Учебник как организатор творческой активности учителя и ученика
статья по русскому языку на тему

Сыскова Татьяна Ивановна

В преддверии нового учебного года каждый учитель готовится к обучению пятиклассников в свете новых требований ФГОС, предъявляемых к результатам образования. Немаловажную роль в качественной реализации стандартов нового поколения играет учебник русского языка. Для меня УМК под редакцией С. И. Львовой, В.В.Львова стал       компасом в море дидактических материалов,  советчиком, помогающим мне методически грамотно выстроить урок. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnik_kak_organizator_2.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

УЧЕБНИК КАК ОРГАНИЗАТОР ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА СЫСКОВА

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23»Г.КАЛУГИ

КАЛУГА

      В преддверии нового учебного года каждый учитель готовится к обучению пятиклассников в свете новых требований ФГОС, предъявляемых к результатам образования. Немаловажную роль в качественной реализации стандартов нового поколения играет учебник русского языка. Для меня УМК под редакцией С. И. Львовой, В.В.Львова стал       компасом в море дидактических материалов,  не дающим мне идти  по дороге в темноте наудачу, советчиком, помогающим мне методически грамотно выстроить урок.

С.И.Львова кратко охарактеризовала свой учебник так:

-курс русского языка строится на коммуникативно-деятельностном подходе;

-суть современного перспективного подхода: каждый урок – урок развития всех видов речевой деятельности (даже уроки контроля знаний, например, написание диктанта) ( в качестве дополнительного задания всегда предлагаю задания речеведческого характера:

1)озаглавьте текст;

2)составьте план или найдите основные тезисы;

3) выпишите ключевые слова, какие из них указывают на тему, идею текста;

4) определите тип речи, стиль речи и докажите это;

5) задайте вопросы по тексту диктанта  и др.);

-меняются способы предъявления теоретического  материала ( в учебнике дается ключ к тому, что делать с теорией);

- особое внимание в учебнике уделяется развитию способности в самостоятельной, индивидуальной, групповой работе, извлекать информацию из разных источников, ее систематизировать и преобразовывать;

-в учебнике есть элементы функциональной грамотности ( учебник способствует формированию учебно-научной речи, навыков учебной рефлексии, развития природного чутья);

-УМК реализует дифференцированный подход в обучении ( в учебнике много упражнений разных по типу: репродуктивных, творческих, исследовательских и т.п., а также задания на применение знаний в незнакомой ситуации ;

-компонентом содержания обучения становятся не только языковые единицы, но и речевой опыт учащихся, их эмоции ( в учебнике есть такие упражнения, которые вызывают повышенный интерес и мотивируют учащихся к изучению той или иной темы);

- через учебник учащиеся получают экстралингвистические знания (об окружающей действительности).

Данный учебник является полифункциональным дидактическим средством, а также средством повышения квалификации учителя.

     Всем этим и привлек меня этот учебник. А чем он может привлечь учащихся?  Моим ученикам нравится следующее:

цветная печать;

наличие фото, рисунков;

упражнения, требующие творческого подхода;

упражнения разные по сложности;

приложение, которое помогает в учебе;

теория ,выделенная желтой заливкой;

цветные таблицы и схемы;

учебный  материал (в кратком изложении) дан на плашках( автофигура в серой заливке);

к некоторым упражнениям дана иллюстрация с лингвистическим смыслом;

задания некоторых упражнений - изобразить в рисунке;

задания с использованием Интернет.

      Надо ли говорить, как сегодня важна мотивация к изучению русского языка, насколько трудно заинтересовать учащихся учебным материалом. Одним из приемов в учительском арсенале является создание ситуации успеха, вызывать желание у ученика (особенно слабоуспевающего) делать что-то самостоятельно. И учебник помогает мне осуществлять дифференцированную помощь на уроке , а также дома при выполнении домашнего задания. Перечислю виды этой помощи:

- план параграфа или текста изложения;

-рисунок с лингвистическим смыслом;

-алгоритм к правилу;

-схемы обобщающего характера;

-памятки;

-упражнения по аналогии;

-справочные материалы;

-иллюстрации к тексту для визуализации;

-задания, привлекающие школьника к осуществлению самоконтроля при выполнении упражнения и др.

