Задание №6 ОГЭ
тест по русскому языку (9 класс) на тему

Коверзнева Тамара Ивановна

Подборка заданий по отработке умения подбирать синонимы при подготовке к экзамену

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._sinonimy.docx53.24 КБ

Предварительный просмотр:

I вариант

  1. Замените просторечное выражение «страсть сколько»  в предложении 38 стилистически  нейтральным  синонимом.  

— (37)Идём с нами раков ловить, — проговорил Ивашка. — (38)Их там страсть сколько …

Напишите этот синоним. ___________________________________________________________

2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «вспыхнул» (предложение 22). 

(20)Ребята расхохотались, а новенький стоял растерянный, не зная, что ответить. (21)От обиды у него даже слёзы выступили на глазах, и это смутило его ещё больше. (22)Он вспыхнул, сделал шаг вперёд.

1) погорячился

2) расстроился

3) покраснел

4) заплакал

3. Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом.

(26)А эта книга... (27)Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (28)Да мы бы всё тебе отдали... (29)Но только ты сгорел в танке под Кандагаром, когда я учился на втором курсе университета. (30)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, никогда не отнимай того, что у тебя просят.

Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________________

4. Каково значение слова неприхотливый  (предложение № 5)? 

(1) Как назвать одним словом то, что представляла собой в 70-е годы ХХ века Оптина Пустынь – одно из святых мест России? (2) Обломки. (3) Всюду остатки красной кирпичной стены, обтаявшие  башни древнего монастыря; Владимирская церковь исчезла совсем. (4) Растаяла. (5) От церкви Марии Египетской фактически остался бесформенный остов, обрастающий кустами неприхотливой бузины…

1) непривлекательный, вялый

2) нетребовательный, довольствующийся малым

3) неукротимый, неуправляемый

4) легко переносящий жизненные трудности 

5. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «явно» (предложение 4). (1)Мама, когда я ещё не учился в школе, работала инженером и много чертила. (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо. (3)Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.

– (4)Его явно тянет к точным наукам, – серьёзно говорила мама отцу.

1) сильно

2) открыто

3) определённо

4) ясно

6. Замените разговорное слово «штуками» в предложении 2 стилистически  нейтральным синонимом.

      (2)Чертежи были такие красивые, а её готовальня с блестящими штуками была такая необыкновенно притягательная, что я не мог пройти мимо.   Напишите этот синоним. ____________________________________

7. Замените разговорное слово ПРИКИДЫВАЛАСЬ в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом.

(13)Так, у нашей кошки Мурки были крылья, и она ночами улетала в окно. (14)А собака моей сестры, старая и жирная, только прикидывалась собакой, на самом деле она была жабой, и я один это знал. (15)Но и люди вокруг меня были не теми, кем казались…     Напишите этот синоним. __________________________________________________________________

8. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово ЧУДО (предложение 30). 

       (25)Я хотел бы вернуться в то далёкое, невозвратимое, особенное время. (26)Можно ли когда-нибудь забыть его, вылечиться от детства? (27)Мне, слава богу, не удалось. (28)Ничто так не помогает писать стихи, как воспоминания детства. (29)Когда я нахожусь в особенно творческом состоянии, я живу будто двойной жизнью: наполовину здесь, в сегодняшнем дне, наполовину там, в прошлом, в золотой невозвратной поре. (30)И тогда я чувствую, что сейчас, сейчас произойдёт чудо и в моих ушах зазвучат строчки новых стихов.

1) нечто нетрадиционное

2) нечто нелогичное

3) что-то не поддающееся объяснению

4) что-то связанное с фантастикой

9. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «лихость» (предложение 19). 

      (19)Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.

1) скорость

2) война

3) шутка

4) удаль

 10. Замените книжное слово «отречься» в предложении 8 стилистически нейтральным  синонимом.

