Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС
статья по русскому языку на тему

Федоренко Ольга Анатольевна

Данный материал освещает некоторые вопросы, связанные с конструированием образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (предметная область -русский язык).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл realizatsiya_fgos.docx26.81 КБ

Предварительный просмотр:

1. Правильно поставленные задачи – самое главное в работе учителя русского языка. Я стремлюсь, чтобы ученики осознано шли на уроки, с желанием выполняли нужный объем работы, были грамотными в устной и письменной речи. Ученик должен учиться в творческой среде, стремясь к успеху.

В рамках своей профессиональной области я могу сформулировать следующие педагогические задачи:
1) развитие речи учащихся, которое лучше всего происходит при общении с высоко структурированными текстами.
2) организация сенсомоторного метода орфографии, так как кропотливое вдумчивое прочтение художественных текстов и словарей, прописывание сложных слов очень полезно для расширения словарного запаса ребенка и помогает вырабатывать орфографические навыки.
3) развитие лингвистических способностей повышает общий интеллектуальный уровень школьника, позволяет лучше справляться с более сложными письменными работами – диктантами, изложениями, сочинениями; улучшается мышление, повышается грамотность, происходит развитие.
4) воспитание гражданственности и патриотизма, интереса и любви к русскому языку, которое возможно на текстах писателей и поэтов; использование текстов нравственной тематики и проблематики.

Для решения этих задач можно использовать объяснительно-иллюстративные, диалоговые, коммуникативные, игровые, творческие технологии. В своей работе я часто использую кооперативный метод, который облегчает решение сложных задач. Темы для обсуждения должны быть близки и понятны детям по их личному опыту (например: почему нужно писать грамотно, соблюдая правила орфографии и пунктуации, и что будет, если каждый будет писать так, как ему захочется). Каждый ученик имеет возможность помочь другому, но в то же время нужно работать и самому, здесь не получится отсидеться и отмолчаться, ведь успешность выполнения задания зависит от слаженной работы всех учащихся группы. С позиции отношения к ребенку со стороны учителя, на мой взгляд, наиболее эффективными являются личностно-ориентированные, гуманно-личностные технологии. Все дети разные, и учитель должен найти подход к каждому, заинтересовать, завлечь в учебный процесс. Технология сотрудничества также помогает мне в решении поставленных задач. Особый интерес у детей проявляется при использовании игровой технологии, ведь игра нравится всем детям всегда, особенно детям младшего и среднего звена. Для детей старшего звена эффективны проектные и исследовательские технологии. Так например мои ученики с огромным интересом участвовали в школьной научно-практической конференции на тему «Школа и наука рядом»  со своими исследовательскими работами и проектами.

Можно применять разные педагогические технологии, но все они будут давать положительный результат и помогать в решении поставленных задач только в том случае, если учитель уважает, любит своего ученика, верит в его возможности.

2. Одной из ключевых компетентностей является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Она означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям (религиозным, профессиональным, личностным и другим) других людей.

Одним из средств компетентностного подхода в обучении русскому языку является работа с текстом. Текст обладает коммуникативными свойствами: информативностью, содержательной и смысловой цельностью, связностью, композиционной завершенностью. Таким образом, текст представляет собой такую структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка. Комплексный анализ текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста. Этот вид деятельности мотивирует применение приобретенных знаний и получение новых, стремление самому открывать что-то новое. Кроме того, анализ текста является самостоятельной формой получения знаний, при которых учащиеся легче осваивают способы действия. В основе комплексного анализа текста лежит проблемная ситуация, она становится исходным пунктом для создания гипотез и выбора верной из них. Правильно организованная работа с текстом способствует развитию лингвистических, коммуникативных, творческих способностей учащихся.
в своей работе для реализации внедрения компетентностного подхода, я использую инновационные технологии: исследовательский метод, дискуссии «мозговой штурм», интерактивные и другие. Методы, ориентированные на устную коммуникацию6 пересказ, учебный диалог, доклады и сообщения, проекты и т.д. Методы, ориентированные на письменную речь: сочинение, изложение, подготовка заметок и статей для школьных СМИ, участие в конкурсах сочинений.

