"Художественное описание животного.Сочинение - описание на основе наблюдений".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Представленный материал по развитию  речи предназначен для учащихся 5-6 классов.В материале подробно описана подготовка к сочинению и работа по предупреждению орфографических и речевых ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_zhivotnogo_sochinenie.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. СОЧИНЕНИЕ - ОПИСАНИЕ НА ОСНОВЕ НАБЛЮДЕНИЙ".

Цель: научить детей описывать животных.

Задачи:

           -учить систематизации материала;

          -провести работу по предупреждению речевых ошибок;

           -закрепить правописание падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

Ход урока:

             I.Организационный момент.1 мин.

-Урок русского языка.

- Проверьте вашу готовность к уроку.

II. Домашнее задание - 2 мин.

Прошу Вас познакомиться с домашним заданием.

Подготовьтесь к проверочной работе: §§ 68-71; ответьте на контрольные вопросы - стр.209 по I и 2 вопросам, по 4 и 5 - связный ответ.

III. Вступительное слово учителя: - 2 мин.

-Дома вы готовились к сочинению о своем животном.

-Назовите писателей, которые пишут о животных.

IV. Подготовительная работа к сочинению: - 10 мин.

I. Знакомство с книгами о животных.

Показываю книги и комментирую:

  1. . Н.Сладков          «Под шапкой-невидимкой»

«Десять стреляных гильз»

«В лесах счастливой охоты»

  1. Скребицкий        «Времена года»
  2. В.Бианки – «Лесная газета», «Были и небылицы».
  3. Е.Чарушин – «Большие и маленькие».

а)        зачитать – «В лесах счастливой охоты». - Н.Сладков - рассказик «Мурлыка» (стр.197).

  • Есть ли в этом рассказе описание внешнего вида кошки? (Нет).
  • О чем же рассказывает писатель? (О повадках Мурлыки).
  • Какой это вид письма? (Рассказ с элементами художественного описания)

б)        Е.Чарушин. – «Большие и маленькие».

Учитель: В этой книжке маленькие рассказики.

Писатель как бы дает животным разные советы:

  • зайчатам (зачитать),
  • «Рысь и рысенок» - (зачитать).
  • Что узнаем мы о внешнем виде рысят? А о повадках?
  • Сейчас я прочту еще маленький рассказик Чарушина, а вы угадайте по описанию, о ком идет речь? Читаю рассказик «Белка с бельчатами»).
  • Что помогло вам определить, что речь идет о белках?  (Описание повадок и внешнего вида).
  • Какое это описание, деловое или художественное?
  • Какая часть речи помогает хорошо описать повадки белок? (глаголы: заберись, качнись, распрямись, прыгай, скакни и др.).
  • Глаголы хорошо передают действие.

-А для чего служат прилагательные в речи? (делают ее точной и выразительной).

  • А что еще придает нашей речи яркость, образность? (сравнения).

-Найдите их в этом тексте. (как пружина, как руль).

  1. Работа по созданию эмоционального настроя учащихся (2 мин.) (создание своего рода эмоциональной проблемной ситуации).

-Прочитайте книги этих замечательных писателей, и вы узнаете очень много нового и интересного о животных.

-А на уроках русского языка мы будем иногда писать сочинения-миниатюры о животных.

Покажу я, например, картинку (показываю некоторых животных), а вы должны будете описать внешний вид животного и его повадки. Тут вам и помогут ваши знания о животных.

  • Рассмотрите рисунки, которые принесли ребята. Они  на них изобразили своих животных.

Напоминаю, ребята, что 10/11 наш сбор «Мои увлечения», когда вы принесете своих животных.

Вот и посмотрим, сравним, как в ваших сочинениях удалось рассказать вам о внешнем виде и повадках своего животного.

  1. Повторение теоретических сведений об описании (деловом и художественном) - 8 мин.

Запись в тетради: «число, классная работа»:

Сочинение.

(описание животного)

  • Вспомним, чем деловое описание отличается от художественного?
  • Какой вид письма должны представлять собой ваши сочинения? (художественное описание).
  • Верно. Сочинения должны представлять не рассказы о каком-либо одном случае из жизни животного, а описание внешнего вида и повадок животного. Элемент рассказа, конечно, включить можно.

Сочинения ваши будут интересными в том случае, когда увидите самое примечательное во внешнем виде и повадках животного и расскажете об этом ярко. Чтобы описать живо и убедительно, надо взглянуть на предмет описания «открытыми глазами», так, как будто видишь его впервые.

  • Вы, наверное, удивитесь, если я скажу, что описание художественные встречаются и в песнях. (Пою песенку из программы 2 кл. – «Кот Васька», муз. Лобачёва).
  1. Ходит Васька беленький,

Хвост у Васьки серенький,

А бежит стрелой,

Глазки закрываются,

Когти расправляются,

Зубы, как игла.

  1. Поступь еле слышная,

Шерсть у Васьки пышная,

Мягкая, как лен.

Мышки не резвитеся,

Тише, берегитеся!

Вмиг поймает он!

  • Что можно сказать о внешнем виде кота Васьки?
  • О его повадках?
  • Назовите сравнения.

4. Работа над планом 10 мин.

I. - На прошлом уроке мы учились работать над планом сочинения.

Назовите основные требования к плану:

  1. соответствие плана теме сочинения;
  2. соответствие плана основной мысли высказывания;
  3. план должен отвечать требованиям логики.

2. - Какие вы сделали в черновиках наброски плана к сегодняшнему сочинению?

I. Вступление.

О ком я хочу рассказать.

П. Главная часть.

Описание кошки:

  1. внешний вид;
  2. повадки.