 Используя все это в своей работе, вижу, что мои ученики 5,6 классов с большим интересом учатся . Об этом говорят их творческие работы на тему «Самое интересное упражнение из моего учебника по русскому языку».

Дима П.: «Мне нравятся упражнения «Орфографический минимум», потому что благодаря им я запоминаю много новых слов и затем употребляю в речи.» Вика М.: «Даже в простых упражнениях есть творческие задания, например, упр.412:спишите, выделяя морфемы, определите тему текста. Что вы знаете о Японии, составьте2-3 предложения на тему текста.

Запомнилось мне больше всего упр.509 по теме «Фразеология».При помощи иллюстрации легче понять смысл фразеологизма, некоторые фразеологизмы мы на урока инсценировали. Совет авторам: больше схем для лучшего восприятия темы.»

Меня заинтересовало упр.481 на тему «Чем объявление отличается от афиши?»Оно развивает у ученика умение сравнивать, выделять главное. Учебник помогает нам с большим удовольствием овладевать грамотностью.» Миша Г. : «Сочинение по картине «Аленушка» я писал с удовольствием. Такие упражнения помогают нам точнее выражать свои мысли, мы развиваемся, познаем мир прекрасного.»

Влад З.: «Больше всего мне нравится упражнение-рисунок по тексту, т.к. лучше развивается зрительная память и воспринимается текст.»

Лиза С.: «Мне хотелось бы выполнять упр., следующее по характеру: чтобы мы слушали текст, задавали по нему вопросы, отвечали на них, писали текст по памяти .Таким образом развивали бы память и речь. У нас в этом году был отличный учебник.»

    1.  «Мое любимое упражнение №543 (6 класс), потому что оно содержит информацию о количестве людей, проживавших в прошлом на нашей планете и сейчас. К упражнению дана диаграмма, которая делает текст задания нагляднее .Задание –составить связный текст научного стиля, используя материалы упражнения на тему «Население Земли» (Даня, 6»Б»).

  2. «Одно из моих любимых упражнений – «Кто лучше?» Так и хочется поскорее принести домашнее задание на урок, чтобы все увидели, как я его выполнил.» (Артем)

    3.   «Больше всего мне нравится выполнять упражнения в паре. Можно обсудить тему, подумать над заданием вместе .  Русский язык- один из любимых моих предметов, я с удовольствием делаю упражнения. Особенно мне нравится выполнять творческие задания: миниатюры писать , толковать слова, выполнять задания , используя репродукцию картины.» (Эля).

      4.  «Мне нравятся упражнения, где надо исправлять ошибки в сочинениях других учеников. Так радостно, когда я вижу ошибки других и исправляю их. Еще анализирую: могла бы я сама такие ошибки допустить? Такие задания полезны, т.к. они развивают орфографическую зоркость. (Полина)

Итак, немного анализа.

1.Многим учащимся нравятся упражнения с творческим заданием (сочинение на заданную тему или на тему, сформулированную учащимся на основе текста, пословицы, афоризма, картины, фотографии, фотоколлажа, рисунка,  схемы, таблицы, на основе проведённого наблюдения, личных впечатлений и жизненного опыта.)

2.Школьники охотно выполняют упражнения, в которых содержится какая-то новая для них информация, повышающая их интеллектуальный уровень.

3.Учащиеся любят на уроках выполнять упражнения в паре, в составе группы (это либо исследование, проводимое в классе, либо учебная игра «учитель-ученик».)

4.Ученики ( в том числе и слабоуспевающие) обратили внимание на то, что, выполняя задания творческого характера, они имеют возможность получить хорошую отметку.

     

       Центральной единицей обучения по УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова является текст как речевое произведение. Он становится объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящён. Хочу поделиться опытом, как я, в первую очередь, работаю с информационным текстом, содержащим теоретические сведения о языке.

       В учебнике представлен определенный порядок предъявления теоретического материала  и система работы с ним, что позволяет учитывать закономерности  и этапы речевого развития учащихся. В начале 5 класса я провела диагностику по выявлению умений компетентностного  характера при работе с информационным текстом  Учащиеся должны сначала оценить свои умения сами (0-не умею, 1-средний уровень данного умения, 2- хорошо умею), а затем на практике свои умения продемонстрировать.

Анализ результатов показал следующее .