Существует необходимость совершенствования контрольно-оценочной системы в школе. Я считаю, что нужно уходить от ориентации контрольных проверок на оценку результатов зазубривания к оценке уровня владения компетентностями, к  многомерным оценкам, характеризующим способность учащихся к творческой деятельности. Это необходимо потому, что ребенок должен видеть показатель своей успешности, сравнение сегодняшних достижений с его собственными вчерашними достижениями. Возможно внести изменения в системе оценивания с дифференцированным  подходом по видам работы, также возможно самооценивание, открытость критериев оценки для учащихся, они должны понимать и принимать их. На мой взгляд, пятибалльная система не в достаточной степени позволяет оценивать учащихся, возможно использование многобалльной шкалы. Для каждой ступени следует подготовить оценочные материалы, позволяющие оценить уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для данного возраста. Важно помнить, что все дети разные, каждый развивается и обучается по-своему и поэтому оценивать их по единым критериям невозможно.

3. Важнейшим качеством любой педагогической технологии является системность, т.е. определенная организованность всех компонентов. Другим немаловажным качеством, на мой взгляд, является научность педагогических технологий. Необходимо анализировать, использовать уже существующий опыт, сочетание традиционных и новых элементов в обучении. Структурированность педагогических технологий обеспечивает устойчивость и надежность системы. Управляемость технологий позволяет планировать, корректировать, адаптировать педагогический процесс.

Формализация и анализ педагогической технологии.
1. Проектное обучение и воспитание – процесс обобщенного и опосредованного познания действительности, в ходе которого учащиеся используют технологические, технические и другие знания для выполнения проектов. Это результативная деятельность, совершаемая в специально организованных педагогом условиях, которые дают ребенку возможность действовать самостоятельно, получать результат, предъявлять его.

2.Идентификация технологии проектного обучения и воспитания.
1). Метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также социальную сферу, политику.
2). Проектное обучение и воспитание зависит от позиции субъекта. С большим увлечением выполняется только та деятельность, которая выбирается ребенком самостоятельно; познавательная деятельность опирается на сиюминутный интерес ребенка; реальное обучение не бывает односторонним, в нем важны и побочные сведения.
3). Исследовательский и деятельностный подход (в процессе работы ученик «проживает» конкретные ситуации, преодолевает трудности, проходит путь от идеи до ее воплощения).
4). Ведущие факторы развития: психогенный и социогенный.
5). Особенности научной концепции проектного обучения и воспитания: гуманизм, личная заинтересованность ученика в теме проекта, деятельностный подход, работа над проектом своего будущего, индивидуальный темп, сотрудничество ученика и учителя, уважение к иной точке зрения, ответственность за результат.
6). Ориентация на ЗУН и СДП.
7). Характер содержания данной технологии: различная ориентация, адаптивно-вариативная.
8). Вид социально-педагогической деятельности: управление. Учитель(тьютор) помогает ребенку в поиске своего исследовательского вопроса, составлении исследовательской программы, осуществление ее, организация рефлексии ребенком проделанного пути.
9). «Консультант» + самоуправление (учитель как бы поддерживает огонь любознательности и воспитывает настойчивость при реализации проекта, задача учителя-не ответить на вопрос, а помочь ребенку в поиске ответа).
10). Преобладающие методы и средства: комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий. Самый распространенный метод-кейс-стади – это создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Популярностью пользуются кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений. Используемые методы и средства позволяют классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать ее, использовать теоретические знания на практике, учат вести дискуссии, использовать наглядный материал, убеждать оппонентов и т.д.
11). Организационные формы: альтернативные, т.е. переход от обязательной работы к работе по выбору, от учения к созданию собственного проекта, к исследованию, от работы под руководством к самостоятельной работе. В распоряжении ребенка не только урок и кабинет, но и библиотека, лаборатория, компьютер и т.д.
12). Преобладающие средства: вербальные, программированные, практические.
13). Личностно-ориентированный подход к ребенку, т.е. с учетом возраста, интересов, уровня подготовки, знаний, психологических особенностей и т.д.
14). Направление модернизации: на основе активизации деятельности учащихся.
15). Категория объектов: все категории (начальное, среднее, старшее звено).

