Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Коновалова Ирина Васильевна

Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку  

учителя МБОУСОШ №28   Коноваловой И.В. по теме   «Правописание                     гласных и согласных в приставках. Гласные ы-и после приставок». 29.11.13.

Тип урока: урок систематизации и  обобщения знаний и умений.

Деятельностная цель:        

         -  формирование умений реализации  способов   действий,

         -  формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и  применять полученные ранее знания в новой ситуации.

 Содержательная цель:

          - расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов.

Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютерные презентации «Урок в 10 классе. Правописание приставок», «ЕГЭ. Задание А15», диск СD-ROM (электронное интерактивное приложение к методическому пособию «Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы»), интерактивные плакаты «Приставки», «Буквы Ы-И после приставок».

Формирование основных видов УУД (универсальных учебных действий)  на уроке, соответствующих ключевым целям общего образования:

Личностные УУД: учащиеся определяют, какое значение и какой смысл имеет изучение данной конкретной темы (подготовка к ЕГЭ по русскому языку, умение грамотно писать на родном языке), устанавливают связи между целью учебной деятельности на этом уроке и её мотивом.

Регулятивные УУД: умение выполнять целеполагание на уроке с помощью опорных слов на основе соотнесения известного материала (5-6 классы) и того, что ещё неизвестно (иноязычные приставки, задание ЕГЭ); умение контролировать свою деятельность путём сличения результата действия (выполнения упражнений и тестовых заданий по теме) с эталоном (выводится на экран) с целью обнаружения и исправления отклонений от него.

Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование теории в алгоритм как способ действия при решении типовых задач (аналогичных упражнений и тестов), анализ и синтез информации по теме, приведение разрозненных знаний в систему, чтобы избежать смешивания (их интерференции), рефлексия деятельности.

Коммуникативные УУД: умение слушать, слышать, вступать в диалог на уроке, умение выражать свои мысли по теме, используя алгоритм, схему и интерактивные плакаты, владение монологической и диалогической формами  речи в соответствии с нормами языка.

                                               

  ХОД УРОКА

№ этапа

урока

       Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.

Лексико - орфоэпическая работа:

привередливый;

претендент, прецедент, инцидент

прослушивают и смотрят мультимедийное приложение об этих словах, записывают  в тетрадь их значения и примеры, расставляют ударение

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов:

1.  бе…численные, ра..шатанное, бе…грешный.

2.  …говориться, …дешние, …дать.

3. пр…быть в город, пр…творить дверь,

пр…забавный малыш.

4. пред…стория, вы…грать, раз…скать.

смотрят на доску,

 записывают в каждой цифре лишнее слово.

Озвучивают ответ:

1. беЗгрешный

2. Здешние

3. прЕзабавный

4. выИграть

2

Формулирование темы урока, цели и задач.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Посмотрите на слайд, где указаны  опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Запись на слайде:

Целеполагание (цели и задачи урока)

вспомнить – узнать - научиться

Орфограммы в приставках. Буквы ы-и после приставок.

Нам нужно вспомнить, что такое приставка, как пишутся в словах приставки и гласные после приставок, узнать формулировки задания на  ЕГЭ, научиться выполнять их правильно с минимальной затратой времени.

3

Актуализация знаний.

Цель этапа: актуализация необходимых ЗУН, обобщение изученного, фиксация затруднения.

1) Вставьте  пропущенные буквы в  слова по вариантам:

1в. – с приставкой на букву –З, с одиночной приставкой С; с корнем, начинающимся с буквы З,

2 в. – с приставкой на букву С,

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.17 – 18 упр.3),

2)  Вставьте  пропущенные буквы в   слова по вариантам:

1в. – с приставкой ПРИ-;

2 в. – с приставкой ПРЕ-

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.23 упр.3),

3)  Вставьте  пропущенные буквы в  слова  на орфограмму «Гласные после приставок»:

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.30 А упр.4).