Умения компетентностного характера при работе с текстом

Количество учащихся, справившихся с заданием/%

1.Озаглавить текст

23-88%

2.Название указывает на тему или идею

16-62%

3.Главная мысль текста

7-27%

4.Составить план текста, абзацное членение

17-65%

5.Задать вопросы по тексту

14-54%

6.Сжатый пересказ текста

13 /50%

7.Подробный пересказ текста

23 /88%

Как видно из таблицы , лучше всего ребята справились с заданиями №1,7, хуже всего с №3, 6. Определить главную мысль текста –непростая задача, особенно если ее надо сформулировать своими словами. А сжатый пересказ текста вызвал затруднения пятиклассников по причине, что недостаточно уделялось внимание в начальной школе умению видеть в тексте главную информацию и второстепенную. Данные результаты говорили о том, что передо мной стояла трудная задача по формированию умений и навыков у учащихся по  работе с текстом. Как же я использовала учебник для решения данной задачи? Перечислю некоторые приемы и задания:

-используя на плашке справку о данном слове (термине), попробуйте догадаться, о чем пойдет речь в параграфе (например, справка на плашке: «Орфоэпия – от греч. «правильная речь»), далее ученики должны приготовить устное высказывание об этом разделе лингвистики, и только после этого на уроке идет работа с текстом;

-сравните теоретический материал, данный в табличном виде, с текстовым, объясните, текстом или таблицей вам будет легче пользоваться при выполнении задания, например, при фонетическом разборе слова и почему (упр.35, 5 класс) (метапредметное УУД);

-опираясь на информацию таблицы «Сочетание согласных звуков», составьте устное высказывание (задание на преобразование информации), используйте данные сведения для решения задачи (упр.39, 5класс) (задание компетентностного характера);

- -преобразуйте текстовую информацию в табличную (кодирование информации) в зависимости от поставленной задачи:

1) систематизация знаний по данной теме («Морфемика»);

2) повторение  перед контрольной работой.

-составьте тезисный план параграфа (образец тезисного плана дан в упр.25,

 5 класс);(задание на формирование самостоятельного приобретения  и переноса знания);

-прочитайте текст (например, параграфа «Графика»), каким видом чтения вы воспользуетесь :просмотровым, изучающим, ознакомительным – для того, чтобы объяснить, почему текст разделен на (х) частей? Составьте план текста.

-найдите в Интернет информацию о данном слове, явлении и т.п., приготовьте краткий рассказ о нем (упр.53, 5класс, материал о «Малом букваре» Истомина, 1694г.);(формирование ИКТ-компетентности);

-рассмотрите рисунок (упр.57, «цветок»:лепестки: буквосочетания: тц, дц, тс, тьс, дс, серединка-звук -ц) и объясните, в чем заключается его лингвистический смысл (задание на  развитие языкового чутья, речевой деятельности);

-приготовьте пересказ текста параграфа в зависимости от коммуникативной задачи в следующих ситуациях:

1) на научной конференции (адресаты – учащиеся 5 класса);

2) для одноклассника на перемене;

3) для родителей, которые интересуются, что вы проходили на уроке русского языка. Подумайте, в каких случаях надо сохранить:

1) стиль текста;

2) объем информации. 

-перескажите текст (подробно, сжато, выборочно), используя разные приёмы сжатия текста; сжатое изложение информационного текста с заменой примеров с  сохранением его структуры: тезис, доказательства, вывод (выявление умения критически мыслить);

-сравните содержание текста и иллюстративный материал, сопровождающий его, и сделайте выводы,

-сопоставьте разные тексты по заданному параметру ( например, тексты о дождике, ромашке и т.п., написанные в разных стилях);

-прочитайте текст (например, параграф «Морфемика»), определите движение мысли от известного к неизвестному, поставьте на полях учебника значки, соответствующие: «известное», «новое» (прием, направленный на развитие критического мышлении).