Целевые ориентации технологии.
- формирование проектной деятельности и мышления;
- стимулирование мотивации детей на приобретение знаний;
- включение всех учащихся в режим самостоятельной работы;
- развитие умений пользоваться новыми знаниями для решения познавательных и практических задач;
- развитие способности применять знания к жизненным ситуациям;
- развитие способностей к аналитическому, критическому и творческому мышлению;
- развитие важнейших компетенций для современной жизни (способности брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, делать свой выбор, владеть устным и письменным общением)
- развитие исследовательских умений.

Концептуальная основа технологии проектного обучения и воспитания.
- принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей;
- принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта;
- деятельностный подход;
- процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего;
- индивидуальный темп работы обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;
- принцип сотрудничества учеников и педагога при решении разнообразных проблем;
- комплексный подход в работе способствует сбалансированному развитию физиологических и психических функций ученика;
- уважение к иной точке зрения, ответственность за результат, использование окружающей жизни как лаборатории, в которой происходит процесс познания.

Содержание УВП.
Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска, проектной деятельности. Существуют следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, социально значимые. Проектное обучение предполагает такую структуру учебных материалов, которая позволяла бы использовать их для построения учебных моделей. Это своеобразный конструктор, охватывающий все сферы содержания  образования.

Процессуальная характеристика.
По затратам времени данный метод является довольно трудоемким; можно выделить краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты. Можно выделить стадии проектной деятельности:
1. Организационно-подготовительная стадия;
2. Разработка проекта (планирование);
3. Технологическая стадия;
4. Заключительная стадия (оформление результатов, общественная презентация, обсуждение, саморефлексия).

Программно-методическое обеспечение.
Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления: учебные планы и программы, учебные и методические пособия, дидактические материалы, наглядные и технические средства обучения, диагностический инструментарий.

Соответствие критериям технологичности.
Основными критериями технологичности являются:
-системность (комплексность, целостность),
– научность (концептуальность, развивающий характер),
– структурированность (иерархичность, логичность, алгоритмичность, процессуальность, преемственность, вариативность),
– управляемость (диагностичность, прогнозируемость, эффективность, оптимальность, воспроизводимость).

 9. Экспертиза педагогической технологии проектного обучения и воспитания.
Главным критерием оценки педагогической технологии являются её эффективность и результативность. К ним относятся владение способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, методы исследования, коммуникативные и адаптивные качества (умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям), самоорганизация (умение ставить цель, сопоставлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставить цель и действие).

