Вводный урок по русскому языку в 9 классе по теме "Бессоюзные сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Балданова Аюна Будажаповна

Событийная педагогика направлена на то, чтобы учитель творчески подходил к урокам. Организовать урок-событие всегда нелегко: нужно обдумать всё до мельчайших деталей. Но результат всегда налицо: ученики заинтересовываются изучаемым материалом, легко усваивают программу. Я предлагаю детям изучать языковой материал на знакомых реалиях. к примеру, предлагаемый вводный урок по изучению бессоюзного предложения и его особенностей представляет собой попытку окунуться в прошлое родного городка Закаменска, а именно в эпоху СССР. Ребята выражают свою гражданскую позицию к малой родине, узнав об особенностях расстановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, пишут закадровый текст, дописывая вторые части предложений, представленные в новостной видеоленте программы "Время". Таким образом, дети попробовали себя в разных ролях: представили себя актёрами, аналитиками, исследователями, журналистами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 9 классе по русскому языку

в формате событийной педагогики

Тема: Бессоюзные сложные предложения

Цель урока:

Образовательные:

 - Дать понятие о БСП; познакомить с основными признаками этих конструкций и знаками препинания в них; сопоставить БСП с синонимичными ССП и СПП предложениями; формировать умение правильно ставить необходимые знаки препинания между частями БСП.

- устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

- использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения в зависимости от интонации в устной речи;

- правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

Воспитательные:

-  воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;

– воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

- воспитывать патриотическое отношение к малой родине, уважительное отношение к её прошлому и настоящему;

Планируемые результаты:

- уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- знать признаки БСП;

- уметь разбираться в смысловых отношениях между частями БСП;

- владеть навыками выразительного чтения;

- уметь объяснять языковые процессы и явления;

- уметь применять фоновые знания в  процессе изучения языкового

 материала по теме «БСП».

Ход урока:

Звучит песня «Птица счастья завтрашнего дня» …

Слово учителя:

Мой город начинался с молотка,

Когда команда Бесовой едино

Шла в горы, покоряя облака

Своей страны, богатой и красивой!

И недра покорились тем геологам страны,

Что уважали быт и честь народа.

Мы им всем благодарностью полны,

Им улыбнулись наши горные породы.

Мой город начинался с Городка,

Здесь каждый принят был за сына…

Натруженные руки горняка

Ковали щит сегодняшней России.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня 14 декабря. Необычный день. Праздник сегодня. День выпускания птиц души, оказывается. Так давайте попытаемся выпустить своих птиц души на волю, попробуем выразиться через изучение темы русского языка, рассказав о самом святом, что живёт в наших душах. А самое святое – это всё-таки что для вас? (ответы детей)

……………………………………………………………………………………..

Конечно же, все ваши ответы можно свести к одному: это наша малая и большая родина.

Что мы можем сказать о нашем городке?

В 2015 году ему присвоено звание «Город трудовой и воинской славы».  Почему?

Ответы детей.

- Да, за вклад наших земляков в исход ВОВ. Огромную лепту внес в победу Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат. В то время как тырнаузское вольфрамоое месторождение было оккупировано фашистами, наш Джидакомбинат стал основным поставщиком сырья для обронноой промышленности нашей страны. И всем нам известен факт, что именно наш вольфрам стал тем важным сырьем для отлития легендарного Т-34. И танк, стоящий в сквере Победы как олицетворение великого прошлого нашего городка, как дань уважения нашей большой Родины к нашей малой земле – к нашим прадедам и дедам, строившим историю.

Вот перед вами несколько атрибутов рабочего человека – горняка: молоток, каска, рубанок… Давайте изобразим статую, символизирующую то время…

Звучит музыка СССР. Дети изображают статую.

- На сегодня нам известны несколько видов конструкций сложных предложений. Каких?

А это что за предложение?

Любите Родину – она подарит вам счастье!

- это БСП. Значит тема урока какая? Какие знаки препинания мы можем ставить при БСП?

Давайте посмотрим на языковой на доске и совместными и попробуем объяснить причинно-следственные отношения между частями БСП…

На доске схемы ССП и СПП. С примерами. Дети объясняют их суть, расшифровывая значения каждой части. Анализируя аналоговые перестроенные в БСП конструкции.

Если в ССП и СПП роль смысла играют союзы, то в БСП эту задачу выполняет ИНТОНАЦИЯ!!!

Использовав полученные знания, давайте попытаемся составить текст для новостной ленты программы новостей Первого канала. 1965 года.

Показывается ролик. И дети пишут новости.

Дописывают свои варианты второй части БСП.

Зачитывают.

- Что мы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

Домашнее задание:

Параграфы 31-32 (стр. 123 – 126), упр. Упр. 188, 189.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Сценарий урока по русскому языку. 9 класс. Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.

Учебный материал: Двоеточие в сложном бессоюзном предложении.1. Понятие о союзных и бессоюзных предложениях и правила постановки запятой в сложном предложении.2.Функции знаков препинания: смыслоразлич...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Урок по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения"

Урок русского языка в 5-м классе по теме "Простые и сложные предложения" Цель урока: закрепление умения различать структуру простых и сложных предложений.Задачи:Научить отличать простые...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Простые и сложные предложения "

Цель урока: формирование навыка распознавания простых и сложных предложений....

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...