Повторение изученного по теме «Правописание приставок».
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Марсанова Наталья Дмитриевна

Вы в фантастической стране, попав туда в ПРЕкрасном сне .... Чтобы урок был для ученика не только понятен, но и инетересен, необходимо разбудить в нем желание узнать как можно больше о приставках, не только из учебника, но и из дополнительной литературы, предлагаю им "сочинить стихи про приставки, нарисовать приставки, фантахировать на эту тему, Пытаюсь на уроке заставить каждого ученика логически мыслить, проявлять инициативу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Повторение изученного по теме «Правописание приставок».

Цели:                     -обобщить и систематтизировать изученное о правописании приставок;

                               -править знания уч-ся понимание ими изученных правил;

                               -закрепить полученные умения и навыки;

                               -совершенствовать умение производить морфемный р-р;

                               -совершенствовать культуру речи;

                               -развивать логическое мышление:

                               -развивать образное мышление;

                               -развивать творческое воображение детей.

Оборудование: карточки с деформированым текстом (с пословицами); карточки со всавленными орфограммами ( для слабых учеников).

Ход урока:           I. Оргмомент.

                             II.Постановка учебных задач.

      Вспомните, какие 3 вида орф. мы изучили? В этом нам поможет табл., данная в упр. 704 на стр. 224. По мере ответа учеников на доске заполняется таблица.

Неиизменяемые приставки.

Приставки на з-(с-).

Приставки пре- и при-.

      Эти орфограммы нам с вами и предстоит сегодня повторить.

                            III. Работа в группах..

                               -Для того чтобы наша работа прошла сегодня успешней и интересней, я предлагая поработать в группах.(Класс делится на 6 групп по4-5 человек в каждой).

Задание: каждая группа должна подобрать по 3 примера в каждую графу.Учебники перед вами, если вы затрудняетесь, можно обратится к ним, к рабочим тетрадям, к карточкам,                                                     которые вы готовили (с начала изуч. темы каждый ученик готовит индивид. карточку, на которую записывает наиболее интересные и сложные слова с данными орфограммами).

      После того, как слова придуманы и записаны на листочек, от каждой группы выделяется по одному человеку, которые поочерёдно выходят к доске. Каждый записывает всего 3 слова, предлож. след. группой,а затем диктует свои 3 слова. Класс тоже записывает примеры др. групп. В результате работы таблица заполняется примерами. При оценке работы группы учит. скорость выполнения задания, правильность и сложность подобранных примеров.

       (Группа может снизить кому-то общую оценку за низкую  активность).

                           IV. 1. Выборочный диктант.

                                   -Вспомните от чего зависит написание согласных на конце приставок.

                                   -Запишите слова с приставками на з- (с-), обозначая к какой части речи они относятся.(1 человек работает за шторой).

                                          1)Ласковым словом и камень растопишь.

                                          2)Бездонную бочку водой не наполнишь.

                                          3)Всякое решение любит рассуждение.

                                          4)Человек-не орех, сразу не расколешь.

                                          5)Лучше маленькое дело, чем большое безделье.

                                          6)За бесплодный труд никто спасибо не скажет.

                                    -Проверяем.

                                    -Выполняем морфологический разбор слов.

                           V. Творческий диктант.

                                    -Вспомните,пожалуйста, от чего зависит написание приставок пре- и при- ? Всегда ли значение приставок можно определить.

                                    -Замените диктуемые сочетания слов словами-синонимами.

       (Один человек работает у доски,подобранное слово вначале проговаривается, потом записывается).

                                  1.Переделать что-нибудь.изменить к лучшему (преобразовать.)

                                  2.Случай, проишествие (приключение).

                                  3.Помеха, задерживающая какое-либо действие или развитие чего-нибудь (препятствие).

                                  4. Перестать что-либо делать (прекратить).

                                  5. Доброжелательный, радушный (приветливый).

                                  6.Помирить кого-нибудь с кем-нибудь (примирить).

                                  7. Пересилить, справиться с чем-нибудь (преодолеть).

                                  8. Представлять что-то в больших размерах, чем на самом деле (преувеличивать).

                                     -Проверяем, обьясняя, где возможно, значение приставок.

                           VI. Игра «Четвертый лишний».

         (Такая игра часто проводится на уроках. Ребятам она нравится, и большинство, как правило, легко справляются с такими заданиями).

         Слова записаны на доске.

  1. Превозносить, превосходить, принадлежать, превратить.
  2. Приноровится, приналечь, притягивать, препятствовать.
  3. Преодолевать, прицелиться, прекратить, пренебречь.
  4. Беспрерывно, препоручить, преследовать.

