Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цели:

·        систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;

·        продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте; формировать умение работать в группе;

·        воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_na_temu.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему «Глагол».

Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков – 
В речи быть одним из главных слов.

П.Чесноков

Цели:

  • систематизировать изученный материал по теме «Глагол»;
  • продолжить развитие у детей орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола и его роль в тексте; формировать умение работать в группе;
  • воспитывать у шестиклассников любовь к родному языку и красоте родной природы.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Определение темы урока.

Учитель читает текст.

Светает. Звонит, просыпаюсь, не встаю, сплю. Будит, сердится: "Опоздаешь!" Встаю, одеваюсь, умываюсь, проглатываю, хватаю, бегу, бегу:

Опаздываю. Звенит. Опоздал. Вхожу. Смотрят, записывают. Пробираюсь, сажусь, достаю, открываю. Вызывают. Иду, стою, молчу - не знаю; знал - забыл. Получил, пошел, сел. Звенит! Бегут, толкаются. Купил, откусил, проглотил. Звенит! Бежим, рассаживаемся, достаем. Сосредоточиваемся, решаю, не могу решить, сижу, заглядываю. "Дай списать". Списываю, ошибаюсь. Не успел решить, не успел списать. Звенит. Подписываю, сдаю. Кончились! Бежим, кричим.

Прибежал, открыл, достал, подогрел, поел. Включил, сел, смотрю. Достал, прочитал, начал писать. Бросаю писать. Бегу, кричу, забиваю. Упал, порвал. Идут, кончили работать, зовут. Вспоминаю - вспомнил: не написал, не выполнил. Смотрит, говорит, спрашивает, кричит. Молчу, соплю, не отвечаю. Ем, пью, моюсь, иду спать, натягиваю, засыпаю.

Учащиеся пытаются сформулировать тему урока.

3.Актуализация теоретических знаний.

Каким значением обладают все эти глаголы? (Действие).

Что можно назвать символом действия, движения? (Ответы учеников).

Сегодня мы отправимся в путешествие по стране «Глаголии» на паровозе. Нам предстоит совершить несколько остановок, где необходимо выполнить задания, чтобы продолжить путь. Если работа выполнении успешно, к нашему составу будут присоединяться новые вагончики.

Отправляемся в путешествие.

Карта-презентация.

А) Первая станция. «Покои короля».

Нам предоставлена возможность увидеть, как живет Глагол. Мы находимся в его покоях.

Сейчас мы попробуем оглядеться и рассмотреть обстановку подробнее.

Заполним схему.

Глагол –______________________________, которая обозначает _______________________,

отвечает на вопросы_____________?___________________?

Бывают ___________ и _______________ вида. Изменяются по_________________.

В настоящем и будущем- по_______________________, в прошедшем-_______________.

В предложении чаще всего являются _____________________.

Учащиеся заполняют схему в тетради. Проверка. Едем дальше.

Б) Наше путешествие продолжается. Мы прибываем на станцию «Незабываемые виды Глаголии». Чтобы посетить больше прекрасных мест этой страны, мы разделимся на 3 команды. (По рядам).

Подберите к данным глаголам глаголы другого вида:

1 группа:

  • завершать -
  • вспахивать -
  • объединять -
  • посещать -
  • улыбаться -

2 группа:

  • расти -
  • строить -
  • пить -
  • учить -
  • мыть -

3 группа:

  • класть -
  • ловить -
  • говорить -
  • брать -

Сделать вывод: при помощи чего образуется видовая пара глагола.

В) А мы едем дальше. Следующая станция «Временная». Говорят, что здесь человек может попадать в будущее или в прошлое.

Перед Вами текст. Задача – выписать глаголы, а затем определить их время.

В пути много бед ждет перелетных птиц. Вот стаю ласточек застал ураган над морем - далеко от берега. Свирепый ветер ломает перья, сбивает крылья, гонит птиц совсем не в ту сторону, куда им надо. Если бы показался какой-нибудь пароход! Птицы опустились бы прямо на палубу, прижались бы к ней, спрятались бы под брезентом. Летите, ласточки, к людям, они вам помогут. (По В.Бианки)

Проверка. (Меняются тетрадями)

Г) Вы успели заметить, что глаголы могут изменяться по временам, лицам, числа и родам. Каким термином мы называем такое изменением? Мы прибыли на станцию «Спрягательная».

