Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Прохорчук Владислав Андреевич

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". 
В конспекте на последней странице расположен раздаточный теоретический материал в форме таблицы. Презентация подразумевает воспроизведение пятиминутного "Весёлого урока" из рубрики Радионяня. Т.к. здесь нельзя прикрепить аудио, то вы можете найти его самостоятельно, например, по данной ссылке в ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=qe_nHSHOyO0

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока24.94 КБ
Файл Презентация463.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 6 класса

«Правописание приставок при- и пре-».

Первый урок по учебнику М. М. Разумовской

Прохорчук Владислав Андреевич, учитель русского языка и

литературы

        Цель:

  1. Систематизировать знания, касающиеся правописания приставок пре-, при- в разных частях речи.

        Задачи:

                

  1. Отработать навыки правописания приставок.
  2. Способствовать осознанию данной темы.
  3. Дать учащимся понятие об употреблении и правописании приставок пре-, при.
  4. Способствовать формированию навыка правописания слов с приставками, значение которых можно легко определить

Ход урока

1) Орг. момент. (слайд №1)

2) Актуализация темы.

- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. (слайд №1) Какая морфема пропущена в словах? (Приставка). Какие приставки мы можем подставить в каждом слове? (дети предлагают свои варианты, обращаем внимание на получившееся разнообразие слов).

- У меня получились слова… (Проверяем. слайд №2). Ответьте, что же такое приставка, для чего она служит? На какие группы мы можем разделить приставки, глядя на доску? (неизменяемые, изменяемые в зависимости от последующей согласной, зависящие от смысла –при/–пре).

- Сформулируйте тему нашего урока? (слайд №2). Запись темы.

3) Введение в тему.

А) Запишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите приставки (слайд №3)

- К какой группе, с точки зрения правописания, относятся данные приставки? (слайд №3 щелчок) (Неизменяемые)

Б) Запишите слова, данные попарно, выделите приставки (слайд №4)

- С какой трудностью в правописании слов мы столкнулись при выполнении этого упражнения? (слайд №4 щелчок) (Приставки похожи, но на их конце разные согласные).

- Отчего зависит правильное написание согласных на конце таких приставок? Сформулируйте правило (от последующей глухой или звонкой согласной).

В) Запишите слова, данные попарно, выделите приставки (слайд №5)

- Как вы думаете, отчего зависит выбор гласной в этих приставках? (слайд №5 щелчок) (от ударения).

- Словарная работа. Что такое роспись? Обратите внимание. Очень часто люди называют подпись росписью – это грубая ошибка (пояснение учителя). Ребята, а кто знает, что такое розвальни? (слайд №6)

4) Закрепление теоретических знаний.

- Давайте ещё раз повторим, на какие же группы мы можем поделить приставки, опираясь на схему? (ответы ребят) (слайд №7,8)

- Откройте учебник на странице 132, упр. 336. Сравните сказанное нами с тем, что написано в учебнике. Какие вы можете выделить сходства и различия? Что мы сказали такого, чего нет в учебнике? (приставки, зависящие от ударения). А какую группу приставок мы с вами не назвали, но она упоминается в книге? (приставки ПРИ-, ПРЕ).

- Молодцы! Именно приставкам ПРИ-, ПРЕ- будут посвящены наши последующие два урока. Занесите полученные знания в Опорный Конспект (теоретический справочник). (слайд №8) (чтобы детям не переписывать с доски таблицу - можно воспользоваться раздаточным материалом).

5) «Приставки ПРИ-, ПРЕ-».

- Но, как вы верно заметили, мы с вами ещё ничего не записали про приставки ПРИ- и ПРЕ-. И прежде чем писать, внимательно прослушайте «Весёлый урок» и  следите за текстом на доске. Постарайтесь устно сформулировать правило, можно делать заметки на полях, слушая песню.

(слайд №9 чтобы запустилось аудио, нужно щелкнуть на значок динамика).

- Кто готов сформулировать правило правописания приставок ПРЕ-, ПРИ- и рассказать его? (ответ желающих).

-Теперь запишем правила в О.К. (справочник для теории)  (слайд №10)

6) Тренировочная работа. Распределительный диктант.

- Напишите в рабочей тетради «Распределительный диктант» (слайд №11)

Слова для диктанта: придорожная, премилый, престранный, пригородный, привокзальная, предобрый, присесть, пребольно, прехорошенькая, презабавный, привстать, прибрежный.

- Проверка. Один ученик читает получившийся столбик с приставкой ПРИ-. второй с приставкой ПРЕ-. (слайд №12)

7) Творческий диктант с заменами.

- Спишите. Замените подчеркнутые словосочетания словами с приставками ПРЕ/ПРИ. (слайд №13)

- Проверка по цепочке. (слайд №14)

8) Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Неизменяемые приставки

Приставки на –з, -с

Зависящие от ударения

в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. 

Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать

Запомнить: здесь, здание, здоровье.

без- (бес-), воз- (вос-), 

из- (ис-), низ- (нис-), 

через-(черес-), раз- (рас-)

Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить.

Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С.

1) раз- (роз)-, рас- (рос-)

Пример: 

расписать, роспись,

разыграть, розыгрыш

Под ударением – О, без ударения – А.

