Конспект урока "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект урока на тему "Имя прилагательное" в 6 классе . Обобщение изученного по данной теме. Урок с использованием презентации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе.

                                 Тема: «Обобщение по теме: « Имя прилагательное».

                                 Цели:

  1. обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;
  2. закрепление умений отграничивать прилагательные от других частей речи, определять разряды прилагательных, правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы;
  3. воспитание интереса к русскому языку, воспитание у школьников  положительной мотивации к учению;
  4. развитие  умения владеть собой, умения  работать в команде (навыки групповой самоорганизации),  умения проявлять инициативу.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки

Конспект урока.

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

2. Работа над эпиграфом к уроку. (Слайд 1.)  

                                         Я – часть речи интересная,

                                         Широко в миру известная:

                                         Опишу любой предмет –

                                         В этом равных со мной нет.

                                         Речь со мною выразительна,

                                         И точна, и удивительна.

                                         Чтоб красиво говорить,

                                         Мною нужно дорожить!

  • Какая часть речи может так себя охарактеризовать?

Конечно, имя прилагательное. Мы закончили изучение этой замечательной части речи.

  • Какой урок обычно проводится после рассмотрения большой темы?
  • Как будет звучать тема сегодняшнего урока?

(Слайд 2) Обобщение по теме: «Имя прилагательное». В тетрадях запишите число, классная работа и тему урока.

  • Что мы должны знать и уметь по данной теме?

( Слайд 3)

Знать:

  • определение имени прилагательного;
  • разряды прилагательного;
  • степени сравнения;
  • признаки прилагательного.

Уметь:

  • определять разряды прилагательных;
  • правильно употреблять прилагательные в речи;
  • указывать морфологические признаки прилагательных;
  • правильно писать прилагательные, объяснять в них орфограммы.

Учитель: Ребята, к уроку вы готовили плакаты, повторяли материал, отвечали на вопросы, выполняли упражнение, в котором нужно было опознать орфограммы о правописании прилагательных, изученные в 6-м классе. На уроке вы посоревнуетесь в конкурсах, чтобы интереснее было  поделиться знаниями. В конце урока мы подведем итоги и выявим знатоков имени прилагательного.

3. Конкурс № 1. «Ты – мне, я – тебе!»

  • Нам нужно ответить на вопросы, которые вы готовили дома в виде плакатов (презентация №2)( о чём говорят плакаты ?)

4. Конкурс № 2. «Найди ошибку».

Грамматическая разминка(Слайд 4)

Найдите ошибки. Объясните, в чём заключается суть этой ошибки?

  1. более слабая;
  2. самая слабая;
  3. менее слабее;
  4. слабее.

5. Конкурс №3. « Степени сравнения» Задание каждой группе: образуйте от данных прилагательных степени сравнения и запишите их.

  1. группа: спокойный; (спокойнее, более спокойный, спокойнейший, самый спокойный)
  2. группа: мягкий;       (мягче, более мягкий, мягчайший, самый мягкий)
  3. группа: сладкий;     (слаще, более сладкий, сладчайший, самый сладкий)  

Проверка. (слайд№ 5)

  • От прилагательных какого разряда можно образовать степени сравнения?

(Только от качественных)

  • Чем являются в предложении прилагательные в форме сравнительной степени? (сказуемым)
  • А в форме превосходной степени? (определением)

6. Конкурс № 4. « Буквенный диктант «К или СК?»

Запишите цифры от 1 до 10 в столбик. Я диктую слова, вы записываете только суффикс К или СК.

  1. французский;
  2. немецкий;
  3. английский;
  4. ткацкий;
  5. соседский;
  6. скользкий;
  7. солдатский;
  8. рыбацкий;
  9. белорусский;
  10. близкий.

Самопроверка по ключу. (Слайд 6) Выставление оценок.

7. Конкурс № 5. « НЕ – частица, НЕ – приставка»

(слайд№7)

Задание: списать слова, обозначая условия выбора слитного и раздельного написания НЕ.

Взаимопроверка. Один ученик комментирует.

Карточка.

(Не)взрачный; (не)громкий голос; нисколько (не) интересная книга; (не)дорогой, а дешёвый товар;

(не)лепый вид; (не)верный ответ, (не) шерстяной шарф; крайне (не)осторожный; далеко (не) лёгкое дело.

8. (Физкультминутка)

9. . Конкурс №  6. «Третье лишнее». (Слайд  8)

Вам нужно из предложенных слов найти лишнее словечко и объяснить свой выбор.(устно)

  1. древне(русский), северо(западный), иссиня(чёрный).
  2. сине(зелёный), общественно(полезный), победо(носный).
  3. бледно(лицый), русско(французский), бледно(розовый).

10. . Конкурс №  7. «Одна или две буквы Н».( заранее раздать напечатанные  тесты по типу ЕГЭ)

1) В каком примере на месте пропуска пишется НН?

А)  1) серебря..ая ложка        Б)  1) ветре..ый день             
2) утре..яя свежесть              2) ледя..ая горка                    
3) румя..ый мальчуган          3) соломе..ая шляпка            
4) мыши..ая нора                   4) льви..ое рычание              


2)
В каком ряду во всех словах пишется Н?

А) 1) оловя..ый,  чугу..ый,  ю..ый
2)  маши..ый,  цели..ый,  соломе..ый
3)  лави..ый,  дли..ый,  болезне..ый
4) комари..ый, ветре..ый,  торфя..ой

Б)  1) деревя..ый,  насте..ый, карти..ая
2) травя..ой, сви..ой, лоси..ый
3) карти..ый, стари…ый, со..ый
4) пчели..ый, глиня..ый, кача..ый

Собрать на проверку.

