Плавание по энциклопедическому морю
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Гурьянова Оксана Николаевна

Данная разработка поможет библиотекарям, учителям русского языка и литературы провести урок-знакомство с различными видами энциклопедий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plavanie_po_entsiklopedicheskomu_moryu.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Познакомить учащихся с различными видами энциклопедий и способами их построения.

Задачи: 

  • Научить пользоваться энциклопедиями, энциклопедическими словарями.
  • Привитие интереса к справочной литературе и сбору материала для создания собственной энциклопедии.

Библиотекарь: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю совершить плавание. Плавание по энциклопедическому морю.

Чтец: Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,-

И всё, что в памяти у нас

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык – и стар, и вечно нов,

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

  (А. Шибаев)

Библиотекарь:

Жизнь заставляет человека получать  новую информацию, накапливать ее и двигаться вперед, добиваться новых знаний, делать новые открытия. В этом помогает справочная литература, энциклопедии. Надо только умело всем пользоваться. Сегодня предлагаем вам подробнее познакомиться с такими источниками информации, как энциклопедии.

Кто-то удачно сказал, что в мире много знаний, но все они, к сожалению, в разных головах. Первые попытки собрать знания в одну книгу, книгу – справочное бюро, были сделаны еще в Древнем Египте. Египтяне говорили: “Эти книги делают человека умным и обучают невежду, помогая ему понять все”.

Труды энциклопедического характера были обнаружены в Китае в X–XII в.в. до н.э. Родоначальником европейской энциклопедии считается римский писатель и ученый М. Т. Варрах.

19 век стал периодом создания национальных энциклопедий во многих странах. Укрепились достижения энциклопедистики и в России. Об этом нам расскажут ребята.

1-й ученик:

Первым энциклопедическим трудом можно считать словарь иноземных слов, дошедший до нас в “Кормчей книге”, (1828 г., запись сделана новгородским священником Климентом и объясняла иностранные слова из Евангелий и Псалтырей.) Словарь включал слова в алфавитном порядке.

Позже в Новгороде появился словарь, который толковал слова разговорно-бытового характера, кроме церковно-книжных.

В 16–17вв. в Московском государстве появляется большое количество азбуковников. Они включали понятия из различных отраслей знаний и представляли круг знаний, характерных для средневековья.

2-й ученик:

Конец XVIII века отмечен в России ростом издания словарей и справочников по специальным вопросам:

“Опыт исторического словаря о российских писателях” Н.И.Новикова.1772г.

“Ботанический подробный словарь” А.Мейера.1781г.

“Географический словарь Российского государства”Л.М.Максимовича.1788г“Сельский лечебник, или словарь врачевания” М.Д.Чулкова.1789г.

“Лексикон Российский”В.Н.Татищева – незаконченный труд – первая попытка создания национальной энциклопедии.

“Русский энциклопедический словарь” в 16 томах.

3-й ученик:

“Энциклопедический словарь” Ф.Брокгауза и И.А Ефрона в 82 томах + 4 тома дополнений – самая крупная из всех дореволюционных энциклопедий. Этот словарь имел богатый справочный аппарат и пользовался большим спросом. После 1917 года энциклопедическое дело в России получило широкое распространение.

Были выпущены:

“Крестьянская сельскохозяйственная энциклопедия”, 7 т.

“Торговая энциклопедия”, 3т.

В феврале было создано специальное издательство “Советская энциклопедия”, выпустившее:

“Большую Советскую энциклопедию”(1 издание в 66 томах, 2 издание в 51 т.3 издание в 30 т.);

“Малую Советскую энциклопедию”;

“Мифы народов мира”;

“Русские писатели”– многотомный библиографический словарь и многие другие издания.

Библиотекарь:

Но ни в одной стране мира не было энциклопедии для любознательных детей 9–10 лет. Такая книга вышла в России в 1969 г. в 2 томах, а позднее в 3томах. Ее название придумал Л.Кассиль “Что такое? Кто такой?”

Поднятые паруса на обложке призывают читателя:

“Ставьте вопросы, как паруса, – и пусть эта книга будет вашим кораблем в безбрежном океане знаний”.

Книга дает более тысячи ответов.

Посмотрите на выставку. Здесь представлена только малая часть справочной литературы. Это энциклопедии и энциклопедические словари. Это первый блок справочной литературы. Здесь содержатся фундаментальные своды знаний. Открыть страницы энциклопедий поможет нам вот этот ключ (на доску прикрепляется ключ).

А как вы думаете, что обозначает слово ЭНЦИКЛОПЕДИЯ?

        Учитель:

Слово ''энциклопедия” — французское. Оно означает — “свод знаний”.

