Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-".
В конспекте на последней странице расположен раздаточный теоретический материал в форме таблицы. Презентация подразумевает воспроизведение пятиминутного "Весёлого урока" из рубрики Радионяня. Т.к. здесь нельзя прикрепить аудио, то вы можете найти его самостоятельно, например, по данной ссылке в ютубе: https://www.youtube.com/watch?v=qe_nHSHOyO0
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 24.94 КБ |
Презентация | 463.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку для 6 класса
«Правописание приставок при- и пре-».
Первый урок по учебнику М. М. Разумовской
Прохорчук Владислав Андреевич, учитель русского языка и
литературы
Цель:
- Систематизировать знания, касающиеся правописания приставок пре-, при- в разных частях речи.
Задачи:
- Отработать навыки правописания приставок.
- Способствовать осознанию данной темы.
- Дать учащимся понятие об употреблении и правописании приставок пре-, при.
- Способствовать формированию навыка правописания слов с приставками, значение которых можно легко определить
Ход урока
1) Орг. момент. (слайд №1)
2) Актуализация темы.
- Посмотрите, пожалуйста, внимательно на доску. (слайд №1) Какая морфема пропущена в словах? (Приставка). Какие приставки мы можем подставить в каждом слове? (дети предлагают свои варианты, обращаем внимание на получившееся разнообразие слов).
- У меня получились слова… (Проверяем. слайд №2). Ответьте, что же такое приставка, для чего она служит? На какие группы мы можем разделить приставки, глядя на доску? (неизменяемые, изменяемые в зависимости от последующей согласной, зависящие от смысла –при/–пре).
- Сформулируйте тему нашего урока? (слайд №2). Запись темы.
3) Введение в тему.
А) Запишите словосочетания, вставляя пропущенные орфограммы. Выделите приставки (слайд №3)
- К какой группе, с точки зрения правописания, относятся данные приставки? (слайд №3 щелчок) (Неизменяемые)
Б) Запишите слова, данные попарно, выделите приставки (слайд №4)
- С какой трудностью в правописании слов мы столкнулись при выполнении этого упражнения? (слайд №4 щелчок) (Приставки похожи, но на их конце разные согласные).
- Отчего зависит правильное написание согласных на конце таких приставок? Сформулируйте правило (от последующей глухой или звонкой согласной).
В) Запишите слова, данные попарно, выделите приставки (слайд №5)
- Как вы думаете, отчего зависит выбор гласной в этих приставках? (слайд №5 щелчок) (от ударения).
- Словарная работа. Что такое роспись? Обратите внимание. Очень часто люди называют подпись росписью – это грубая ошибка (пояснение учителя). Ребята, а кто знает, что такое розвальни? (слайд №6)
4) Закрепление теоретических знаний.
- Давайте ещё раз повторим, на какие же группы мы можем поделить приставки, опираясь на схему? (ответы ребят) (слайд №7,8)
- Откройте учебник на странице 132, упр. 336. Сравните сказанное нами с тем, что написано в учебнике. Какие вы можете выделить сходства и различия? Что мы сказали такого, чего нет в учебнике? (приставки, зависящие от ударения). А какую группу приставок мы с вами не назвали, но она упоминается в книге? (приставки ПРИ-, ПРЕ).
- Молодцы! Именно приставкам ПРИ-, ПРЕ- будут посвящены наши последующие два урока. Занесите полученные знания в Опорный Конспект (теоретический справочник). (слайд №8) (чтобы детям не переписывать с доски таблицу - можно воспользоваться раздаточным материалом).
5) «Приставки ПРИ-, ПРЕ-».
- Но, как вы верно заметили, мы с вами ещё ничего не записали про приставки ПРИ- и ПРЕ-. И прежде чем писать, внимательно прослушайте «Весёлый урок» и следите за текстом на доске. Постарайтесь устно сформулировать правило, можно делать заметки на полях, слушая песню.
(слайд №9 чтобы запустилось аудио, нужно щелкнуть на значок динамика).
- Кто готов сформулировать правило правописания приставок ПРЕ-, ПРИ- и рассказать его? (ответ желающих).
-Теперь запишем правила в О.К. (справочник для теории) (слайд №10)
6) Тренировочная работа. Распределительный диктант.
- Напишите в рабочей тетради «Распределительный диктант» (слайд №11)
Слова для диктанта: придорожная, премилый, престранный, пригородный, привокзальная, предобрый, присесть, пребольно, прехорошенькая, презабавный, привстать, прибрежный.
- Проверка. Один ученик читает получившийся столбик с приставкой ПРИ-. второй с приставкой ПРЕ-. (слайд №12)
7) Творческий диктант с заменами.