Все эти приемы я использую на уроках для того, чтобы не только работа с теорией носила системный характер, но и чтобы разнообразить способы предъявления новой информации. Все они направлены на достижение планируемых результатов обучения, сформулированных в программе в виде личностных, метапредметных и предметных УУД

      К  концу учебного года я снова провела диагностическую работу по развитию основных умений при работе  с текстом, которая показала, что  произошел прирост результатов по всем умениям, но больше всего по умению сформулировать главную мысль ( с 27% до 77% ), задать вопросы по тексту (с 54% до 81%), сжатый пересказ текста ( с 50% до77%  ). Остановлюсь на последнем. Учебник русского языка уже с 5 класса знакомит учащихся с таким понятием , как тезис. Ко многим параграфам авторы предлагают тезисы к тексту, номеруют части , выделяют жирным шрифтом тезисы. Все эти приемы  помогают формировать у школьников очень важное умение – найти основные положения в тексте.

     Этот учебно-методический комплект создан на основе программы, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку. Основная особенность курса заключается в его ориентации на интенсивное речемыслительное развитие ребенка.

Предлагаемый в учебнике материал позволяет в системе реализовать современные подходы к развитию речи школьников. Этому способствуют такие упражнения, как «Устное высказывание», «Сочинение-миниатюра», «Применяем правила речевого этикета», «Слушаем и анализируем звучащую речь», «Пишем творческую работу». Моим ученикам нравятся задания:

а) используя информацию, которая содержится на фотоколлаже, рисунке составьте связное высказывание на определенную тему;

б) объясните смысл эпиграфа к разделу лингвистики;

в) рассмотрев схему, таблицу, кластер, составьте связное высказывание на лингвистическую тему;

г) соберите материал для досье на слово, термин, понятие и приготовьте сообщение о вашей работе;

д) рассмотрев репродукцию картины, расскажите, что вы видите, чувствуете, постарайтесь как бы «войти» в картину. 

На последнем задании остановлюсь подробнее. Хочу привести мнение ученицы 6 класса Ани Н.: «   Больше всего мне нравится описывать картины русских художников, которые находятся в 3 части учебника. Это очень увлекательно. Когда начинаешь рассматривать полотно, замечаешь многие подробности, которые раньше не замечала. Многие картины изображают русскую природу, ее красоту и величие. От полотен веет духом того времени.

     Хотелось бы выразить благодарность авторам учебника за то, что они прививают нам эстетический вкус, расширяют кругозор о мире живописи».

Такое мнение мне как учителю очень приятно. Учебник помогает готовить учеников к сочинению по картине, так как есть следующие материалы для подготовки к творческой работе: краткие биографические сведения о художнике, упражнения с искусствоведческим анализом данной картины, отрывок из художественного или публицистического произведения русского писателя, посвященного этому же явлению. Например, рассматривая репродукцию картины А.Рылова «Полевая рябинка», учащиеся читают отрывок из произведения В.Солоухина о рябиннике. Чтобы разнообразить работу, я предлагаю учащимся оформить на листе А4 («Рабочий лист») все материалы, которые в дальнейшем помогут в написании сочинения. В дальнейшем эти листы можно использовать как опору для написания сочинения слабоуспевающими учащимися

      При написании сочинений у школьников вырабатывается умение определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отбирать необходимый материал, систематизировать его, использовать соответствующие замыслу тип и стиль речи, наиболее подходящие языковые средства.

       Школьники учатся создавать тексты в разных стилях речи в зависимости от коммуникативной задачи, используя яркие выразительные средства, характерные для публицистического и художественного стилей речи. Не только на уроках литературы ,но и русского языка я работаю над умением видеть в тексте эпитет, метафору, сравнение, олицетворение, антитезу, и учебник мне в этом помогает. Свою работу над выразительными средствами я ,как всегда, начинаю в 5 классе. В данной таблице представлены этапы этой работы.

Система работы по формированию умений определять выразительные средства

№ этапа

Содержание работы

Результат

1.

Тема урока. «Волшебные слова»

Тип –лабораторная работа

Форма обучения- групповая,

Технология –развивающее обучение, взаимообучение.

Цель: познакомиться с определениями выразительных средств, формирование умения нахождения их в художественном тексте и определения их роли, привести свои примеры тропов, заполнить  « Лист самоконтроля.»

Учащиеся в ходе самостоятельной групповой работы познакомились с определениями тропов, научились находить их в тексте, составлять свои примеры с выразительными средствами.

Рефлексия: заполнение листов самооценки.