На Ваших столах лежат билеты разных цветов. По такому принципу мы разделимся на группы. (Подходят к столам).

Те, кому не достались билеты, не переживайте. У Вас будет особая миссия. (Задание по карточкам).

Группы.

 "Исключи лишнее слово" (выписать слово и указать причину исключения) . 
1) Пишем, вяжем, стираем, дружим, (дружим - это глагол II спряжения, а остальные - I) . 
2) Строим, клеим, говорим, отвечаем (отвечаем - это глагол II спр., а остальные - I) . 
3) Молчат, посеют, думают, живут (посеют - будущее время, а остальные глаголы в настоящем времени).

Проверка. При неверном ответе право переходит к другой команде.

Д) А мы отправляемся дальше. Наш поезд остановился. Что-то случилось. Вероятно, на железнодорожном полотне образовалось препятствие. Мы должны разобраться, что случилось. «Проблемная»

Перед вами предложения с одинаковыми на первый взгляд глаголами. Попробуйте найти отличия.

Докаж…те, что учиться необходимо.

Как вы это докаж..те?

Отличия: 1. ударение

2. наклонение

3. правописание: И и Е

4. морфемный состав

Разрешение проблемы.

Е) Совсем скоро мы окажемся на празднике «Глаголии». Наша задача показать, насколько хорошо мы знаем жителей этой страны, а также историю, традиции и обычаи.

Станция «Занимательная». Задания выполняются в группах. Карточки с заданиями разложены на отдельном столе. Ребята подходят, зачитывают, приходят к выводу. После урока они вешают карточки на доску с занимательными заданиями. Там появятся ответы на вопросы, которые не были решены на уроке.

Во что превратятся глаголы: мели, окуни, пряди, соли,  если перенести ударение?

                                                                                                  (в существительные)

С какой частью речи совпадут глаголы: выть, лаять, покрыть попугать, поцеловать, строить, если от них образовать повелительное наклонение единственного числа?

                                                                         (С существительными: вой, лай…)

В каком глаголе 100 отрицаний?  (стонет)

Что значит  ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ? Кто знает историю    появления этого слова?

(Глагол опростоволоситься – это синоним  глаголов ОШИБИТЬСЯ, СПЛОХОВАТЬ, выражений «СОВЕРШИТЬ ОПЛОШНОСТЬ», « ПОПАСТЬ В НЕЛОВКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ».

Своим происхождением глагол ОПРОСТОВОЛОСИТЬСЯ обязан древнерусскому обычаю. В старину на Руси не принято было женщинам появляться на людях с непокрытой головой (простоволосыми)

Откуда пошло выражение ПЕРЕСОЛИТЬ в смысле ПЕРЕСТАРАТЬСЯ?

( На Руси хлеб-соль всегда были знаком дружеской встречи. Этот обычай сохранился до наших дней.

    Когда-то соль была очень ценным продуктом. Пищу в старину готовили без соли. Хозяин собственноручно солил еду: кого любил, уважал – тому и соли сыпал нужное количество. Порою, стараясь угодить, удружить, хозяин слишком усердствовал и пересаливал.)

Мы говорим: «Учёный прочитал лекцию», «Прочитай стихотворение». А почему ПРОЧИТАЛ? Ведь перед читающим нет текста.

(В средневековых университетах основным видом занятий было чтение. Преподаватель читал книгу и объяснял, толковал недостаточно понятные места. Книгопечатания ещё не было, книгу переписывали от руки, и была она очень дорога и малодоступна. Книга для чтения перед большим числом слушателей писалась очень крупными буквами. Поэтому старинные книги достигали громадных размеров – до полуметра и больше. ОТ тех времён и сохранилось выражение ЧИТАТЬ ЛЕКЦИИ, СТИХИ).

4.Рефлексия.Итак, мы заканчиваем путешествие. По-моему, мы не ударили в грязь лицом. Мы справились со всеми заданиями, наше путешествие оказалось очень занимательным. А как считаете Вы? Что понравилось, что показалось сложным?

5. Домашнее задание. 1) Нарисовать портрет глагола.

2) Нарисовать обучающий плакат.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Глагол как самостоятельная часть речи"

Урок постороен с использованием образовательных структур продуктивных технологий....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...