- Спишите. Замените подчеркнутые словосочетания словами с приставками ПРЕ/ПРИ. (слайд №13)
- Проверка по цепочке. (слайд №14)
8) Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Неизменяемые приставки | Приставки на –з, -с | Зависящие от ударения |
в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать Запомнить: здесь, здание, здоровье. | без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), через-(черес-), раз- (рас-) Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить. Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С. | 1) раз- (роз)-, рас- (рос-) Пример: расписать, роспись, разыграть, розыгрыш Под ударением – О, без ударения – А. 2) не- (ни-) Пример: не́когда-никогда́, не́кто-никто́, не́что-ничто́ Под ударением - НЕ, без ударения – НИ. |
Неизменяемые приставки | Приставки на –з, -с | Зависящие от ударения |
в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать Запомнить: здесь, здание, здоровье. | без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), через-(черес-), раз- (рас-) Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить. Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С. | 1) раз- (роз)-, рас- (рос-) Пример: расписать, роспись, разыграть, розыгрыш Под ударением – О, без ударения – А. 2) не- (ни-) Пример: не́когда-никогда́, не́кто-никто́, не́что-ничто́ Под ударением - НЕ, без ударения – НИ. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тринадцатое декабря Классная работа Правописание приставок Под ъезд, раз бить , рас копать , при морский
Запишите словосочетания, выделите приставки О..х.. дить лужу – осм ..трет.. ся вокруг По..д..ржать в б..де – под..ржать в руке К какой группе, с точки зрения правописания, относятся данные приставки?
Запишите слова, данные попарно, выделите приставки Ра..зеваться – ра ..сердиться Бе ..вкусный – бе ..совестный С какой трудностью в правописании слов мы столкнулись при выполнении этого упражнения?
Запишите пары слов, выделите приставки. Отчего зависит выбор гласной в этих приставках? Расписать– роспись Разваливаться- розвальни
Ро́звальни - крестьянские низкие и широкие сани без сидения, с расходящимися врозь от передка боками.
в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать Запомнить: здесь, здание, здоровье. без- (бес-), воз- ( вос -), из- ( ис -), низ- ( нис -), через-( черес -), раз- (рас-) Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить. Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С. 1) раз- (роз)-, рас- (рос-), Пример: расписать, роспись, разыграть, розыгрыш Под ударением – О, без ударения – А. 2) не- (ни-) Пример: не́когда-никогда ́ не́кто-никто ́ не́что-ничто ́ Под ударением - НЕ, без ударения – НИ. Правописание приставок
Неизменяемые приставки Приставки на – з , -с Зависящие от ударения в-, во-, до-, за-, на-, над-, надо-, по-, про-, под-, подо-, с-, у-, о-, об- и др. Пример: сжечь, заход, надписать, обрубить, подбежать Запомнить: здесь, здание, здоровье. без- (бес-), воз- ( вос -), из- ( ис -), низ- ( нис -), через-( черес -), раз- (рас-) Пример: разузнать, всходить, разбросать, распустить. Перед звонкими или гласными – З, перед глухими – С. 1) раз- (роз)-, рас- (рос-), Пример: расписать, роспись, разыграть, розыгрыш Под ударением – О, без ударения – А. 2) не- (ни-) Пример: не́когда-никогда ́ не́кто-никто ́ не́что-ничто ́ Под ударением - НЕ, без ударения – НИ. Правописание приставок
ЗНАЧЕНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ 1) приближение; прилететь 2) присоединение; прилепить 3) неполное действие; прилечь 4) пространственная близость; прибрежный ПРИ 1) пре- = очень ; пребольшой 2) пре- = пере, через, по-иному преградить
Распределите слова на два столбика в зависимости от того, какая приставка пишется в словах. ПРИ ПРЕ Распределительный диктант
ПРИ п ридорожная, п ригородный, п ривокзальная, п рисесть, привстать, прибрежный, ПРЕ п ремилый, п рестранный, п редобрый, п ребольно, п рехорошенькая, п резабавный. Распределительный диктант
Спишите. Замените подчеркнутые словосочетания словами с приставками ПРЕ/ПРИ Космический корабль благополучно достиг Земли . Мой щенок очень милый . Наша маленькая сестричка очень забавная . В комнате чуть-чуть открыто окно. Мы подъехали к площади возле вокзала . Он сильно увеличил смысл сказанных слов.
ПРОВЕРКА Космический корабль благополучно приземлился . Мой щенок премилый . Наша маленькая сестричка презабавная . В комнате приоткрыто окно. Мы подъехали к привокзальной площади. Он преувеличил смысл сказанных слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса
Вводный урок по удмуртскому языку для 7 класса...
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
Разработки вводных уроков в технологии РКМЧП по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие».
Разработки вводных уроков по темам «Класс Пресмыкающиеся», «Класс Птицы», «Класс Млекопитающие». Данный выбор не случаен и обусловлен тем, что на трех уроках одного...
Методическая разработка вводного урока по теме "Многогранники" для 10 класса по геометрии
Конспект урока и методичекие рекомендации к уроку...
Вводный урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
Событийная педагогика направлена на то, чтобы учитель творчески подходил к урокам. Организовать урок-событие всегда нелегко: нужно обдумать всё до мельчайших деталей. Но результат всегда налицо: учени...