Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»
картотека по русскому языку (5 класс) на тему

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

(использовать данный материал можно в  5-7 классах)

Вариант 1

Зимний лес

    (1)Вьюга посеребрила пышную прическу стройных сосен. (2)Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежной тонкой берестой.  (3)Глубок зимний сон природы, но идет жизнь под сугробом. (4)Попробуй разгреби в лесу снег до земли. (5)На том месте, которое расчистил, увидишь кустики брусники, веточки черники. (6)Все еще зеленеют здесь круглые листья грушанки, вереска.    (7)Пороша рассказывает о событиях в зимнем лесу. (8)На лесной поляне вьется след лисицы. (9)Пробороздил сугроб долговязый лось, проскакал беляк. (10)Парочки следов испятнали снег. (11)Это пробежала куница, хищница искала белок.     (12)Сверкает снег, вспыхивают и гаснут снежные искры. (13)Хорош лес в зимнем уборе!                                                                                                                   
А1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Зимний лес очень красив.

2) Зимой жизнь в лесу замирает.

3) По снегу можно узнать о событиях зимнего леса.

4) Снег украшает деревья в лесу.

А2. Какой тип речи представлен в тексте?
А3. Укажите предложение, в котором используются антонимы

1) 2         2) 3                      3) 5                              4) 1
А4. Среди предложений 1- 4 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
А5. Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Осенний лес» («Весенний лес», «Летом в лесу»).

Вариант 2

Осенняя картинка

     (1)Сколько цветных корабликов на пруду! (2)Желтые, красные, золотые кораблики прилетели сюда по воздуху. (3)Они плавно падают на воду и сразу плывут с поднятыми парусами.

(4)Большой еще запас таких корабликов на деревьях, которые разноцветной стеной окружают пруд. (5)Раньше других спешат в свое первое и последнее путешествие кленовые листья. (6)Это самые парусистые кораблики! (7)А какие они нарядные!  (8)Небо чистое. (9)Вот показались ласточки, покружились и улетели в далекие края, где нет зимних вьюг и метелей.(10) Счастливого пути, ласточки! (11)Ярко светит солнце. (12)Шелестит ветерок листьями, подгоняет цветные кораблики на пруду.


А1. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) Осенние листья, падающие в воду, напоминают кораблики.

2) Люди пускают листья, как кораблики, в воду.

3) Еще много необлетевших  листьев на деревьях.

4) Первым облетает клен.

А2. Какой тип речи представлен в тексте?
А3. Укажите предложение, в котором используются синонимы
1) 3     2) 5   3) 9    4) 12
А4. Среди предложений 8- 12 найдите сложное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
А5. Среди предложений 1-4 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения. Напишите номер этого предложения

С1. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое время года» или сочинение-описание по аналогии «Весенняя картинка» («Зимняя картинка», «Летняя картинка»).

Вар1

Ответы:

  1. 2
  2. 2
  3. 4
  4. 3
  5. 8

Вар2

Ответы:

  1. 2
  2. 2
  3. 3
  4. 9
  5. 3

                                         

Вариант 2.

Часть А.

А 1.Укажите предложение, в котором  прилагательное  употреблено  в  форме  простой  сравнительной  степени

                 А) Луг  оказался  очень  красивым.

Б) Эта клубника  слаще.

В) Это справедливейшее решение.

А 2. Укажите ряд, в котором все прилагательные являются качественными

                 А)  сырой,  важный,  оловянный

                 Б) темная,  белый,  звонкая

                 В)  серебряный,  отцов, приветливый

А 3.Укажите  предложение,  в котором  прилагательное соответствует  следующей характеристике:  относительное, употреблено  в  именительном  падеже,  в единственном  числе,  в женском  роде

     А) На столе лежала серебряная ложка

     Б) На снегу остался волчий след.

     В) На окне распустилась сиреневая фиалка.

А 4. Укажите способ образования  слова  железнодорожный

                 А) суффиксальный

                 Б) сложение

                 В) приставочный

А 5. Укажите  слова,  которые пишутся слитно

                 А) (бело)розовый

                 Б) (вагоно)ремонтный

                 В) (судо)строительный

А 6. Укажите ряд,  в котором все слова пишутся  с  НН

                 А) лошади..ый,  коре..ой,  ветре..ый

                 Б) производстве..ый,  безветре..ый,  оккупацио..ый

                 В) кожа..ый,  стекля..ый, оловя..ый

А 7. Укажите, в каких случаях    НЕ с  прилагательными  пишется  раздельно.

        А. Опыт сочли  далеко (не)удачным.

        Б. Опят сочли (не)удачным.  

        В. Погода  стояла  (не)настная.

        Г. Он оказался  (не)робкий, а смелый.

                 А) А, Г  

                 Б) А, В

                 В) Б, Г

А 8.  Укажите слово, которое не является именем числительным

               А)  обе

               Б)  двойка

               В)  второй

А 9. Укажите количественное  числительное

                А) сто семьдесят два

                Б) двести первый

                В) десятый

А 10. Найдите ошибку  в употреблении имени  числительного  

              А) два ученика

              Б)  двое учеников

              В)  двое  учениц

А 11.  В предложении

Около  сорока лет  строился наш город.

имя числительное употреблено:

               А)  в  Р. п.

               Б)   в В. п.

               В)  в Д.п.