Вставляют пропущенные буквы в слова по вариантам

1) (1 вариант:

с приставкой на –  З – 25 слов, с одиночной приставкой С – 8 слов,                 с корнем, начинающимся с  З  – 4 слова),

(2 вариант: с приставкой на букву С -35 слов),

2) 1 вар. – 43 слова,

2 вар. – 24 слова,

3) Вставляют пропущенные буквы в слова,

В каждом задании озвучивают ответ, фиксируют и объясняют затруднения и неправильные написания.

4

Обобщение и систематизация.

1. Расскажите о правописании приставок, используя интерактивный плакат «Приставки».

2. Расскажите о правописании букв Ы – И после приставок, используя интерактивный плакат «Буквы Ы – И после приставок»

3. Сформулируйте алгоритм  действия.

(см. слайд презентации).

1.Рассказывают о трёх группах приставок по интерактивному плакату.

2. Рассказывают о правописании букв Ы – И после приставок  по интерактивному плакату.

3.Записывают алгоритм действий в «Справочник»:

1)Найди  и выдели корень.

2)Найди и выдели приставку.

3)Определи, орфограмма находится в приставке или после неё.

4)Вспомни нужное правило.

5

Задания на проверку сформированных умений.

Цель: проверить сформированные учебные умения, самоконтроль и взаимоконтроль деятельности.

(Материал взят из рабочей тетради «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.32- 33 тестовые задания)

-Ребята, поменяйтесь тетрадями и сравните работу соседа с записью на слайде.

ответы:

  1. 4
  2. 3
  3. 2
  4. 3
  5. 3
  6. 4
  7. 4
  8. 2
  9. 1

6

Включение нового знания в систему известных знаний: правописание иноязычных приставок  и формулировка задания А15  на ЕГЭ:

1. Знакомство с правописанием букв ы-и после иноязычных приставок (см.после конспекта).

2.Знакомство с формулировкой задания на ЕГЭ.

Презентация - тренажёр. Задания А15 на ЕГЭ  (13 тестовых заданий с ответами.)

записывают в «Справочник» таблицу,

записывают формулировку задания А15 на ЕГЭ,

по цепочке решают тестовые задания и сверяют с ответом.

7

Контроль знаний. Самостоятельная работа.

Цель: связать новые знания с ранее полученными, проверить сформированные учебные умения.

На интерактивную доску выводится электронный вариант рабочей тетради Кузнецова с. 18 -20 (всего 20 тестовых заданий).

решают тестовые задания:   претендующие                              на оценку «5» - 20 заданий,

на оценку «4»  - 17 заданий,

на оценку «3» - 14 заданий

8

Рассредоточенная работа над пробелами, допущенными в диагностической работе                    (по темам «Изобразительные средства языка. В8» и «Морфемика»).

Посмотрите на слайд и выполните задания:

Светлая и тихая осень приходила к нам, мирно и спокойно и убирала берёзу в золотой убор.

1) выпишите из предложения все изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры).

2)выпишите слова, состоящие из:

- корня и окончания,

- приставки, корня и окончания,

- корня и двух суффиксов,

- приставки, корня и двух суффиксов,

- приставки, корня, двух суффиксов и окончания.

осень приходила (олицетворение), светлая осень (эпитет), тихая осень (эпитет), приходила мирно (эпитет), приходила спокойно (эпитет),

осень убирала (метафора), берёзу (синекдоха), убирала в убор (метафора), золотой убор (метафорический эпитет), приходила мирно (инверсия).

-золотой, светлая, тихая, берёзу, осень, нам;

- убор;

- мирно;

- спокойно;

- приходила, убирала

9

Этап рефлексии.

Цель: фиксация нового знания, рефлексия учебной деятельности, самооценка деятельности. 

Продолжите фразы, записанные на слайде:

Мы сегодня говорили о … .

Я узнал (а), что … .

Мне понятно, когда … .

Свою работу на уроке я считаю … .

Учащиеся высказываются.

10

Эмоциональное окончание урока.

В это время на экране появляется слайд «Спасибо» и играет медленная приятная музыка.

Дети сдают тетради.  Дежурные раздают             проверенные тетради.