2) не- (ни-)

Пример: 

не́когда-никогда́, не́кто-никто́,

не́что-ничто́

Под ударением - НЕ, без ударения – НИ.

Неизменяемые приставки

Приставки на –з, -с

Зависящие от ударения

в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. 

Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать

Запомнить: здесь, здание, здоровье.

без- (бес-), воз- (вос-), 

из- (ис-), низ- (нис-), 

через-(черес-), раз- (рас-)

Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить.

Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С.

1) раз- (роз)-, рас- (рос-)

Пример: 

расписать, роспись,

разыграть, розыгрыш

Под ударением – О, без ударения – А.

2) не- (ни-)

Пример: 

не́когда-никогда́, не́кто-никто́,

не́что-ничто́

Под ударением - НЕ, без ударения – НИ.

Неизменяемые приставки

Приставки на –з, -с

Зависящие от ударения

в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. 

Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать

Запомнить: здесь, здание, здоровье.

без- (бес-), воз- (вос-), 

из- (ис-), низ- (нис-), 

через-(черес-), раз- (рас-)

Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить.

Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С.

1) раз- (роз)-, рас- (рос-)

Пример: 

расписать, роспись,

разыграть, розыгрыш

Под ударением – О, без ударения – А.

2) не- (ни-)

Пример: 

не́когда-никогда́, не́кто-никто́,

не́что-ничто́

Под ударением - НЕ, без ударения – НИ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тринадцатое декабря Классная работа … ъезд , … бить , … копать , … морский .

Слайд 2

Тринадцатое декабря Классная работа Правописание приставок Под ъезд, раз бить , рас копать , при морский

Слайд 3

Запишите словосочетания, выделите приставки О..х.. дить лужу – осм ..трет.. ся вокруг По..д..ржать в б..де – под..ржать в руке К какой группе, с точки зрения правописания, относятся данные приставки?

Слайд 4

Запишите слова, данные попарно, выделите приставки Ра..зеваться – ра ..сердиться Бе ..вкусный – бе ..совестный С какой трудностью в правописании слов мы столкнулись при выполнении этого упражнения?

Слайд 5

Запишите пары слов, выделите приставки. Отчего зависит выбор гласной в этих приставках? Расписать– роспись Разваливаться- розвальни

Слайд 6

Ро́звальни - крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися врозь от передка боками.

Слайд 7

в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать Запомнить: здесь, здание, здоровье. без- (бес-), воз- ( вос -), из- ( ис -), низ- ( нис -), через-( черес -), раз- (рас-) Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить. Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С. 1) раз- (роз)-, рас- (рос-), Пример: расписать, роспись, разыграть, розыгрыш Под ударением – О, без ударения – А. 2) не- (ни-) Пример: не́когда-никогда ́ не́кто-никто ́ не́что-ничто ́ Под ударением - НЕ, без ударения – НИ. Правописание приставок

Слайд 8

Неизменяемые приставки Приставки на – з , -с Зависящие от ударения в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать Запомнить: здесь, здание, здоровье. без- (бес-), воз- ( вос -), из- ( ис -), низ- ( нис -), через-( черес -), раз- (рас-) Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить. Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С. 1) раз- (роз)-, рас- (рос-), Пример: расписать, роспись, разыграть, розыгрыш Под ударением – О, без ударения – А. 2) не- (ни-) Пример: не́когда-никогда ́ не́кто-никто ́ не́что-ничто ́ Под ударением - НЕ, без ударения – НИ. Правописание приставок

Слайд 10

ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ 1) приближение; прилететь 2) присоединение; прилепить 3) неполное действие; прилечь 4) пространственная близость; прибрежный ПРИ 1) пре- = очень ; пребольшой 2) пре- = пере, через, по-иному преградить

Слайд 11

Распределите слова на два столбика в зависимости от того, какая приставка пишется в словах. ПРИ ПРЕ Распределительный диктант

Слайд 12

ПРИ п ридорожная, п ригородный, п ривокзальная, п рисесть, привстать, прибрежный, ПРЕ п ремилый, п рестранный, п редобрый, п ребольно, п рехорошенькая, п резабавный. Распределительный диктант

Слайд 13

Спишите. Замените подчеркнутые словосочетания словами с приставками ПРЕ/ПРИ Космический корабль благополучно достиг Земли . Мой щенок очень милый . Наша маленькая сестричка очень забавная . В комнате чуть-чуть открыто окно. Мы подъехали к площади возле вокзала . Он сильно увеличил смысл сказанных слов.

Слайд 14

ПРОВЕРКА Космический корабль благополучно приземлился . Мой щенок премилый . Наша маленькая сестричка презабавная . В комнате приоткрыто окно. Мы подъехали к привокзальной площади. Он преувеличил смысл сказанных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса

Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса...

Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...

Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».

Разработки  вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».      Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...

Методическая разработка вводного урока по теме "Многогранники" для 10 класса по геометрии

                Конспект урока и методичекие рекомендации к уроку...

Вводный урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"

Событийная педагогика направлена на то, чтобы учитель творчески подходил к урокам. Организовать урок-событие всегда нелегко: нужно обдумать всё до мельчайших деталей. Но результат всегда налицо: учени...