       (7)Старинное это гаданье, однако, и сбылось, и не сбылось. (8)Сабля, действительно, предрешила мою жизненную дорогу, но и от книжной премудрости я не отрёкся. (9)В четырнадцать лет увлечённо читал и писал стихи, в пятнадцать перешёл на «Анну Каренину», а в шестнадцать прочитывал и разбирал с товарищами всё подряд. (10)А пьяницей, к счастью, не стал.  Напишите этот синоним. _______________________________________

 11. Замените разговорное слово «парня» из предложения 5 стилистически нейтральным   синонимом  или     

      синонимичным   выражением. Напишите этот синоним.

(3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она – помощник художника.

(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.

___________________________________________________________________________________

12. Замените разговорное слово «позадирали» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом.

(20)И я стоял, задрав голову, и смотрел, и Алёнка тоже. (21)И многие взрослые позадирали головы – посмотреть, как летит шарик, рассмотреть его. (22)А он всё летел, всё уменьшался. (23)Вот он пролетел последний этаж большого кирпичного дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он ещё выше, выше антенн и голубей... (24)И вот его не стало.  Напишите этот синоним. ____________________________________________________________

13. Замените просторечное слово «поддал» из предложения 13 стилистически нейтральным  синонимом.

— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!

Напишите это слово. _____________________________________________________________

14. Замените разговорное слово «незатейливую» из предложения 5 стилистически нейтральным синонимом.

(5)Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (6)Он пел о любви к жизни.

 Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

15. Замените разговорное слово «щуплый» из предложения 21 стилистически нейтральным  синонимом.

(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею, часто и преданно дыша.

– (20)Чудеса! – раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку. Напишите этот синоним. __________________________________

16. Замените слово СПОДРУЧНЕЙ в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.

(7)Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. (8) А мама вдруг достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:

— (9)Чем не груша?

(10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.

Напишите этот синоним. _______________________________________________________________

17. Замените разговорное слово «орудовать» в предложении 4 стилистически нейтральным словом-синонимом. (3)Забавное знакомство получилось у них — у поклонницы балета с бывшей балериной. (4)Мама выхватила у старушки веник и принялась им орудовать, отчитывая Татьяну Львовну:

— (5)Ну, что же это вы, а? (6)Или девочки сюда не ходят?

Напишите этот синоним. ____________________________________________________________

18. Замените разговорное слово «враньё» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом.

(14)Конечно, много мелких выкручиваний, много детского вранья лежит на совести прежней Динки.

Напишите этот синоним.______________________________________________________________________

19. Замените разговорное слово «таскал» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом.

(3)Я таскал его повсюду и даже в кроватке не расставался с ним. 

Напишите этот синоним. ___________________________________________________________________

20. Замените просторечное слово «небось» из предложения 20 стилистически нейтральным синонимом.

– (20)Он, небось, кляузу на нас уже строчит! – сострила Болдырева.

Напишите этот синоним.____________________________________________________________________

II вариант

1. Замените просторечное слово «смазал» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом.

(17)На следующий день, после того как я смазал по физиономии Костику, отец сказал:

– (18)Драться, конечно, нехорошо. (19)А всё-таки смелый какой, а! (20)Ниже на две головы, а пошёл в наступление, решился! (21)Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!    Напишите этот синоним. __________________________

2. Замените просторечное слово «небось» в предложении 9 стилистически нейтральным  синонимом.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели?

Напишите этот синоним. ___________________________________________________________________________

3. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «почитать» (предложение 32).

(30)Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал. (31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений человеческих, таланта...»

1) уважать

2) относиться с восторгом

3) обожать

4) относиться с подобострастием

4. Замените книжное слово «ведает» в предложении 1 стилистически нейтральным  синонимом.

(1)Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта. Напишите этот синоним.  ___________________________________________________

5. Замените книжное слово «питомцы» из предложения 9 стилистически нейтральным  синонимом.  

(8)На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководительстудии Р.А. Варшавская. (9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.  Напишите этот синоним. _________________________________________________________________

6. Замените книжное слово «поведать» из предложения 1 стилистически нейтральным  синонимом.

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

(2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

Напишите этот синоним. ________________________________________________________________________

7.  Замените слово СПЕРВА в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. 

