Пять основных компонентов моей педагогической лаборатории
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Мостиева Тамара Георгиевна

Мастер-класс. Обобщение опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc38.5 КБ
Office presentation icon master-klass.ppt2.12 МБ

Предварительный просмотр:

Пять основных компонентов

моей педагогической лаборатории.

        

Моя педагогическая лаборатория основывается на следующих компонентах:

  1. Использование вопроса «Почему?»

Вопрос "почему" используется для сужения или, наоборот, расширения формулировки проблемы.

Почему  повесть Н.В. Гоголя названа «Тарас Бульба»? Почему Тарас убивает своего младшего сына? Почему Тарас идет на смерть, но не оставляет свою люльку? Почему перед смертью Остап зовет отца? Почему Тарас «огнем и мечом» прошел по Польше?  Почему, несмотря на это, мы считаем его положительным героем?

  1. Развитие творческого воображения.

Важно, что один и тот же образ  могут быть выражены разными средствами: словом, звуком, цветом.  Ребенок способен видеть обычное  необычно, воспринимать мир глазами художника. Расставляю разноцветные карточки, задаю необычный вопрос: «Где здесь Василиса Прекрасная?» Ответ один: дети указывают на красный цвет.

- Почему красная?

- Потому что красивая.

 - А еще какая?

Дальше идет белый (цвет чистоты), желтый (нежности) и т.д. Так собирается портрет Василисы в цвете. Совсем иной цветок получается, когда говорим о Кащее: черный (страшный), серый (злой), синий (холодное сердце) и т.д. В методической литературе такой прием именуется «цветословом».  Давайте попробуем применить этот прием и мы.

Вспомним героев романа Л. Толстого. В каких красках вы видите Пьера Безухова.

  1. Метод эффективного мышления

«Шесть шляп мышления» — так назвал  свой труд известный исследователь процессов творчества Эдвард де Боно.  А начиналось все с притчи о старом шляпнике, имевшем из всех земных богатств лишь золотые руки и мудрую душу. Умирая, мастер оставил своим сыновьям шесть разноцветных шляп. Разобрали сыновья шляпы и пошли каждый своей жизненной дорогой. Что же случится с ними? Мы поймем это, примерив на себя шляпы мудрого мастера. Давайте совершим эту полезную примерку на уроке литературы по роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Тему сформулируем парадоксально – «Гений в положении «маленького человека». Исследуйте эту идею, надевая разные шляпы мышления.

Шесть шляп — это шесть различных способов мышления.
Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать прогноз событий, де Боно призывал людей иногда менять шляпы. Согласитесь, это непросто. Но теперь мы знаем, что любое событие в жизни нужно рассматривать с разных сторон. И только тогда из него можно извлечь пользу, жизненный урок. Так умные люди познают жизнь.

  1. Прием провокации.

Такой прием тоже можно отнести к нестандартному мышлению, когда действие направлено на выключение стереотипного мышления и использование  внезапного  скачка в сторону.

Составьте обвинительную речь против Чацкого.

Выступите в защиту Молчалина.

  1. «Рождается внезапная строка…»

Так я назвала  еще один компонент, направленный на создание условий для творчества каждого ученика. Вот где полет фантазии, ведь приемов огромное множество: эссе, комиксы,  стилизация, синквейн, диаманта.

Способность излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. И учит этому сочинение синквейнов,  малой стихотворной формы.  Говорят, что в вольном переводе это означает "пять вдохновений", или "пять удач".

Правила написания этого чуда такие:

  • Первая строка - существительное, которое, собственно, и нужно осмыслить.
  • Вторая строка - два прилагательных, определяющих это существительное и описывающих ваше представление о нём.
  • Третья строка - три глагола: действия, которые производит существительное.
  • Четвёртая строка - фраза из четырёх слов, передающая ваше отношение к существительному.
  • Пятая строка - синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн:  

Учитель.
Душевный, открытый.
Любящий, ищущий, думающий.
Много идей - мало времени.
Призвание.

Учитель.
Суетливый, крикливый.
Объясняет, объясняет и ждет.
Когда окончится эта пытка?
Бедолага!