А 12. Каким членом предложения  является местоимение  в предложении

Писатель  Гладков  был  хорошо  известен,  и его  книги  были  очень  популярны.

              А)  подлежащим

              Б) определением

              В) дополнением

А 13. Укажите ряд, в котором все местоимения  определительные

                А)  сам, твой, мы,  себя

                Б) весь, всякий,  иной,  каждый

                В) что-нибудь,  нечего,  сколько, чей

А 14. Укажите  предложение с грамматической ошибкой

                 А) Пойди к нему.

                 Б) У них все не так!

                 В) У него все  в порядке.

А 15.  В каком ряду все слова – наречия

                 А) вдвоем, дважды, двое, вдвое

                 Б) вверх,  вниз, верх, низко

                 В) босиком,  давно,  чудесно,  навыпуск

А 16. Какое из наречий может  обозначать  признак  предмета

                  А) вчера

                  Б) чрезвычайно

                  В) нараспашку

А 17. Выберите ряд, который  состоит из  наречий  в  форме  сравнительной  степени

               А)  смелее, выше,  наиболее  часто,  безудержно

               Б) дороже,  хуже,  менее радостно,  звонче

               В) гуще,  реже всего,  задешево,  лучше

А 18.   В каком варианте наречие пишется через дефис

                А) сделать на..спех

                Б) жить по..старому

                В) выучить на..зубок

А 19. В каком варианте наречие пишется  раздельно

                  А) в..правду  важный

                  Б) по..одиночке

                  В)  на..лету

А 20. В каком слове на конце пишется А

                  А)засветил..

                  Б) наскор..

                  В) досух..

Часть В.

Прочитайте   текст  и  выполните  задания.

(1)В лесу часто возникают пожары. (2)Ещё не успеет растаять снег, а на сухих кочках, которых касаются лучи солнца, уже высыхают листья, хини, мох. (З)Всё это очень легко воспламеняется. (4)При пожаре загорается хворост, валежник. (5)Стоит коснуться искре, вспыхивают и горят с треском кусты можжевельника, молодые ёлочки и сосенки, которые только подрастают. (б)Огонь перебрасывается на низкие ветви взрослых елей и поднимается до самых вершин. (7)На месте пожара остаются обгорелые деревья, выжженная молодая поросль, сгоревшие ягодники, медоносы, лекарственные растения. (8)Пожарища бедны птицами, животными и долгие годы представляют собой пустыню.

(9)Почти все пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнем. (10)Это костёр, который забыли потушить, спичка, которую случайно бросили. (11)Нужно беречь лес от огня.

 В 1.  Какой тип речи используется  в  предложениях 2-6?

В 2. В каком  предложении  наиболее  полно  раскрывается  основная  мысль  текста?

В 3.  На что похожи пожарища?

  1. На огонь.
  2. На костер.
  3. На пустыню.
  4. На солнце.

В 4. Выпишите из предложений  3-4    слово  с чередующейся гласной  в корне.

В 5.  Выпишите  из  предложений  3-4  слова-синонимы.

В 6. Из  предложения  6 выпишите  его грамматическую основу.

В 7. Найдите  среди предложений  6-9 предложение,  в котором  нет  однородных членов. Напишите его номер.

В 8. Найдите среди предложений  7-10  сложное. Напишите его номер.

Ответы.

Вариант 1. Часть А.

А 1. Б

А 2. В

А 3. А

А 4. А

А 5. АБ

А 6. В

А 7. В

А 8. В

А 9. А

А 10. В

А 11. А

А 12. АВ

А 13. В

А 14.Б

А 15. В

А 16. Б

А 17. В

А 18. Б

А 19. В

А 20. В

Часть В.

В 1. описание

В 2. 9

В 3. 4

В 4. растение

В 5. темная

В 6. Фантазия превратила

В 7.1

В 8. 5

Вариант 2. Часть А.

А 1. Б

А 2 Б

А 3. А

А 4. Б

А 5 . Б В

А 6. Б

А 7. А

А 8. Б

А 9. А

А 10. В

А 11. А

А 12. Б

А 13. Б

А 14. Б

А 15. В

А 16. В

А 17. Б

А 18. Б

А 19.В

А 20.В

Часть В.

В 1.повествование

В 2. 11

В 3. 3

В 4. загорается

В 5. Воспламеняется-загорается

В 6.огонь перебрасывается и поднимается

В 7. 9

В 8. 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ".

Урок русского языка. 10 класс, тема "Комплексный анализ текста. Готовимся к ЕГЭ". Цели:формирование навыков правильного выделения проблем исходного художественного текста и обучение комментирован...

Доклад На МО учителей социально – гуманитарного цикла на тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки к сочинению-рассуждению»

ДокладНа МО учителей социально – гуманитарного циклана тему: «Комплексный анализ текста как форма подготовки   к сочинению-рассуждению»...

Тема «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» 9 класс

Задание части С в 9 классе представляет собой сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста. Именно это задание КИМа прверяет реальное состояние практических умений учащегося, а именно:понимать ...

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»

Тренировочные упражнения по теме «Комплексный анализ текста»  (использовать данный материал можно в  5-7 классах)...

Выступление по теме "Комплексный анализ текста при подготовке учащихся 9 класса к написанию изложения и сочинения"

Работа над изложением связана со всеми сторонами языка, с развитием логического мышления, содействует развитию навыков самостоятельного изложения мыслей в связной форме, обогащению  словаря и зак...