Лингвистические сказки
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Белова Елена Тимофеевна

Лингвистические сказки - прием сказкотерапии. Это один из эффективных методов Арттерапии - технологии, которая успешно применяется как при обучении детей в общеобразовательной школе, так  и в инклюзивном образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskie_skazki.docx18.32 КБ

Предварительный просмотр:

История, которая произошла с приставками пре- и при-

В стране Русский язык жили приставки Пре и При. Они были братьями и все время соперничали друг с другом. Пре был очень серьезным, всегда доводил все до конца, все его действия достигали превосходной степени. Он все превозносил, любил даже немного преувеличивать, а когда он общался со своими друзьями – прилагательными и наречиями, то указывал на высшую степень качества. Всем всегда восхищался: какой прекрасный день! Какое преспокойное местечко! Какая прелесть! А преступникам он всегда преграждал путь и не пропускал их в свой мир. Он никогда не предавал друзей. При был очень легкомысленным, делал все наполовину, приставал, прилипал к другим. Все его поступки совершались на короткий срок. Он не придавал значения своим действиям. При очень любил прикарманивать чужие вещи, приманивать своими шуточками. Но все-таки он иногда доводил свои дела до конца, потому что из-за такой неорганизованности При Пре очень сердился и выходил из себя.
Как-то решили части речи помирить двух братьев, но им это не удалось – они так и не научились жить в согласии друг с другом. С тех пор и путают их дети!

Про- и Пра-.

В одном из городов страны Морфологии жили подруги – приставки Про- и Пра-.
Приставка Про- была очень одинокая.У нее совсем не было родственников. У ее подруги приставки Пра- было очень много родственных связей. Она знала всех своих предков. Приставка Пра- была с ними одним целым и всегда помнила о ПРАдедушке, ПРАбабушке,ПРАвнуке,ПРАвнучке, ПРАпраВНУКЕ и всех своих ПРАродителей. При встрече приставка Про- сказала: " Я тебе завидую, тебя пишут в словах, которые имеют родственные связи, а я одна одинешенька". Приставка Пра- очень огорчилась и решила помочь подруге.Она предложила приставке Про- во всех остальных случаях образовывать новые слова: ПРОобраз, ПРОвожатый, ПРОгневаться, ПРОзорливый, ПРОмах, ПРОгульщик. Теперь приставка Про- стала образовывать больше слов, чем ее подруга , у нее появились новые друзья. И ещё одна сказка:
Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка. До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова. Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!» Но злое Окончание отказало Приставке. Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.

Приставки на з- и с-

В одном из городов страны Морфемики жили сестры. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д,Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.

Кроме того, приставки любили путешествовать. Однажды Из– предложила:

– Давайте отправимся в путешествие в соседний город?

– Хорошо! Только говорят, что там живут угрюмые люди! – сказала приставка Без-.

Приставка Раз- ответила:

– Я думаю, мы подружимся с ними.

На следующий день сестры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил, когда увидели вдали прекрасный город,сверкающий огнями. 

В этом городе жили только глухие согласные. По дороге в город им встретилась самая смелая буква – буква С. Она спросила:

– Зачем вы пришли в наш город,прекрасные приставки?

– Мы пришли, чтобы подружиться с вами.

– Добро пожаловать. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.

Что же делать? – хором спросили Приставки.

Буква С долго молчала, наконец сказала:

– Я, кажется, придумала. Давайте я встану вместо буквы З, и тогда все глухие согласные увидят, что с вами можно дружить.

С тех пор сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-,ЧРЕЗ-, БЕЗ– подружились с глухими согласными П, Ф,К, Т, Ш, С, Щ, Х, Ц, Ч.

Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-,ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистическая сказка

«Глагол и его дети»В некотором  королевстве русского языкажил-был король по имени Глагол. Это был очень    деятельный, энергичный мужчина....

Лингвистическая сказка "Алиса в стране Фразеологии"

Лингвистическая сказка поможет в занимательной и доступной форме изучить тему "Фразеологизмы"...

"Карусель" (лингвистическая сказка)

Разработка лингвистической сказки собственного сочинения для урока русского языка о несклоняемых существительных, опубликованная в журнале "Русский язык в школе"...

Лингвистические сказки

Лингвистические сказки мспользуются на уроке при изучении нового материала...

Лингвистическая сказка

Для чего нужны лингвистические сказки? Ответ дан в статье....

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...