Ш. Заключение

За что я люблю        ….

3. - Чтение образца сочинения

МАЛЫШ

Малыш - это красивая болонка. Она небольшого роста, шерсть у нее снежно-белая, завивается и висит на боках и мордочке, как у барашка. Длинные уши и коротенький хвост совсем теряются в шерсти.

Мордочка у болонки смешная: приплюснутый носик и большие темные, я бы сказал, выразительные глаза. Так как у Малыша длинная шерсть между ушек, то её закалывают брошкой, чтобы она не лезла в глаза.

Ножки у Малыша коротенькие, маленькие. Когда собачка бежит, то она забавно семенит ими.

Если Малыш видит яркую бумажку, он встает на задние лапки и, глядя на вас, просит ее. Попробуйте не дать ему того, что он просит, он отвернется от вас и недовольно зарычит. Так он показывает свой «характер».

Малыш очень любит сахар и выпрашивает его у всех, кто приходит к нам: становится на задние лапы, лезет своей мордочкой в карман и начинает скулить.

Малыш любит мыться, его нельзя вытащить из воды, он барахтается и визжит, но зато не любит причесываться, наверно, ему это причиняет боль.

Охотно идет гулять. Стоит показать ременный его поводок, и он бежит ближе к двери.

Хорошо слышит телефонный звонок в коридоре и начинает громко лаять и царапать дверь.

  • Определите тему описания.
  • Характер описания.
  • Что именно и в какой последовательности описывает автор? (вначале внешний вид, а потом - повадки).
  • Какие особенности собаки отмечает автор?

Учитель: описание получилось интересным потому, что автор хорошо знает животное, о котором пишет.

Он описал не только внешний вид собаки, но и то, как она ходит, играет, есть, купается, гуляет.

4. Какие части сочинения надо переставить, чтобы сделать его более последовательным?

Моя птичка

У меня есть птичка канарейка. У нее спинка желтоватая, бока и хвостик белые, головка тоже желтая, как и спинка. Глазки у моей канарейки черные, блестящие, как бусинки.

Канарейка ест капустные листья, коноплю.

Наша птичка поет целый день утром, когда мы еще спим, и вечером, когда мы ложимся спать.

Мне очень нравится как поет наша канарейка.

Я люблю смотреть, как канарейка спит, втянув головку. Она поет громко, весело. Мне и маме в такие минуты кажется, что наступила весна.

5. Работа по предупреждению речевых ошибок - 7 мин.

  1. Ответьте на вопросы (устно)
  • у кошки волосы или шерсть?
  • ногти или когти?
  • кошка кушает или ест?
  • можно ли сказать о кошке, что она среднего роста?
  1. Внесите в сочинение необходимые исправления:

У нас в деревне есть рыжий кот Василий.

Он среднего роста, как и все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватывает и одно ухо.

Ходит Василий не спеша, потому что он старый. Ляжет на землю и греется на солнышке. Любит он, когда гладишь его по волосам - вытянется, выпустит ногти из лап и мурлычет благодарно. И не любит Василий, когда его тревожат или на лицо сядет муха. Тогда он злится. Но нет, чтобы смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнет. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго так держит муху, а потом выпустит ее или скушает.

3). Внести исправления:

Один раз я увидела в подъезде на коврике маленького котенка. Он был весь черный, ни одного белого пятнышка. Хвостик у него был маленький, пушистый.

Глазки у него были зеленые, большие, умные.

Рядом с котенком находилось блюдечко с молоком.

Он увидел меня, очевидно, испугался и торопливо побрел к батарее, забирая за собой коготками коврик. Вид у него в этот момент был очень жалкий.

6. Работа по предупреждению орфографических ошибок (3 мин.)

На доске

Выр...сла кр...сивая с...бака; коро...кая гла...кая шерсть л...снится; на спине ч...рные п...лоски; маленькая пр...ворная ры…ка; с…нева на с…р…бристой ч…шуе; на ла…ках мя…кие подушеч(..)ки; носик, как розовая кнопоч…ка; белая м…нишка.

- Найдите слова с орф. № 1, 2, 4, 9, 13, 14 (ученики называют, учитель обозначает цветным мелком.

V. Письмо сочинения (2 урок).

Дети выполняют творческую работу.

-Проверьте  вашу работу.

-По вашему желанию, вы можете поделиться с нами результатами  своей работы.

Дети зачитывают свои сочинения.

VI.Рефлексия.

-Мне запомнилось в работе …
            -Я был успешен на уроке в …
            -Теперь я знаю …
            -Я хочу узнать …

-Я хочу научиться…

-Кто хочет высказаться по данному вопросу?

VII. Организованное окончание урока.

-Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы!

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное описание картины П.П.Кончаловского "Сирень в корзине"

Урок развития речи в 5 классе "Художественное описание натюрморта П.П.Кончаловского "Сирень в корзине" ("Героическая"). Урок давался в мае, когда у нас цветет сирень. Класс оформили фотовыставко...

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Уроки № 9,10,11 разработаны для учащихся 7 класса по программе Л.Л.Босова...

Урок развития речи в 7 классе "Подготовка к сочинению-описания действий на основе наблюдений"

Данный урок разработан по учебнику Т. А. Ладыженской 7 класс. Предполагает подготовку учащихся к написанию сочинения-описания действий на основе наблюдений....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...

Развитие речи школьников с нарушением зрения в процессе выполнения творческих работ на основе наблюдения.

Проблема речевого развития детей с нарушением зрения чрезвычайно актуальна и занимает особое место в сфере их психолого-педагогической реабилитации. Овладение речью имеет огромное значение для разных ...