(34)Все помолчали сперва, потом захлопали — сильнее, сильнее. (35)Салазкин стоял потупившись... (36)А Кинтель встал и осторожно выбрался к выходу. (37)Потому что никаких других песен ему уже было не надо.

Напишите этот синоним. __________________________________________________________________-

8.Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «сгребла» (предложение 39).        

(39)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (40)«Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:

— (41)Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…

1) собрать в одно место

2) сбросить

3) схватить что-либо

4) обнять

9. Замените термин ОПУС в предложении 39 стилистически нейтральным синонимом.

– (36)Есть у тебя что-нибудь новенькое для фортепьяно? – вдруг спросил он, изменив тон. – (37)Ну-ка, выкладывай...

(38)Я раскрыл портфель. (39)Подал ему опус, который сочинил на прошлой неделе. (40)Мне самому он очень нравился.    (41)Владимир Константинович снова принялся за чтение. 

Напишите этот синоним. _________________________________________________________

10. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «выпустил» (предложение 14). 

(9)И протянула мне тонкую ниточку. (10)Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! (11)Ему, наверное, хотелось улететь. (12)Тогда я немножко отпустил ниточку и опять услышал, как он настойчиво потягивается из рук, будто просится улететь. (13)И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. (14)Я взял и выпустил весёлый шарик. (15)И шарик сначала даже не отлетел от меня, будто не поверил, а потом сразу рванулся вправо и долетел до уличного фонаря.

1) пустил в обращение

2) перестал держать

3) утратил власть

4) совершенно забыл

11.Какие имена прилагательные являются синонимами слова умозрительный (предложение №  6)?

1)    абстрактный, отвлечённый

2)    аргументированный, доказательный

3)    проницательный, умный

4)    машинальный, безотчётный

(6) Невольно думается о том, что понятие Родины не слагается из умозрительных рассуждений. (7) Родина складывается из конкретных и зримых вещей, окружающих нас в повседневной жизни: изб, деревень, песен,   живописных и архитектурных красот. 

12.   Замените слово «колотил»  в предложении  7 стилистически нейтральным синонимом.

(5)Пеле был необычным котом. (6)Гладить себя он не позволял. (7)Он резко переворачивался на спину, крепко захватывая передними лапами руку, и колотил задними, как заяц-барабанщик. (8)От этого на руке, попавшей в когти, оставались длинные царапины. (9)Царапины быстро заживали, но тотчас появлялись новые. (10)Дружба с котей была испытанием. (11)Впрочем, пощекотать себя под подбородком котя давал.

Напишите этот синоним. ________________________________________________________________________

13. Замените просторечное слово «здорово» в предложении 19 стилистически нейтральнымсинонимом.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

 – (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

Напишите этот синоним. __________________________________________________________________________

14. Замените разговорное слово «поколотили» из предложения 13 стилистически нейтральным синонимом.. (13)Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене. (14)И даже не сами заводилы, Мурыгин и Мутюкин – те не снизошли, – а их подпевалы и подвывалы.

 Напишите этот синоним ___________________________________________________________________

15. Замените разговорное слово «допотопный»  в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом.

 (9)Потом лежим на брёвнах и, сощурившись, смотрим на Волгу. (10)Можно часами лежать так и смотреть, как плывут куда-то плоты, как блестят нефтяные разводы, как пыхтит допотопный пароходик, шлёпая колёсами. (11)И я лежу и смотрю. (12)Но Игорь говорит, что ему надоело безделье.

Напишите это слово. ____________________________________________________________________

16. Замените просторечное слово «неужто» из предложения 39 стилистически нейтральным синонимом.
(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю.  Напишите этот синоним. _____________________________________

17. Замените книжное слово «воспарит» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом.

(7)Я услышал голос Наили и представил себе её: волосы должны быть тёмными, глаза – с угольками в середине, губы – чуть припухшие, с едва заметными трещинками от воды и ветра. (8)Вместе с её голосом до меня долетало её дыхание, похожее на шелест листвы, когда пахнёт ветер. (9)Когда голос её умолкал, я боялся, что он не зазвучит снова – воспарит и умчится, как птица. (10)Мне хотелось, чтоб он звучал вечно и никто, кроме меня, его не слышал бы.

