/русский язык/ФГОС
Язева Татьяна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ» пгт. Кожва г. Печора
Республика Коми
Тема урока: Прилагательные полные и краткие.
Цель деятельности учителя: дать представление о полной и краткой форме прилагательных, грамматических особенностях кратких форм прилагательных и их синтаксической роли.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Планируемые образовательные результаты:
предметные (объем усвоения и уровень владения компетенциями): знать о полной и краткой форме прилагательных; их синтаксической роли; правиле правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; уметь различать полную и краткую формы имен прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль; правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящий; графически обозначать условия выбора правильного написания;
метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/ приобретенная компетентность): способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка;
личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технология деятельностного метода Шубиной Т.И.
1-ый шаг. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Коллективная работа.
-Как вы понимаете эпиграф урока? (Корень учения горек, да плод его сладок. Пословица.)
-Вы согласны с данным высказыванием?
-В конце урока мы вернемся к данной пословице и ответим на вопрос, как эпиграф связан с темой урока.
2-ой шаг. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Индивидуальная работа.
Выполнение теста:
1.Имена прилагательные отвечают на вопросы
а) какой? чей?
б) кто? что?
в) когда? как скоро?
2.Укажите верное утверждение. Имя прилагательное обозначает
а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета
3.Укажите, в каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква
а) во внутренн…м, в стояч…м, человечь…го
б) собачь…м лаем, в рыбачь…м посёлке, в осенн…м лесу
в) син…й цвет, в дремуч…м лесу, в лись…м доме
4.Укажите, в каком ряду во всех словах на месте пропусков пишется одна и та же буква
а) на ближн…ю дорогу, в зимн…м лесу, в следующ…м году
б) в птичь…м мире, в весенн…м лесу, весенн…м днём
в) син…м пламенем, птичь…м базаром, в девичь…х грёзах
5. Укажите, в каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква
а) в соседн…м дома, у соседн…го дома, на соседн…й ветке
б) утренн…м небом, в утренн…м небе, с утренн…м солнцем
в) могуч…м дубом, в могуч…м дубе, около могуч…го дуба
6. В каком ряду на месте пропусков во всех словах пишется одна и та же буква
а) в дремуч…м лесу, о дремуч…м лесе, около дремуч…го леса
б) вечерн…й свет, вечерн…м светом, в вечерн…м свете
в) из жёлт…го дома, к жёлт…му дому, жёлт…м домом
7.Укажите ошибку в разборе прилагательного ЗИМНИМ (днём)
а) прилагательное в мужском роде
б) в винительном падеже
в) в единственном числе
8.Укажите ошибку в разборе прилагательного В ДРЕМУЧЕМ (лесу)
а) прилагательное в женском роде
б) в предложном падеже
в) в единственном числе
9.Укажите пример с ошибкой в определении падежа прилагательного
а) на соседней ели – предложный падеж
б) розовую ленту – винительный падеж
в) розовой лентой – дательный падеж
10. Укажите пример с ошибкой в определении падежа прилагательного
а) зимним днём – творительный падеж
б) о зимнем дне – родительный падеж
в) зимнему дню – дательный падеж
11.В каком случае Ь знак после шипящей не пишется?
а) рож…
б) пригож…
в) мыш…
12.Найди третье лишнее слово.
а) нужен
б) нужно
в) нужна
-Смогли выполнить все задания теста?
-Довольны ли вы своим результатом или нет? Почему?
-Что помогло вам справиться только с частью заданий? Кто не смог справиться? Сформулируйте для себя домашнее задание по этой части теста.
-Какую цель ставите для себя сегодня на уроке? (Я могу на этом уроке… Мне надо… Я хочу узнать…)
3-ий шаг. Выявление места и причины затруднения. Индивидуальная работа: проговаривание своего затруднения.
-Какие знания вы применили, выполняя первые четыре задания теста? (Или: где возникло затруднение?)
-Почему перестали действовать? Над чем задумались? (Или: почему возникло затруднение?) (Не знаю… Нет навыка объяснения последовательности выполнения действий…)
4-ый шаг. Построение проекта выхода из затруднения/план решения выхода из затруднения. (Групповая работа)
-Как будем «открывать» новое знание? Составим последовательность действий, план. (Мои действия… Узнать, что такое… Научиться находить… Определять грамматическое значение… Сравнивать… Употреблять в речи…)
-Как зафиксируем новое знание? (Построим кластер)
-Проведем наблюдение. Групповая работа. По ходу выполнения заданий составляем кластер.
Задание: даны предложения Ранней весной воздух чистый и свежий. Ранней весной воздух чист и свеж. Сравним слова свежий и свеж.
1 группа. Выполните морфемный разбор слов свежий и свеж. Какое прилагательное, по-вашему, полное, а какое краткое? Как вы догадались? На какие вопросы отвечают полные прилагательные, а на какие краткие?
2 группа. Измените слова свежий и свеж по числам. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом учебника.
3 группа. Измените слова свежий и свеж по родам. Сделайте вывод. Сравните свой вывод с выводом учебника.
4 группа. Просклоняйте слова свежий и свеж. Сделайте вывод. (Почему краткие прилагательные не имеют падежных форм? С каким членом предложения в первую очередь связано краткое прилагательное? А в каком падеже всегда стоит подлежащее?) Сравните свой вывод с выводом учебника.
5 группа. Попробуйте объяснить орфограмму в слове свеж. Сделайте вывод о том, как пишутся краткие прилагательные с основой на шипящую. Сравните свой вывод с выводом учебника.
6 группа. Выполните синтаксический разбор предложений Ранней весной воздух чистый и свежий. Ранней весной воздух чист и свеж. Сделайте вывод о синтаксической роли имен прилагательных. Сравните свой вывод с выводом учебника.