11

Домашнее задание на выбор:

1.Составьте словарную диктовку на изученные правила (40 слов),

2. Выполните упр.168, 177,185  по учебнику Грекова.

3. Составьте связный текст с использова-

нием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое).

4. Придумайте проверочную работу или тест для одноклассников на  изученные на этом уроке орфограммы.

обучающиеся делают записи в дневник: «задание в тетради» и в тетрадь переписывают                  задания с доски или фотографируют на мобильный телефон.

   Таблица к пункту 6 (выводится на интерактивную доску):

И

Ы

После русских и иноязычных приставок

на гласную

(в соответствии с произношением)

со, по, про, до, во и др.

выиграть

поистине

После русских приставок

на согласную,

в соответствии с произношением)

Под, пред, об, без, с, раз и др.

играть подыграть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                июль предыюльский

идти предыдущий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  инвентарь безынвентарный

итог подытожить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       импровизировать сымпровизировать

индеветь обындеветь

инфаркт  — предынфаркт

После иноязычных приставок

на согласную

(ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-,ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-  и русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ-)

межиздательский

сверхизысканный

дезинформация

постимпрессионизм        

суперинтендант

контригра

 постинфарктный    

дезинформация

контригра

 суперинтендант

постимпрессионизм

 постинфаркт                                                                                                                                                                                                                                                                                                            трансиранский

В приставке ИЗ-,

если она идет после другой приставки,

оканчивающейся на согласную

и переходит в ы:

небезызвестный

сыздавна (издавна)

безызвестный (известный)     безысходный (исход)

В сложных словах

санинспектор

спортинвентарь,

 спортигра,

фининспектор

После числительных

ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-

трехимпульсный

четырёхигольный

Использованная литература:

1. Греков В.Ф. Русский язык. 10 -11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений\ В.Ф. Греков, С.Е.Крючков, Л.А Чешко. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. = 368 с.

2. Кузнецов А.Ю., Рубинская Г.П., Кузнецова Л.И. ЕГЭ. 2013. Русский язык. А 13 – А 19 (орфография). Рабочая тетрадь – М.: МЦНМО, 2013 – 72 с. Электронный вариант.

3. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 10 – 11 классы. Методическое пособие  с электронным  интерактивным  приложением \ Авт. – сост. : Л.Н.Алжибаева, А.М.Гриценкова ( и др.) – М.: Планета, 2013. – 384 с. – (Современная школа).

4. Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку: рабочая тетрадь. 10 – 11 классы \ Авт.- сост. М.М.Казбек – Казиева. – М.: ВАКО, 2013. – 272 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Словарно -семантическая работа: привередливый; претендент, прецедент, инцидент, абитуриент

Слайд 2

Найдите «третье лишнее» в цепочках слов: бе …численные, ра .. шатанное , бе …грешный. …говориться, … дешние , …дать. 3. пр…быть в город, пр…творить дверь, пр…забавный малыш. 4. пред… стория , вы… грать , раз… скать .

Слайд 3

Правописание приставок. Букв Ы-И после приставок. Целеполагание (цели и задачи урока) Вспомнить - узнать - научиться

Слайд 4

Актуализация знаний. Вставьте пропущенные буквы в слова. Используем рабочую тетрадь «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» : 1 вариант 2 вариант 1. стр. 17 - 18 упр.3 – с приставкой на букву – З , с одиночной приставкой С ; с корнем, начинающимся с буквы З , 1. стр. 17 - 18 упр.3 с приставкой, оканчивающейся на букву С 2. стр. 23 упр.3 – с приставкой ПРИ- 2. стр. 23 упр.3 – с приставкой ПРЕ- 3. стр. 30 А упр.4 Вставьте пропущенные буквы в слова на орфограмму «Гласные после приставок»

Слайд 5

Обобщение и систематизация изученного с использованием интерактивного плаката

Слайд 6

Обобщение и систематизация с использованием интерактивных плакатов

Слайд 7

Коллективное составление алгоритма действий при написании этих орфограмм: 1)Найди и выдели корень. 2)Найди и выдели приставку. 3)Определи, орфограмма находится в приставке или после неё. 4)Вспомни нужное правило.