Напишите этот синоним. ________________________________________________________________________

18. Замените книжное выражение «внушало ужас» в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.

Напишите этот синоним.  ________________________________________________________________

 

19. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным  синонимом.

(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

Напишите этот синоним._______________________________________________________________________

20. Замените разговорное слово «загвоздка» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом.

(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один.

Напишите этот синоним.__________________________________________________________

III  вариант

  1. Замените разговорное слово «(не) вздумала» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

              (17)И побежал ещё быстрей, чтоб мама не вздумала догонять его.

  1. Замените разговорное слово «шлёпнулся» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай попятился, споткнулся и шлёпнулся

       прямо в грязь.

  1. Замените разговорное слово «дурацкие» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (30)Кому нужны эти дурацкие тайны? – фыркнула Лисапета. 

  1. Замените разговорное слово «чудились» из предложения 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (3)Ему всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. 

  1. Замените разговорное слово «экий» в предложении 5 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       – (5)Экий ты, оказывается, ещё дурачок!.. 

  1. Замените книжное слово «послание» в предложении 29 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (29)Интересно, догадается ли один человек, что Таня ждёт послание именно от него? 

  1. Замените книжное устаревшее слово «благодеяние» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________

        (10)Он пользовался ею расчётливо и умно приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от  

       которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а

       некоторых   мерзавцев навсегда лишал своей милости. 

  1. Замените просторечное слово «обалденный» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

      (14)Мама на следующий же день потащила Веньку в магазин, где они купили обалденный, как ему тогда в  

        горячке показалось, бежевый пиджак, в котором бросалась в глаза тонкая коричневая клетка. 

  1. Замените просторечное выражение «без натуги» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

      (9)Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. 

  1. Замените разговорное слово «болтали» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (10)Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

  1. Замените просторечное слово «орава» из предложения 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

  1. Замените разговорное слово «зашушукались» из предложения 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.

  1. Замените книжное слово «вторгаться» в предложении 21 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.

  1. Замените разговорное слово «неказистый» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (7)На Катю был наклеен ценник с весьма скромной суммой – под стать её неказистому внешнему виду, за

        Софью и Леночку просили куда больше.

  1. Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

 – (7)Спасибо, родимый, – сказала Поликарповна, – только чуднό мне что-то: пришёл, снял комнату, даже не поторговался, а теперь ты крыльцом моим занимаешься, будто и не чужие мы люди.

  1. Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       – (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

  1. Замените книжное слово «отныне» в предложении 11 стилистически нейтральнымсинонимичным словом или словосочетанием. Напишите это синонимичное словосочетание. _______________________________________________________________________

 (11)Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели странные речи, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич. 

  1. Замените разговорное слово «промямлил» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (38)Андрейка кое-как промямлил извинения  и сунул в руки потрясённой Алки астры:

       – (39)Это тебе... эти ледянистые...

  1. Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть  

      театральные условности.

 

  1. Замените просторечное слово «стырил» в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        – (22)Кнабель, это ты стырил книгу?

IV вариант

  1. Замените разговорное слово «дуться» из предложения 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

         (24)Не стоит из-за этого дуться, ну покричит и забудет.

  1. Замените разговорное слово «швырнул» в предложении 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

         (12)Швырнул портфель.

  1. Замените просторечное слово «невзначай» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (18)А план уже отчеканился в моей голове, и я как бы невзначай предложил Витьке:

      – (19)Хочешь сфотографироваться с ним?

  1. Замените разговорное слово «затеяли» в предложении 32 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним.

        – (31)Ура! (32)Давайте! – затеяли возню игрушки.

  1. Замените просторечное слово «ляпнуть» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

      (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

  1. Замените разговорное слово «смахивал» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

      (20)А этот мальчишка, как говорили, сильно смахивал на меня. (21)И не только внешне.

  1. Замените разговорное слово «угомонились» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

      (19)Человек, который посещает библиотеку, – самостоятельный человек, и библиотека – заметный признак этой

      самостоятельности.  (20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.