4. В своей работе я пробовала различные педагогические технологии. Одной из подошедших мне и моим ученикам стала игровая технология обучения и воспитания. Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься, как поддержать интерес учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках дети работали активно и увлеченно, использовать это как опору для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Немаловажную роль в этом играют дидактические игры. Но это не значит, что занятия должны проходить только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, самостоятельной работой. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствует формированию добрых чувст, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Она учит самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом. Игровые формы я применяю и в основной, и в старшей школе, а также использую при проведении нетрадиционных уроков. Чтобы победить в игре-соревновании, надо много вспомнить, осмыслить за короткий промежуток времени. На своих уроках я провожу игры-аукционы, защиты, путешествия по станциям, пресс-конференции, игры-исследования. И эта педагогическая технология дает положительные результаты. Так мои ученики 7 класс заняли в этом году 1 место в интеллектуальной игре, посвященной Дню славянской письменности. Игра- хорошее средство для воспитания у учащихся ответственности за порученное дело, умение работать коллективно и самостоятельно. Она способствует активизации познавательной деятельности, выявлению организаторских и других способностей.
Другая педагогическая технология, подходящая к моей предметной области (русский язык и литература) – это
технология проблемного обучения. Она предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Данная технология позволяет повысить прочность знаний, формирует поисковые и исследовательские умения и навыки, развивает познавательные и творческие способности. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного, интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям. Частично поисковой метод постепенно приобщает учеников к самостоятельному решению проблем. Я придумываю систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу данных, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. А исследовательский метод предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают ее (на опыте, в проекте, олимпиадной работе и т.д.). этот метод обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания. Эврестическое обучение большое внимание уделяет развитию способностей и прогнозированию явлений, принятию оригинальных решений, развитию критического мышления, эмпатии.
Не менее интересной о продуктивной является
технология проектного обучения. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и публичного предъявления. Метод проектов позволяет учащимся в процессе самостоятельной деятельности достичь определенного результата. Этот метод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств, творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. Проектное обучение используется мною не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним. В результате применения технологии проектного обучения у учащихся развиваются важнейшие компетенции, необходимые для современной жизни: способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем, оценивать и анализировать социальные привычки, делать свой выбор, владеть устным и письменным общением. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной и личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности.
При реализации других педагогических технологий возникают некоторые ограничения. Для примера возьмем
технологию дифференцированного обучения и воспитания. Дифференциация означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Наиболее распространенной сегодня является дифференциация по уровню развития способностей. Но здесь сразу возникают некоторые отрицательные аспекты: деление детей по уровню развития негуманно; высвечивается социально-экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства; несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых детей переводятся неординарные дети. В рамках одного класса использование технологии дифференцированного обучения и воспитания ограничивается еще и тем, что работать в таком классе по одной рабочей программе затруднительно, необходимо разрабатывать программу для каждой группы учащихся.
Так же (из собственной практики) возникли ограничения при реализации на моих уроках
интерактивной технологии обучения и воспитания. Дети в процессе дискуссий безоговорочно отстаивают свою точку зрения и не хотят слушать другую. Атмосфера на уроке складывается некомфортная, некоторые слишком эмоциональные учащиеся уходят с урока расстроенными и обиженными. Некоторые учащиеся не хотят принимать общие принципы дискуссии (такие как уважение и дружелюбие при высказываниях, краткость-сестра таланта, я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ним не согласен). Для предмета «русский язык» эта педагогическая технология не самая лучшая. Ее возможно внедрять на таких предметах, как история, обществознание, мировая художественная литература.

5. При реализации педагогических технологий в своей предметной области (русский язык и литература) я соблюдаю следующие принципы, установленные ФГОС:
1) формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
2) активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся;
3) построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся;
4) становление личностных характеристик учащихся( любящие свою Родину, уважающих свой народ, его культурные и духовные традиции, осознающие свою сопричастность судьбе Отечества, креативно и критически мыслящие и т.д.);
5) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной политики;
6) толерантное сознание и поведение, готовность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) эстетическое отношение к миру, бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей;
9) осознанный выбор профессии и возможности реализации собственных жизненных планов;
10) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
11) владение языковыми средствами, умения ясно, логически и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Реализуемые мною педагогические технологии направлены на удовлетворение следующих требований Стандарта:
1) формирование представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства; приобщение через изучение русского языка к ценностям национальной и мировой культуры;.
2) способность свободно общаться в различных формах и на разные темы; свободное использование словарного запаса;
3) формирование умений написания текстов по различным темам на русском языке по изученной проблематике, в том числе демонстрирующих творческие способности обучающихся;
4) формирование устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
5) формирование навыков различных видов анализа литературных произведений.
6) формирование понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
7) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 8) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
9) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
10) знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой;
11) формирование представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
12) формирование умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного про изведения;
13) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
14) владение навыками анализа художественных произведений с учётом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
15) формирование представлений о системе стилей языка художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»

Итоговая аттестационная работа по предметной области «Педагогические технологии и конструирование образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС (по технологии)»...

Курсовая работа по теме "Актуальные вопросы внедрения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС"

Курсовая работа по теме актуальные вопросы внедрения ИКТ в образовательный и воспитательный процесс в условиях реализации ФГОС у 7 класса по предмету физика...

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ в учебно-воспитательном процессе в условиях реализации ФГОС

Описан опыт работы воспитателя школы-интерната 8 вида с использованием образовательных технологий...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе активно используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более ...

Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС ООО

Современные педагогические технологии на урокахрусского языка и литературы в условиях реализацииФГОС ООО...

«Современные подходы к организации образовательного и воспитательного процесса в соответствии реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Чтобы современный урок был понятным, познавательным, интересным,  нетрудным, разнообразным важно активно применять на практике новые современные подходы к обучению:- Системно - деятельностны...