Слайд 8

Задания на проверку сформированных умений Сам . работа . «Шаг за шагом к ЕГЭ по русскому языку» с.32- 33 тестовые задания) Обмен тетрадями

Слайд 9

Задания на проверку сформированных умений. ответы: 1. 4 2. 3 3. 2 4. 3 5. 3 6. 4 7. 4 8. 2 9. 1 Взаимопроверка

Слайд 10

Включение нового знания в систему известных знаний: правописание иноязычных приставок и формулировка задания А15 на ЕГЭ:

Слайд 11

Контроль знаний. Самостоятельная работа претендующие на оценку «5» - 20 заданий, на оценку «4» - 17 заданий, на оценку «3» - 14 заданий

Слайд 12

Наши «хвосты» в стартовой диагностической работе: Светлая и тихая осень приходила к нам мирно и спокойно и убирала берёзу в золотой убор. 1) выпишите из предложения все изобразительные средства (тропы и стилистические фигуры). 2)выпишите слова, состоящие из: - корня и окончания, - приставки, корня и окончания, - корня и двух суффиксов, - приставки, корня и двух суффиксов, - приставки, корня, двух суффиксов и окончания

Слайд 13

Продолжите фразы: Мы сегодня говорили о … . Я узнал (а), что … . Мне понятно, когда … . Свою работу на уроке я считаю … .

Слайд 14

Домашнее задание на выбор: 1.Составьте словарную диктовку на изученные правила (40 слов), 2. Выполните упр.168, 177,185 по учебнику Грекова . 3. Составьте связный текст с использованием слов на изученное правило (не менее 3 на каждое). 4. Придумайте проверочную работу или тест для одноклассников на изученные на этом уроке орфограммы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ. Задание А15 Правописание приставок

Слайд 2

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? О..чуждённый, пре..сказать, о..бить Во..пылать, бе..крайний, во..двигнуть На..облачный, пре..видеть, на..кусить Пр..противный,пр..крыть,пр..воротное зелье 3 (д)

Слайд 3

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Пр..забавный,пр..вратник,пр..красный Ра..щедрились,бе..крайний,и..царапать Меж..нститутский, воз..меть, об..скать Двух..этажный, д..явол, ин..екция 2 (с)

Слайд 4

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Дез..нформация,об..ндеветь,под..тожить Без..языкая, в..юга, об..ективно Пр..мьера, пр..стиж, пр..вилегия Ра..жать, ра..жечь, ни..ринуться 4 (з)

Слайд 5

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Во..хождение, ра..чётный,бе..граничный Камень пр..ткновения, пр..зрительный, пр..зентабельно Спорт..гра, от..скать, меж..гровой Меж..ярусный, под..ячий, под..ём

Слайд 6

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Бе..лекарственный, ра..паковать, бе..брежный Пр..восходный, пр..вивка, без пр..крас Вз..скать,без..дейный,без..нвентарный Интерв..ю, лос..он, грузопод..ёмник

Слайд 7

3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Сверх..нтересный,воз..меть,раз..грывать Сош..ёт, транс..европейский, медал..он Прои..шедший,ра..планировать, ..гинуть Пр..бор, пр..баутка, пр..тендовать

Слайд 8

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Пр..вратиться,пр..творщица, пр..ручить Из..скание, без..скусный, из..мать Из..ян, пен..юар, с..ездить ..дельщина, ..царапать, ра..бавить

Слайд 9

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? Пр..митивный,пр..возмочь,пр..брежный Бе..грешный, ра..шуметься, ра..жать Пан..европейский, об..емлет, трёх..язычный О..бойный, на..строить, по..ножка

Слайд 10

6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? ..делка, не..гибаемый, и..брать Шампин..он, п..еса, бар..ерный По..кладывать, на..лежит, о..мыть Пр..видение, пр..гожий, не пр..минуть


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. Готовимся к ЕГЭ

Слайд 2

Вспомним Морфемика – это … . Морфемы – это … .