        Нужно не только найти лишнее, но и обьяснить свою точку зрения.

                           VII. Работа с карточками (по вар.).

        Перед вами карточки. Ваша задача выписать слова с пропущенными буквами, обьяснить пропущенные орфограммы.

                               I в.  1. В чужом доме не будь пр..метлив, а будь пр...ветлив.                                        

                                      2. К теплому месту змея пр...живается.

                                      3. Друг легче теряется, чем пр...обретается.

                                     4.Забота и плохая погода пр...ходят без пр...глашения.

                               II в.  1. Краса пр...глядится, а ум вперёд пр...годится.

                                        2. Правда как солнце, её ладонью (не) пр...кро...ш(?).

                                        3. Русский солдат (не) знает пр...град.

                                        4. Перед правым и  горы пр..клоняются.

                                          -Что за предложение перед нами?(пословицы и поговорки).

                                          -Все ли они вам понятны?(Если нет, то обьясним вместе с классом их значение).

                                          -Какие буквы вы вставили и почему?

                           VIII. Творческое задание.

                                      1. Задание классу.

          Из пословиц, предложенных на карточках выберите одну.  Напишите короткий рассказ, последним предложением которого – выводом – было бы эта пословица.

                                      2.Чтение и обсуждение рассказов.

                            IX. Итог урока. Обобщение.

                                     -Что мы повторили на уроке?

                                     -Каких приставок больше всего?(неизменяемых).

                                     -От чего зависит правописание приставок на з-(с-)?

                                     -От чего зависит правописание приставок пре- и при-?

       Д/З.  Пар. 53,54 повторить; выполнитьр-ры из упражнения 703.Не забыть карточки (с трудными словами, с порядком разбора).

                                 

     

                                     

                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание приставок. 1.Неизменяемые приставки. 2.Приставки на -з-(-с-) 3.Приставки пре- и при-

Слайд 2

Приставки на –з-(-с-) Растопишь Бездонная Рассуждение Не расколешь Безделье Бесплодный

Слайд 3

Правописание приставок пре- и при- Приставка при- 1. Приближение, присоединение. 2. Расположение вблизи чего-то. 3. Неполнота действия. Приставка пре- 1. Близка по значению к слову очень. 2. Близка по значению к приставке пере-

Слайд 4

1. Переделать что-нибудь, изменить к лучшему. 2. Помеха, задерживающая какое-либо действие. 3. Перестать что-нибудь делать. 4. Пересилить, справиться с чем-нибудь 5. Представить что-то в больших размерах, чем на самом деле. 1. Преобразовать 2. Препятствие 3. Прекратить 4. Преодолеть 5. Преувеличить

Слайд 5

1. Пр…возносить, пр…восходить, пр…надлежность, пр…вратить. Превозносить, превосходить, превратить. 2. Пр… норовиться, пр…вязать, пр…тягивать, пр…образовать. Приноровиться, привязать, притягивать. 3. Пр…кратить, пр…секать, пр…выкать, пр…уменьшать. Прекратить, пресекать, преуменьшать.

Слайд 6

Приметлив Приветлив Приживается Приобретается Приглядится Пригодится Не прикроешь Привычка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Правописание приставок».

Модульный  урок относится к современным педагогическим технологиям. Предствавленная технологическая карта отображает урок пр русскому языку в 5 классе по теме: "Правописание приставок". Работа ве...

Тест по теме "Правописание приставок пре-,при-"

Презентация содержит гаперссылки, можно работать с ней индивидуально и с классом, очень оживляет работу на уроке. Презентация для урока русского языка в 6 классе по учебнику Т.А. Ладыженской и др....

Повторение и закрепление по теме: "Правописание приставок пре- и при-"

Цель создания разработки заключается в том, что такие уроки помогают учащимся легче усваивать материал. А если  уроки повторения проводить  в форме игры, то результат усвоения материала буде...

урок русского языка "Путешествие по городу приставок при- и пре-" по теме "Правописание приставок при- и пре-"

2. Методическая разработка урока русского языка в 6-м классе по теме «Гласные в приставках пре- и при-»Тема: Путешествие по городу приставок пре- и при-.Цель: научить учащихся грамотно писать.Задачи:О...

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

Маршрутный лист по русскому языку для 6 класса на тему: "Правописание гласных в суффиксах глаголов". "Повторение изученного по теме «Глагол».

Цели урока - закрепить материал о правописании суффиксов –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), повторить материал о глаголе....