Бессоюзное сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Бессоюзные сложные предложения

Цели: обобщение знаний о бессоюзном сложном предложении; закрепление навыков правописания.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, распечатка цитат из художественных произведений для анализа.

Ход урока

  1. Фронтальный опрос

- Какое предложение называется сложным?

-Какие виды сложных предложений вам известны?

- Дайте определения сложносочинённого, сложноподчинённого и сложного бессоюзного предложения.

- Что значит сложное предложение с разными видами связи?

      2.  Работа по теме урока

1) Анализ текста (проецируется на экран)   Слайд 1, 2

    1) Ты не думай, малыш, что дома и вещи, сделанные человеком, ничего не знают и не помнят, что они не живут, не радуются, не играют в восторге или не плачут от горя. 2) Как всё-таки мало знаем мы о них и как порою равнодушны к ним и даже насмешливы: подумаешь, старьё! 3) Так и ты уедешь когда-нибудь из отчего дома, и долго будешь в отлучке, и так много увидишь, в таких землях побываешь, станешь совсем другим человеком, много добра и зла узнаешь… 4) Но вот настанет время, ты вернёшься в старый дом, вот поднимешься на крыльцо, и сердце твоё забьётся, в горле ты почувствуешь комок, и глаза у тебя защиплет…

                                                                                (Ю. Казаков. «Свечечка»)

- Определите тему и основную мысль текста (Тема – отчий дом, отношение к нему человека; основная мысль: дорого человеку всё родное, не только люди, но и родные места, дом…)

- Какие предложения используются в данном тексте?

- Обоснуйте постановку знаков препинания.

- Выполните синтаксический разбор 1-го предложения, постройте его схему (Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое, состоит из 3-х простых- главного и двух однородных придаточных:

1) главное, двусоставное, нераспространённое; 2) придаточное изъяснительное, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом; 3) придаточное изъяснительное, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми). Слайд 3

- Определите средства связи частей сложных предложений 1, 2 (В 1-ом предложении связь подчинительная, части предложения соединены подчинительным союзом, к главному предложению относятся два однородных придаточных изъяснительных предложения. 2-ое предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Между 1-ой и 2-ой частью запятая не ставится, т.к. есть общий член предложения (МЫ), бессоюзная часть соединена двоеточием, т.к. раскрывается смысл предыдущего предложения).

2) Сообщение заранее подготовленного учащегося о бессоюзном сложном предложении.

3. Проверка знаний. Отработка умений и навыков.

1) Анализ примеров (работа с раздаточным материалом)

- Объясните постановку знаков препинания между частями бессоюзного сложного предложения.

А) Старинная русская игра была нежна и печальна: перебор «Камаринской» угадывался в ней за тоскливым зовом ладов, густые хрипловатые вздохи басов протяжно оттеняли ладовую перекличку, щемящие переходы были целомудренно-чисты, и от всего веяло неведомой силой, неведомой горечью. (В. Белов)  (2-ое поясняет смысл 1-го)

Б) Трубы подняли воинский лагерь на заре. Едва умылись, кто в ручье, кто росой, сотские стали скликать своих. Утро было ясное, бестуманное, отрядами в молчании сходились к середине луга. Пахло ладаном – перед войском явились попы с кадильницами, потом показался санный возок с хоругвями, его сопровождали верховые в тёмных рясах, на иных белые клобуки. (2-ое предложение указывает на быструю смену событий). Из саней вышел высокий человек в рогатой митре и парчовой ризе. (В. Возовиков)

Словарная работа Слайды 4, 5, 6, 7, 8

Митра – позолоченный головной убор, надеваемый во время богослужения представителями высшего православного духовенства.

Клобук – высокий монашеский головной убор с покрывалом, а также вообще монашеский головной убор.

Хоругвь – 1. В старину: войсковое знамя; 2. Принадлежность церковных шествий – укреплённое на древке полотнище с изображением Христа, святых. (в тексте – 2-ое значение)

Риза – 1. Облачение, одежда священника при богослужении; 2. Оклад на иконе.

Оклад – тонкое металлическое покрытие на иконе, оставляющее открытым только изображение лица и рук.

В) А солнце уже опускалось за лес; оно бросало несколько чуть-чуть тёплых лучей, которые прорезывались огненной полосой через весь лес, ярко обливая золотом верхушки сосен. Потом лучи гасли один за другим; последний луч оставался долго; он, как тонкая игла, вонзился в чащу ветвей… и потух. (И. Гончаров)

 (Простое предложение внутри сложного бессоюзного осложнено сравнительным оборотом)

Г) …Вдруг что-то шумно упало в воду: я хвать за пояс – пистолета нет. О, тут ужасное подозрение закралось мне в душу, кровь хлынула мне в голову! Оглядываюсь – мы от берега около пяти сажен, а я не умею плавать! Хочу оттолкнуть её от себя – она как кошка вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море. (М. Лермонтов)

(1) : - 2-ое предложение дополняет 1-ое, - содержание 3-го противоречит содержанию 2-го;

2) , между двумя простыми предложениями в составе сложного бессоюзного;

3) – содержание 2-го противоречит содержанию 1-го;

4) – содержание 2-го противоречит содержанию 1-го.)

3. Самостоятельная работа

Запишите предложения, соответствующие схемам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

«Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, условия и следствия, сравнения. Тире в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развитие умений определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные бессоюзные предложения с разными смысловыми от...

«Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

Цель: развивать умения определять смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений разных видов; моделировать и употреблять в речи сложные предложения с разными смысловыми отношениями ...