Слайд 3

А15 ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

Слайд 4

ПРИСТАВКИ изменяемые неизменяемые на З- (С-) ПРЕ- - ПРИ-

Слайд 5

Что требуется знать: правописание приставок на -З- и -С-; правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- правописание И и Ы после приставок правописание разделительного Ъ и Ь знаков А15

Слайд 6

А15 З С

Слайд 7

А15 приближение присоединение близость неполное действие при- = очень = пере- пре -

Слайд 8

Различайте ПРИ- и ПРЕ- Пр и бывать в город - пр е бывать в городе; пр и дать вид - пр е дать друга; пр и зреть сироту – пр е зирать недруга; пр и дел (в храме) – пр е дел терпения; пр и ёмник (радиоприёмник) – пр е емник (продолжатель); пр и вратник (сторож) – пр е вратный (неправильный); пр и ступить (к чему-либо) - пр е ступить черту; пр и творить дверь – пр е творить в жизнь; пр и ходящий (тот, кто приходит) – пр е ходящий – непостоянный.

Слайд 9

А15 После , оканчивающихся на согласную, И Ы . Кроме: МЕЖ-, СВЕРХ- (меж и нститутский, сверх и зысканный); иноязычных приставок (контр и гра); сложносокращённых слов (пед и нститут).

Слайд 10

А15 Е Ё Ю Я Е Ё Ю Я И Ъ Ь

Слайд 11

А15 Выполним задания

Слайд 12

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр_вращение , пр_высить , пр_огромный 2) и_брать , не_гибаемый , ра_бросать 3) под_грывать , раз_скать , сверх_нтересный 4) н_право , п_днимать , под_рвать (доверие) А15 1

Слайд 13

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) пр_увеличивать , пр_школьный , пр_подавать 2) и_черпать , ра_пределить , бе_цельный 3) пре_писание , по_клеить , о_давать 4) дез_нфекция , под_тожить , небез_звестный А15 2

Слайд 14

А15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) Раз _ скать , без_дейный , под_скать 2) бе _ характерный , ра _ кидистый , ра _ росшийся 3) пр_уныл , пр_образился , гостепр _ имный 4) под_брать , запр _ кинуть , поз_вчерашний А15 1

Слайд 15

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) и_ расходовать , во_хвалять , и_подтишка 2) пр_тензии , пр_возносить , пр_глушить 3) д_бела , непр_будный , не_хватный 4) пред_стория , меж_нститутский , по_грать А15 3

Слайд 16

А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) пр_увеличивать , пр_одолеть , пр_града 2) бе_дарно , бе_пристрастный , ра_шифровать 3) о_далённый , на_треснутый , на_пиленный 4) из_мать , дез_нформация , от_граться А15 1

Слайд 17

А15 Выполните самостоятельно

Слайд 18

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква? 1) во_делывать , в_пышка (света), ра_думывать 2) пр_ложение , пр_озёрный , пр_огромный 3) пред_стория , без_дейный , меж_нститутский 4) з_частую , н_илучший , поз_вчера А15

Слайд 19

2 . В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? пр_остановить , пр_готовить , беспр_кословно ро_черк , не_гибаемый , и_подтишка 3 ) без_скусный , без_нициативный , супер_гра 4 ) не_хваченный , пр_молчать , р_зместить А15

Слайд 20

3 . В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) п_дсказывать , р_ссматривать , не_глядный 2 ) пр_обрёл , пр_слушиваться , пр_образователь 3) ра_ширить , не_держанность , бе_человечный 4) раз_ c кать , без_сходный , сверх_нтересный А15

Слайд 21

4 . В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) зав_южило , фамил_ярный , гнездов_е 2 ) пр_добрый , гостепр_имный , правопр_емник 3) не_данный , и_ношенный , ра_задорив 4) вз_скание , без_нтересный , супер_гра А15

Слайд 22

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) под_брать , пр_образ , н_илучший 2) пр_обретенье , пр_светлый , пр_.рост 3) в_лелеять , обе_доленный , ра _ грести 4) вз _ скательный , от_скать , по_сковый А15