Критерии самооценки:

2 – знаю значение термина, легко нахожу и определяю роль в тексте

1 – знаю значение, но не могу самостоятельно найти его в тексте и определить его роль

0 – не знаю значения термина

2.

Диагностическая работа №1 (входной контроль)

Определили в тексте:

Эпитет-62% учащихся, сравнение-76%, олицетворение-76%

метафору-23%

3.

Анализ диагностических таблиц, индивидуальные задания для  каждого учащегося, имеющего недостатки в выполнении  заданий. Повторная работа «По следам ошибок»

Учащиеся учились «читать» таблицу:

осмысливать результаты своих учебных действий,

ставить перед собой определенную учебную задачу и продумывать программу ее осуществления

4.

Диагностическая работа №2 (итоговый контроль)

Определили:

Эпитет-81% учащихся, сравнение-95%, олицетворение-90%

метафору-67%

5

Сопоставление данных аналитических таблиц.

Учащиеся увидели прирост результатов .

      В учебнике русского языка для 5,6 классов много текстов художественного стиля. Чтобы понять прочитанное, надо знать, что слова имеют не только прямое значение, но и переносное. Поэтому авторы учебника так много внимания уделяют такому разделу лингвистики, как лексикология. Анализ диагностических работ показывает, что произошел прирост знаний и умений по всем показателям. Самый значительный - по умению определять метафору с 23% до 67%, и я отношу этот успех за счет того, что в учебнике дано много текстов с использованием метафоры и других тропов. Авторы предлагают учащимся вопросы по тексту упражнений, которые заставляют вслушиваться и всматриваться в текст.

        Такой вид работы, как изложение, нацелен на формирование и совершенствование не только репродуктивных, но и продуктивных коммуникативных умений учащихся в области письма. В учебники 5,6 класса  включены тексты для изложений. Наличие текста для изложения в самом учебнике – факт необычный, он характеризуется многими положительными моментами. Авторы облегчили труд учителя. Тексты размещены в учебнике так, чтобы работу по развитию речи можно тесно связать с изучением разделов науки о языке: лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса.

     Теперь на уроках написания изложения учащиеся не только могут воспринимать текст на слух. Зрительное восприятие его содействует успешному решению орфографических и пунктуационных задач. В некоторых текстах изложений в учебнике 6 класса уже выделены смысловые части (упр.96). Работа по развитию речи становится более разнообразной.

1).     Я даю задание ученикам: каждую смысловую часть сжать до одного предложения. В результате школьники обучаются способам сжатия текста.

2) Составить к тексту с выделенными смысловыми частями сложный план, а затем письменно пересказать.

3). Еще одно задание предлагаю учащимся:  восстановить текст не только по составленному плану, но и выписанным ключевым словам. Ключевые слова в некоторых текстах выделены жирным шрифтом, что ,несомненно, помогает слабоуспевающим учащимся справиться с работой (упр.555, 5 класс).

4). Иногда я даю задание школьникам в зависимости от того, какую часть речи мы изучаем, выписать из текста все существительные или глаголы и по ним восстановить весь текст (упр.744, 5 класс)

5). В 6 классе задание усложняется добавлением элемента сочинения. В тексте о  каком-либо предмете нет описания его, и прошу описать предмет.

6).К некоторым текстам есть фотографии, поэтому можно дать задание на сопоставление содержания текста и иллюстрации (упр.409, 6 класс).

 7). В 6 классе добавляется такой вид работы, как выборочное изложение, направленное на умение выбрать главную информацию.

8). Если в тексте использованы разные типы речи (описание, повествование, рассуждение), то я даю задание пересказать только ту часть текста, где содержится, например, повествование или описание.

 9).Использую я  на уроках обучения написанию изложения и такой прием , как чтение с остановками (технология развития критического мышления).

     Когда текст есть в учебнике, учитель имеет большую возможность вести углублённый анализ содержания отрывка. Вместе с тем учебник создаёт и  благоприятные условия для  проявления большей активности учащихся .Для слабого ученика текст учебника – надёжная опора, когда такой ученик может дополнительно прочитать ту или иную часть изложения еще раз. Но главное заключается в том, что наличие текста в учебнике влияет и на методику проведения изложения. Она становится более гибкой, более эффективной.

