Урок в разделе «Морфемика. Деривация» (6 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме

Матюшкина Мария Евгеньевна

Тема урока: «Что мы знаем о морфемах».

Цель: вспомнить, что такое морфемика, каковы предметы её изучения; вспомнить основные морфемы и их значение.

Задача: закрепить порядок морфемного разбора и морфемного анализа; установить связь между морфемикой, морфологией, графикой и орфографией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_razdele_morfemika_6_kl.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в разделе «Морфемика. Деривация» (6 класс)

Тема: «Что мы знаем о морфемах».

Цель: вспомнить, что такое морфемика, каковы предметы её изучения; вспомнить основные морфемы и их значение.

Задача: закрепить порядок морфемного разбора и морфемного анализа; установить связь между морфемикой, морфологией, графикой и орфографией.

                                            План урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
  2. Вступительное слово учителя, объявление темы урока, его целей и задач.
  3. Проверка домашнего задания (требовалось по Тетради для правил повторить тему «Морфемика», изучавшуюся в 5 классе). Форма проверки: устный опрос.

- Что такое морфемика? Что она изучает?

- Что такое морфема? Докажите, что это ЗНАЧИМАЯ единица языка.

- Перечислите известные морфемы, назовите функции каждой из них.

- Какие морфемы являются формообразующими, а какие – словообразующими? Приведите примеры (ответ на этот вопрос может подкрепляться записями на доске).

Подведение итогов устного опроса.

  1. Выполнение морфемного разбора слов (работа у доски по цепочке, работа в тетрадях):

ласковый           добрая             грубость         пароход           слева

ласкать              доброта            грубить          ходики             справа

ласкаешься       раздобрел        грубиян          паровой            внизу

Вопросы и задания:

-правильно назовите морфемы; определите, какой является каждая морфема (кроме корня): словообразующей или формообразующей?

-на какую именно форму слова указывает каждая формообразующая морфема?

-слова какой части речи записаны в третьем столбике? В чём особенность морфемного строения наречий? (отсутствие окончаний, так как это неизменяемые слова – у них не могут образовываться формы).

Таким образом, мы можем сделать вывод о связи морфемики и морфологии.

-какое правило орфографии вспоминаем, выделяя суффиксы неопределённой формы глагола? («Безударные личные окончания глаголов»); определите спряжение этих глаголов.

Мы с вами на этом примере видим, что морфемика тесно связана с орфографией и графикой.

Вопросы самым внимательным и вдумчивым:

-какая морфема нам ни разу не встретилась в этих словах? (постфикс);

-является ли слово пара однокоренным для слова паровой? почему? как называются такие слова с корнями-омонимами? (однокорневые).

5. Вспоминаем морфемный анализ слова. Чем морфемный анализ отличается от морфемного разбора? (слово не просто членится на морфемы – подбираются одноструктурные слова)

У доски один человек выполняет морфемный анализ слова пошутить.

(по-шут-и-ть

  1. Окончание –ть указывает на то, что данное слово является глаголом неопределённой формы.
  2. Основа слова пошути-.
  3. Корень слова –шут-, однокоренные слова шут, шутник, шутка.
  4. Приставка по-, одноприставочные глаголы по-играть, по-говорить.
  5. Суффикс неопределённой формы глагола –и- указывает на второе спряжение. Односуффиксальные глаголы распил-и-ть, залеп-и-ть.)

  1. Командная игра.

Мы с вами установили связь между несколькими разделами лингвистики. Какими?

Давайте понаблюдаем, как морфемика и морфология помогают решать орфографические задачки.

Разделимся на две команды (например, «Грамотеи» и « Умники»). Кто будет вашими капитанами, команды? Капитан выбирает того, кто будет отвечать.

На доске записаны и пока спрятаны словосочетания; вставьте в слова пропущенные буквы и выделите орфограммы. Самая важная часть задания: объяснить, как вы решили задачку. (За каждый правильный ответ – 1 балл, за каждое полное и грамотное объяснение добавляется по баллу).

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов.

(словосочетания открываются постепенно, по мере того, как ребята отвечают; последовательность ответов устанавливает учитель: в «сильном» классе право ответа может получить команда, решившая задачку первой, в «слабом» - команды отвечают по очереди)

Купаеш..ся в проруб.., р..сти у реч..нки, п..бывать в ц..рке, яблочн… в..ренье, несут..ся по тропинк.. .

Подведение итогов игры.

  1. Итоги урока. Выставление оценок.

О чем шла речь на уроке? Какая была тема урока? Какие цели мы ставили? Мы их достигли? Какие важные выводы были сделаны нами сегодня о связи разных разделов лингвистики?

  1. Домашнее задание: придумать и записать два слова, на примере которых можно установить связь между морфемикой, морфологией, орфографией и графикой; выполнить морфемный анализ этих слов.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку № 6, раздел 4 в 6 классе по теме "Достопримечательности Лондона"

Данная презентация предназначена для уроков совершенствования монологического и диалогической речи в 6 классе. Учащиеся знакомятся с достопримечательностями Лондона в виде ролевой игры по теме "A tour...

Презентация к уроку № 2, раздела 2 в 8 классе по теме "Удивительная экскурсия. Знаменитые люди"

Учащиеся 8 класса выполнили мини - проекты по теме "Знаменитые люди" в виде небольшой викторины. Описания знаменитых людей составлены в виде придаточных определительных предложений. Учащиеся должны не...

Презентация к уроку № 2, раздела 2 в 8 классе по теме "Удивительная экскурсия. Знаменитые люди"

Учащиеся 8 класса выполняли мини - проекты по теме "Знаменитые люди" в виде заданий для викторины. Описания людей составлены придаточными описательными предложениями в соответствии с грамматической те...

Методическая разработка урока по разделу «Гимнастика» в 7 классе

Тема. 1. Упражнения на брусьях (девушки).             2. Совершенствование опорного прыжка....

Справки по разделу Морфемика в 5 классе

Справки по разделу Морфемика в 5 классе...

Технологическая карта урока по разделу " Волейбол" для 5 класса.Тип урока-обучающий

Вам представлена технологическая карта урока по разделу "Волейбол" для учащихся 5 класса....