Слайд 23

Проверьте себя 1 2 3 4 5 4 2 3 1 3 А15

Слайд 24

Молодцы! Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Интерактивные таблицы по орфографии Нефёдова Оксана Николаевна учитель русского языка и литературы лицей №2 г. Мурманск

Слайд 2

И-Ы после приставок Ы И 1. согл. Ы … 1. меж И … Н: ра зы грать сверх И … Н: меж и гровой согл. Ы … 2. инояз. И … Н: небе зы нтересный дез контр ИСКЛ.: взимать супер пост Н: супер и гра 3. … гласн. И … Н: по и грать

Слайд 3

И-Ы после приставок И Не путай! 1. двух трёх четырёх Н: двух и гольчатая 2. В сложносокращенных словах: Н: спортигра

Слайд 4

И-Ы после приставок Ы И

Слайд 5

И-Ы после приставок Ы И 1. согл. Ы … Н: ра зы грать

Слайд 6

И-Ы после приставок Ы И 1. согл. Ы … Н: ра зы грать согл. Ы … Н: безызвестный ИСКЛ.: взимать

Слайд 7

И-Ы после приставок Ы И 1. согл. Ы … 1. меж И … Н: ра зы грать сверх И … Н: меж и гровой согл. Ы … Н: небе зы нтересный ИСКЛ.: взимать

Слайд 8

И-Ы после приставок Ы И 1. согл. Ы … 1. меж И … Н: ра зы грать сверх И … Н: меж и гровой согл. Ы … 2. инояз. И … Н: безызвестный дез контр ИСКЛ.: взимать супер пост Н: супер и гра

Слайд 9

И-Ы после приставок Ы И 1. согл. Ы … 1. меж И … Н: ра зы грать сверх И … Н: меж и гровой согл. Ы … 2. инояз. И … Н: безызвестный дез ИСКЛ.: взимать контр супер пост Н: супер и гра 3. … гласн. И … Н: по и грать

Слайд 10

И-Ы после приставок И Не путай! 1. двух трёх четырёх Н: двух и гольчатая 2. В сложносокращенных словах: Н: спортигра



Предварительный просмотр:

 Таблица к пункту 6 (выводится на интерактивную доску):

И

Ы

После русских и иноязычных приставок

на гласную

(в соответствии с произношением)

со, по, про, до, во и др.

выиграть

поистине

После русских приставок

на согласную,

в соответствии с произношением)

Под, пред, об, без, с, раз и др.

играть подыграть                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                июль предыюльский

идти предыдущий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  инвентарь безынвентарный

итог подытожить                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       импровизировать сымпровизировать

индеветь обындеветь

инфаркт  — предынфаркт

После иноязычных приставок

на согласную

(ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-,ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС-  и русских приставок МЕЖ-, СВЕРХ-)

межиздательский

сверхизысканный

дезинформация

постимпрессионизм        

суперинтендант

контригра

 постинфарктный    

дезинформация

контригра

 суперинтендант

постимпрессионизм

 постинфаркт                                                                                                                                                                                                                                                                                                            трансиранский

В приставке ИЗ-,

если она идет после другой приставки,

оканчивающейся на согласную

и переходит в ы:

небезызвестный

сыздавна (издавна)

безызвестный (известный)     безысходный (исход)

В сложных словах

санинспектор

спортинвентарь,

 спортигра,

фининспектор

После числительных

ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-

трехимпульсный

четырёхигольный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Урок русского языка на тему: «Буква Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

Урок изучения нового материала. Целевая аудитория: 5 класс. Данный урок проводился в рамках городского конкурса «Молодой педагог-2009». Урок проводился на незнакомом учителю классе. В рамках данного у...

Методические материалы по психодиагностике школьной походной группы - "Эмоции: до и после похода" - автор Савин А.В.

Методические материалы по психодиагностике школьной походной группы. Данные материалы адресованы руководителям школьных походных (туритских) объединений. Данные материалы помогут руководителям ту...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"

ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями  выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...