Существуют энциклопедии как для взрослых, так и для детей. Например, есть многотомная энциклопедия  ‘Я познаю мир”; “Все обо всем” в десяти томах; книги серии ‘Моя первая энциклопедия”,

В других энциклопедиях собран материал по какой-то одной отрасли науки или деятельности. Например, издательство “РОСМЭН выпустило энциклопедии по темам: “География”, ‘Живой мир”, “Наука” и др.

Как пользоваться такими книгами, мы с вами рассмотрим на примере детской энциклопедии “Что такое. Кто такой”. Она несколько раз переиздавалась и предназначена для любознательных ребят, тех, кто многим интересуется, кто хочет найти тысячу ответов на тысячу вопросов.

Пользоваться этим изданием очень легко. Все слова здесь тоже размещаются по алфавиту, как фамилии в классном журнале. Слова, начинающиеся на одну букву, собраны на отдельную страничку. Найдя слово на этой страничке и ссылку на нужную страницу, легко можно по ней найти простой, но интересный рассказ о том, что вас интересует. (Привести пример)

Кроме того, в энциклопедии много иллюстраций, фотографий, портретов ученых и других известных людей.

В последних изданиях “Что такое, Кто такой” в последнем томе на последней странице приведен алфавитный перечень абсолютно всех слов и понятий, о которых рассказывают тома этой большой энциклопедии, здесь указано, где именно (в каком томе и на какой его странице) находятся нужные вам сведения об определенном предмете (человеке, явлении, событии). Это алфавитно-предметный указатель, призванный помочь вам ориентироваться в данной энциклопедии. (При водится пример поиска).

Библиотекарь:

 Как работать с энциклопедиями? Сначала нужно выбрать энциклопедию нужного направления (отрасли). Например, вопрос звучит так: «Когда и где жил древний ученый - математик Пифагор?» Какой том энциклопедии нам понадобится? Математика.

            Возьмём энциклопедию по математике серии «Аванта+» и откроем указатель имён. По алфавиту отыщем нужное нам  имя – Пифагор. Рядом с именем ученого мы увидим  номера страниц, на которых содержится  более подробная информация о нём. 

 Или, например, вопрос поставлен так: «Что такое многогранник?» Находим в этой же энциклопедии предметный указатель, а в нём по алфавиту – слово «многогранник». Рядом с этим словом – номер нужной нам страницы.

А если вам нужна будет информация об автомобилях, какой энциклопедией вы воспользуетесь?

Учитель:  А теперь я предлагаю вам поиграть. Разделимся на 2 команды. Посмотрим, какая команда быстрее найдет ответы на поставленные вопросы.

  1. Что такое витраж? («Энциклопедический словарь юного художника», М. Педагогика, 1985 г.)
  2. Что такое флексия? («Новый энциклопедический словарь. М. Рипол «Классик», 2002 г.)
  3. Кто такие углозубы? («Энциклопедия для детей. Биология» М. «Аванта», 2002 г.)
  4.  Как делают ваш карандаш? Юрмин Г. ,т.2 Что такое. Кто такой.
  5. Кто такие маринки? (БЭЦ, Санкт-Петербург «Норинт», 1989 г.)

Рефлексия.

- Что нового вы узнали об энциклопедиях?

- Со значением каких слов вы бы хотели познакомиться? Откройте Портфель читателя на с. 32 и запиши данные слова в алфавитный экран.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Энциклопедический словарь НАО. Статья "Детская школа искусств"

история создания, открытия Детской школы искусств в Ненецком Автономном Округе (Нарьян-Мар)...

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море=море - мир чудесный"

Урок-путешествие для учащихся 6 класса "море-море - мир чудесный". Урок обобщения и повторения по теме "Мировой океан". Урок проводится в форме игры....

Приложение к программе "Первые шаги к прекрасному". Блок "Кусочек моря на столе" Занятие №10 (47) "Богатство теплых морей"

Каждый человек стремится найти себя, раскрыть свой талант. Занятия внеурочной деятельностью дают детям такую возможность. Учебный блок  «Кусочек моря на столе» состоит из 10 занятий, в ход...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Функционирование иноязычных культуронимов в энциклопедическом англоязычном тексте.

Данная статья посвящена изучению процесса функционированию иноязычных культуронимов в энциклопедическом англоязычном  тексте, а именно имен собственных,географических названий, фольклора, реалий ...

Презентация «Татарский энциклопедический словарь» 1000-летию Казани посвящается

Презентационный материал был подготовлен для участия в Республиканском конкурсе школьных библиотекарей общеобразовательных учреждений «Библиотекарь года 2005» и стал победителем.Первым дет...