В отличие от синкейна, диаманта  - это стихотворение, состоящее из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Стихотворения составляются по следующей схеме:

Строчка первая: тема (существительное)

Строчка вторая: определение (два прилагательных)

Строчка третья:  действие (три причастия)

Строчка четвертая: ассоциации (четыре существительных)

Строчка пятая: действие (три причастия)

Строчка шестая: определение (два прилагательных)

Строчка седьмая: тема (существительное)

Что есть жизнь?

Любовь

Взаимная, прекрасная

Крепнущая, возвышающая, волнующая

Весна, счастье, гармония, луна

Угнетающая, тускнеющая, угасающая

Безответная, трагическая

Ненависть.

Составляем диаманту  «Образ Воланда»

Добро

Зло

        Писать синкейны, диаманты легко, весело и полезно. При внешней простоте формы, это  хорошие учителя. Чему, на ваш взгляд, учит сочинение синквейнов, диамант?

Вы убедились, что поэтом стать легко. Хоть и доступен будет всего один жанр, но и в нём можно дойти до совершенства!

Заключение:

        Сегодня я  только приоткрыла дверь в свою педагогическую мастерскую. Надеюсь, у меня  еще не раз будет возможность поделиться с вами своими находками. Ведь я всегда в поиске, стараюсь совершенствовать свое мастерство. Я люблю учиться. А как сказал К.Ушинский:

«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПЯТЬ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ МОЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

Слайд 2

1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОПРОСА «ПОЧЕМУ?» ?

Слайд 3

2. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Слайд 5

3. МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ Творчество Оптимизм Факты Жизненные уроки Эмоции Критичность

Слайд 6

Гений в положении "маленького человека"

Слайд 7

4. ПРИЕМ ПРОВОКАЦИИ

Слайд 8

Синквейн 1 строка – название 2 строка – описание (2 прилагательных) 3 строка – действия (3 глагола) 4 строка – чувство (фраза из 4 слов) 5 строка – суть, твои ассоциации 5. «РОЖДАЕТСЯ ВНЕЗАПНАЯ СТРОКА…»

Слайд 9

1) 2) Душевный, открытый. 3) Любит, ищет, думает. 5) Призвание 4) Много идей – мало времени. УЧИТЕЛЬ

Слайд 10

1) 2) Суетливый, крикливый. 3) Объясняет, объясняет и ждёт… 5) Бедолага!.. УЧИТЕЛЬ 4) Когда же это закончится?!

Слайд 11

Диаманта 1 строка – тема (существительное) 2 строка – описание (2 прилагательных) 3 строка – действия (3 глагола) 4 строка – ассоциации (4 существительных) 5 строка – действия (3 глагола) 6 строка - описание (2 прилагательных) 7 строка - тема (существительное)

Слайд 12

Образ Воланда Добро … … … … … Зло

Слайд 13

«Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». К.Ушинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КРЕАТИВНОСТЬ КАК ВЕДУЩИЙ КОМПОНЕНТ СТРУКТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ

Статья раскрывает общее понятие креативности, а также педагогической креативности. Методики на выявление креативности.(ТЕСТ "КРЕАТИВНОСТЬ" (Автор Вишнякова Н.))...

Универсальные учебные действия как основной компонент содержания основного общего образования

В статье вводится понятие " Универсальные учебные действия", их разновидности....

Педагогическое творчество как компонент профессионально-педагогической культуры.

Творческий характер педагогической деятельности обусловливает особый стиль мыслительной деятельности педагога, связанный с новизной и значимостью ее результатов, вызывая сложный синтез всех психически...

Обобщение педагогического опыта учителя английского языка Никаноровой Ольги Владимировны Тема: «Рефлексивный подход к обучению английскому языку в моей педагогической практике».

Цель работы: поделиться с коллегами методами, приёмами и способами применения рефлексии на уроках английского языка.Задачи:Объяснить, что такое рефлексия;Познакомить с приёмами и способами применения ...

Педагогическая лаборатория "Педагогический инструментарий актуализации внутренних ресурсов личностного развития обучающихся"

Данная статья представляет проект, который  предполагает апробацию и систематизацию новых нестандартных технологий, способствующих достижению  образовательных результатов, в первую очередь л...

Диагностика уровня воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:

Диагностика уровня воспитанности  по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:...

Занятие с целью профилактики дезадаптации для учащихся пятых классов "Родник моей души".

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из сложных педагогических проблем, а период адаптации в пятом классе - труднейшим периодом школьного обучения. Оснований для формирова...