Составление кластера.
5-ый шаг. Реализация построенного проекта. (Построение и фиксация нового знания. Работа по образцу). (Групповая и парная работа)
1). Проверим знания теоретического материала. Восстановите «слепые» предложения. (Работа в парах)
1.В ___________ прилагательных, оканчивающихся на шипящую, Ь ____________. Например, _____________________.
2.В окончаниях имен прилагательных после шипящей под ударением пишется буква ________, без ударения буква __________. Например, ___________и________________.
3.В именах существительных Ь пишется только в словах _________склонения. Например, _______________.
4.В существительных ____________и___________ склонения Ь не пишется. Например, _______________________.
5.Краткие имена прилагательные изменяются по ____________, а в единственном числе по _________________. Не изменяются по ________________. В предложении обычно являются ____________________.
2). Развитие речи. Замените полные прилагательные краткими, где это необходимо. (Работа в группах)
I группа:
1.Утренний воздух чистый и свежий. 2.Беленький ландыш пахучий. 3.Огромный страшный медведь неуклюжий. 4.Забавный еж колючий.
II группа:
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чуткие и отзывчивые к чужому горю.
Будьте здоровые, любите друг друга.
Крепко жму ваши лапки, да будут они честные и сильные! (Из письма М.Горького)
III группа:
1.Спортсмены нашей школы быстрые и ловкие. 2.Класс был неуютный и пустой. 3.Будьте счастливые и здоровые! 4.Будьте осторожные и внимательные!
IV группа:
Задание: запишите предложения в исправленном виде.
1.Мария похожая на мать. 2.Я не согласный с товарищем. 3.Я очень благодарный другу за помощь. 4.Кто в этом виноватый?
VI группа:
Задание: составьте 4 предложения о животных из сказок (волке, зайце, медведе…) с однородными сказуемыми, выраженными краткими прилагательными.
Например: Лиса хитра и ловка.
VII группа:
Задание: составьте 4 побудительных предложения со следующими словами: Будьте внимательны! Будьте добры! Будьте любезны! Будьте ласковы! Не забывайте употреблять слово пожалуйста.
Сделайте вывод об употреблении кратких прилагательных в речи.
6-ой шаг. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (Применение нового знания в типовых условиях) (Индивидуальная работа)
1). Цифровой диктант. Я утверждаю, что все слова здесь краткие прилагательные.
Свеж, рожь, рощ, колюч, шалаш, речь, печь, могуч, пахуч, сторож, уж, хорош.
(Проверка по коду, где цифра 1 – правильно, 0 – неправильно: 100100011001)
2). Цифровой диктант. Я утверждаю, что во всех словах на конце слов Ь знак не пишется.
Свеж, рожь, рощ, колюч, шалаш, речь, печь, могуч, пахуч, сторож, уж, хорош.
(Проверка по коду, где цифра 1 – правильно, 0 – неправильно: 101110011111)
3). Орфоэпическая разминка. Заполнить таблицу по образцу. (Работа по вариантам)
м.р. | ср.р. | ж.р. | мн.число | |
близкий | блИзок | блИзко | близкА | близкИ |
Слова для I варианта: узкий, резкий, мягкий, редкий, низкий, сладкий.
Слова для II варианта: бледный, горький, страшный, честный, нужный, робкий.
7-ой шаг. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (Индивидуальная самостоятельная работа)
Задание: списать; найти краткие прилагательные, выделить окончания, обозначьте род, число; определите синтаксическую роль кратких прилагательных.
Там небеса и воды ясны!
Там песни птичек сладкогласны!
О родина, все дни твои прекрасны!
Где б ни был я, но всё с тобой
Душой.
(В.Жуковский)
8-ой шаг. Включение в систему знаний и повторение.
Возврат к пробному заданию – тесту. Решение теста. Проверка по ключу. Самооценивание.
Ключ:
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Ответ | а | а | а | в | а | а | б | а | в | б | б | в |
9-ый шаг. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
1.Возврат к эпиграфу урока: Корень учения горек, да плод его сладок.
Как данная пословица была связана с темой урока?
Почему в пословице использованы краткие формы прилагательных? (Для краткости, лаконичности, выразительности; на них падает логическое ударение).
2.Подведем итог.
ИНТЕРЕС – Было ли мне интересно/неинтересно?
ТВОРЧЕСТВО – Какую творческую работу я выполнял (а)?
ОБУЧЕНИЕ – Чему я научился (научилась) на этом уроке?
ГЛАВНОЕ – Главное, что я понял (а) сегодня)
3.Домашнее задание (на выбор):
а) составить 5 вопросов по теме урока;
б) составить кроссворд по теме урока;
в) найти и выписать 5 пословиц (поговорок), где есть краткие прилагательные (определить грамматические признаки кратких прилагательных и синтаксическую роль).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в стану прилагательных.(Прилагательные полные и краткие)
Научиться распознавать краткие прилагательные от полных. Материал для 5 класса...
Прилагательные полные и краткие
Открытый урок, 5 класс...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие" с применением технологии проблемно-диалогического обучения
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, соответствует ФГОС ООО, урок открытия новых знаний....
Морфология. Имя Прилагательное. Полная и краткая формы ИП
Полная и краткая ф.ИП...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Технологическая карта урока по ФГОС в 5 классе по теме "Прилагательные полные и краткие". (Маршрутный лист, групповая и индивидуальная формы работы. Самоанализ урока)
Урок русского языка Класс: 5Тема: «Прилагательные полные и краткие»Тип урока: изучение нового материалаФормы и методы: слово учителя, беседа, анализ языкового материала, наблюдение, орфографическ...
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"
Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...