      В учебнике предусмотрено большое количество творческих работ различных видов. В целом учебник позволяет сделать обучение русскому языку не только результативным, но и интересным для школьников, а также качественно подготовить их к  Государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах.

    Учебник является организатором исследовательской, проектной деятельности, творческой активности учащихся.

 Постепенно, занимаясь на уроках исследовательской деятельностью не от случая к случаю, а системно, мои ученики приобретают навыки критического мышления, регулятивные УУД. Итогом такой работы является проведение лингвистических конференций.

                                     

Данные виды самостоятельной деятельности способствуют развитию компетентностей учащихся, которые будут             востребованы в будущей профессиональной деятельности и в социальной жизни:

  • поиска и анализа информации,
  • принятия решений,
  •  организации совместной деятельности,
  • самостоятельности и самоконтроля.

Отвечая на вопрос анкеты в конце учебного года, 16 шестиклассников из 20 выразили желание заниматься проектной деятельностью и в 7 классе. Я считаю, что учебник тоже поспособствовал этому решению.

      В настоящее время перед учителем стоит важная задача: развить у учащихся умение контролировать, прежде всего, самого себя, показать значимость контроля, формируя положительное отношение к контролю; показать его роль как элемента познавательной мотивации учения, чтобы вырастить у учащихся потребность в действиях контроля.

      В учебнике есть достаточное количество упражнений, ориентированных на развитие способности самостоятельно оценивать результаты собственного труда, следить за продвижением в усвоении предмета. каждый учитель должен давать своим ученикам: «Проанализируйте свои письменные работы (диктант, сочинение, изложение).Определите, какие орфографические, пунктуационные ошибки вы допускаете чаще. В чем причины этих ошибок? Наметьте себе план по преодолению данных ошибок».

   Как можно организовать работу на уроках анализа контрольных работ, чтобы научить школьников рефлексивным умениям? Я раздаю ребятам тетради с проверенными контрольными работами и листы самоконтроля, учу анализировать собственные ошибки.  В результате такой работы ученик учится осмысливать результаты своих учебных действий, сопоставлять их с намеченными целями.

          В заключение  хочу подчеркнуть, что новизна подходов к методической системе учебника требует от учителя не только знания содержания учебника, но и четкого представления своей работы по нему, прогнозирование результатов его применения. Дидактический аппарат содержит арсенал для творческого подхода учителя к осмыслению опыта преподавания русского языка по методической системе, заложенной в этом учебнике. Сама предложенная типология заданий и упражнений учебника стимулирует учителя создавать новые приемы работы, а  у учащихся развивает творческие способности, расширяет культурологический кругозор, фоновые знания, формирует эстетический вкус.  

Литература

  1. Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. - М., 1983.
  2. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.
  3. Львова С.И., Львов В.В.Русский язык.5 класс. -М.: Мнемозина,2012.
  4. Львова С.И., Львов В.В.Русский язык.6 класс .-М.: Мнемозина,2013.
  5.  Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Творческое содружество учителя и ученика на уроке музыки"

Профессия музыкального педагога одна из самых творческих и щедрых на отдачу. Да, она требует всесторонних знаний - педагога, хормейстера, музыковеда, исполнителя, исследователя.Но не менее востребован...

Совместная творческая деятельность учителя и ученика на уроках информатики

Метод проектов направлен на личностное, познавательное и коммуникативное развитие ученика, на совместную творческую деятельность учителя и ученика...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроке иностранного языка

В статье речь идет об эффективности сотрудничества на уроке ученик-учитель. Добившись полного взаимопонимания на уроке иностранного языка между участниками образовательного процесса,  нельзя не о...

Презентация "Учебник как организатор творческой активности учителя и ученика"

Эта презентация - приложение к статье "Учебник как организатор активности учителя и ученика"...

Исследовательская работа на тему : «Реализация активного творческого сотрудничества учителя и ученика через разнообразные формы творческой деятельности»

На протяжении нескольких лет я работаю над проблемой развития интереса к французскому языку. Анализируя  причины низкого уровня мотивации, я  пришла к необходимости определения новых подходо...

Творческое взаимодействие учителя и ученика на уроках русского языка и литературы как фактор развития коммуникативной компетенции

В статье описана система работы по воспитанию творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время....

Развитие творческого потенциала учителя и ученика

Развитие творческого потенциала учителя и ученика...