 

11. . Конкурс №  8. Комплексный анализ текста (слайд№ 9) –проверить в тетрадях ( после урока собрать)

12. . Конкурс №  9. (слайды №10-13)Выборочный диктант –шуточное стихотворение (ученик читает полный текст) – затем по частям  в презентации выполняют задание

11. . Конкурс № 10. «Вокруг нас мир…».

Вокруг нас мир, который нельзя представить без имён прилагательных. Без них мы не могли бы общаться, речь наша была бы скучной и однообразной.

Имена прилагательные  делают нашу речь красивой, выразительной и более точной.

Каждой группе было дано задание провести небольшую исследовательскую работу. Теперь мы посмотрим, что же вы нашли.

  1. группа искала ЦВЕТНЫЕ МОРЯ, РЕКИ, ОЗЁРА и др. географические названия;
  2. группа исследовала, какие бывают ДОЖДИ;
  3. группа исследовала, какие бывают ОБЛАКА.

12 . Конкурс № 11«Гонка за лидером»

Задание: охарактеризовать предмет одним словом – кратким прилагательным с основой на шипящую.(слайд №14)

Крик, ландыш, чай, песок, нож, лес, воздух, богатырь, пол в комнате, голос.  (Возможные варианты: зловещ, пахуч, горяч, сыпуч, хорош, дремуч, свеж, могуч,скрипуч,певуч.)
Задание выполняется письменно, учитывается правописание
.-проверка (слайд №15) 

13. . Конкурс № 12 по группам  (слайд№16)

1. О каком предмете можно сказать:

  • построен, сооружён, воздвигнут;
  • огромный, большой, исполинский;
  • небольшой, крошечный, маленький?

2. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака:

  • колоссальный, большой, громадный;
  • гениальный, способный, талантливый;
  • противный, омерзительный, неприятный.

3. Найдите лишнее слово в синонимическом ряду:

  • алчный, жадный, завистливый, ненасытный;
  • беспросветный, безысходный, безрадостный, безнадёжный.

14. . Конкурс №  13.  Игра “СТОП»- устно

Учитель читает прилагательные и формы их превосходной степени. При употреблении неправильной формы ученики должны хлопнуть в ладоши и исправить ошибку:

Строгий – строгайший;
Добрый – добрейший;
Тихий – тихайший;
Храбрый – храбрейший;
Глубокий – глубокайший;
Богатый – богатейший;
Высокий – высочайший;
Редкий – редкайший;
Вечерний – вечернейший;

15. . Конкурс №  14. Игра «Собери пословицу»

Проведи линии от первой части пословицы ко второй.

Недоброе слово                         спать не даёт.

Неверный друг -                        что в бездонную кадку воду лить.

Добрая слава                                а завтрашним днём.

Неразумного учить,                       а правдивая.

Честна не кудрявая речь,              опасный враг.

Живи не прошлым,                        злому ненавистна.

Нечистая совесть                           больнее огня жжёт.

Проверка, вывод (назовите в каждой пословице имена прилагательные)

1.Недоброе слово больнее огня жжёт.

2.Неверный друг - опасный враг.

3.Добрая слава злому ненавистна.

4.Неразумного  учить, что в бездонную кадку воду лить.

5.Честна не кудрявая речь, а правдивая.

6.Живи не прошлым, а завтрашним днём.

7.Нечистая совесть спать не даёт.(слайд № 17)

16. Конкурс 16. Согласование (образуйте словосочетания, добавив прилагательные к данным существительным. В чём может заключаться сложность?)  - необходимо правильно определить их род и согласовать с ними прилагательные. ( слайд №18)

17. Конкурс №15.  Прогулка по зимнему лесу (творческое задание) – слайды№ 19-21.

Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы. А как называются красочные прилагательные в художественной литературе? (эпитеты). Попробуйте вставить в данный текст подходящие по смыслу прилагательные-эпитеты.

-Что меняется в нашей речи с появлением прилагательных?

Какой она становится?

-Поэтический вывод. Читаем стихотворение о прилагательном (слайды № 22-23)

18.( если успеем) - А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

- Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма).

  • Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное)
  • Вторая строка – характеристика темы
  • (двумя прилагательными)
  • Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)
  • Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)
  • Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные 
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

18. Домашнее задание: (Слайд № 25) Составить словарный диктант, отражающий все виды орфограмм в прилагательных, изученных в 6 классе.

  • ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

«Если бы не было слов, обозначающих признаки предметов, то…»

19. Обобщение.

Итак, мы успешно справились со всеми конкурсами. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью имён прилагательных. Какие вы?

( умные, трудолюбивые, успешные, любознательные, добросовестные, внимательные…)

А теперь  оцените работу нашей команды знатоков.

  • Кого бы вы назвали лучшими? Они и получат сегодня пятёрки.

20. Рефлексия. (слайд №26)

  • Что дал вам сегодняшний урок?
  • Почувствовали ли вы себя уверенней в знаниях и умениях по теме «Имя прилагательное»?
  • На чём необходимо заострить внимание при подготовке к контрольной работе?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Правописание Н-НН в прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных"

Данное занятие проводится в группе «Развитие речи и совершенствование знаний по русскому языку. 6 класс» как дополнительная образовательная услуга.Учащиеся получают возможность систематизировать знани...

План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"

Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карт...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:"Способы образования прилагательных. Морфологический разбор прилагательных".

Данный конспект урока можно использовать на уроках русского языка при изучении разделов:"Словообразование" и "Имя прилагательное". Здесь используются разные формы работы и ставятся цели для достижения...

Опорный конспект "Имя прилагательное"

Обучение на основе блоков, объединенных общей темой, опорных карточек, опорных конспектов помогает обучающимся в системе усвоить большее количество учебной информации без увеличения учебного времени з...