  1. Замените книжное выражение «во всеуслышание» в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

          (30)И потом во всеулышание, чтобы слышал Олег, восклицала:

        – Но главное, конечно, музыка! (31)Он будет музыкантом!

  1. Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным  синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       – (33)Друзей труднее найти, чем потерять.

       – (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

  1. Замените разговорное слово «лупить» в предложении 6 стилистически нейтральным  синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

 (6)А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжёлую кожаную «грушу» – такой продолговатый  тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в себе силу удара.

 

  1. Замените разговорное слово «страшно» из предложения 2 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно было разглядеть бугры и колючки,

        какие-то швы, зубчатые гребешки. 

  1. Замените разговорное слово «живо» в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       – (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол, – сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.

  1. Замените просторечное слово «впрямь» из предложения 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель – и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши. 

  1. Замените разговорное слово «украдкой» в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

        (5)Только вздохнёт тихонько, смахнёт украдкой слезу с грустных глаз и... простит тебя.

  1. Замените книжное слово «непреходящего» в предложении 1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (1)Нина уже давно существует в состоянии непреходящего душевного напряжения. (2)Сегодня девчонки в  школе опять хвастались своими парнями. (3)Прямо чуть ли не у каждой есть друг. (4)А у неё нет.

  1. Замените разговорное слово «нынешние» в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

  (20)А по-моему, – заявил подтянутый мужчина, – всё дело в избалованности. (21)Нынешние молодые люди живут как-то слишком легко, без трудностей.

  1. Замените просторечное слово «голосишь» из предложения 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (31)И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.

      – (32)Да это не твой отец. (33)Что ты голосишь? (34)Это артист. (35)Не веришь – спроси у киномеханика.

  1. Замените просторечное слово «вызволить» из предложения 12 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       – (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.

  1. Замените книжное слово «надлежало» в предложении 1 стилистически нейтральным  синонимом.

(1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

  Напишите этот синоним._______________________________________________________________________

  1. Замените книжное слово «трепет» в предложении 2 стилистически нейтральнымсинонимом. Напишите этот синоним. _______________________________________________________________________

       (2)И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть  

      театральные условности.

 

I

II

III

IV

много, сколько угодно

ударил

намеревалась, захотела, решила

обижаться, выражать неудовольствие, обиду

3-покраснел

вероятно, кажется, пожалуй

упасть

бросить

рослый, высокий

1- уважать

глупые, нелепые, абсурдные

случайно, ненамеренно, неумышленно

2-нетребовательный, довольствующийся малым

знает

казаться, мерещиться

начать, устроить, придумать

3- определенно

воспитанников

какой

сказать некстати

частями

рассказать, изложить

письмо

быть похожим

притворялась

сначала

добро, милость, одолжение, услуга

успокоиться

3- что-то не поддающееся объяснению

1- собирать в одно место

красивый, прекрасный, изумительный, замечательный, великолепный

громко, открыто

4- удаль

сочинение, произведение, труд, музыкальное произведение

легко, без напряжения

если

отказаться

2-

разговаривать

бить

юноша, мужчина

1-отвлеченный, абстрактный

толпа, скопление

очень

поднять

ударять, стучать

зашептались

быстрее, скорее

ударить

очень, с ильно, значительно

вмешивалась, проникала

дбействительно, вправду, в самом деле

простой, примитивный, бесхитростный, скромный

избили

некрасивый, невзрачный

незаметно, тайно, скрытно, тайком

худой, тщедушный

старый, древний, отсталый

странно, удивительно, необычног

вечный, неуходящий, непроходящий, неисчезающий

удобнее

неужели

освободить

современные

действовать

взлететь, подняться на высоту

впредь, теперь

плакать, рыдать

ложь

пугать, вызывать страх, ужасать

пробормотать, прошептать

освободить

носить

следовало, было необходимо

волнение, страх, напряжение

следовало, было необходимо, нужно было

вероятно, кажется, пожалуй

затруднение, помеха, препятствие

украсть, уворовать

волнение, страх, напряжение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...