Учебная программа. Русский язык. 8 класс.
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Учебная программа. Русский язык. 8 класс. 4 часа в неделю, 136 часов - год.

Учебник С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. Русский язык. 8 класс. Москва - "Просвещение".

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_8_klass_uchebnaya_programma.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 8 класс.

4 часа в неделю, 136 часов в год.

Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко; М.: Просвещение, 2012.

Пояснительная записка.

     Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, утвержденной Министерством образования РФ, и полностью отражает базовый уровень подготовки учащихся.

     По программе выделено 102 часа, из расчета 3 часа в неделю. Из школьного компонента ОУ выделен 1 час для усиления практической части  программы по русскому языку. (136 часов в год, 4 часа в неделю).

В программе большое внимание уделяется формированию умений, связанных с адекватным восприятием прослушанных или прочитанных текстов разных функциональных стилей и типов речи. Это объясняется и возможностями  программного материала, и необходимостью осуществлять  рассредоточенную подготовку к государственной итоговой аттестации в 9 классе.

     Программа построена с учетом принципов  системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между разделами курса.

     Для пробуждения познавательной активности и сознательности учащихся в основные темы включены сведения из истории русского языка, прослеживаются процессы формирования языковых явлений, их взаимосвязь.

     В программе специально выделены часы на развитие связной речи.

Основные цели обучения русскому языку:

 

  1. Воспитание духовно-богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания.
  2. Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому воздействию и взаимопониманию.
  3. Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования.
  4. Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения.
  5. Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству и созидательной деятельности.

Задачи курса:

  1. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
  2. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
  3. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия в сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
  4. Применение знаний и умений в жизни.

Содержание программы «Русский язык. 8 класс».

  1. Повторение изученного в 5-7 классах. Пунктуация и орфография. Знаки препинания. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы н-нн в суффиксах причастий, прилагательных, наречий. Слитное и раздельное написание не с различными частями речи. Выразительное чтение стихотворного текста. Устный рассказ на грамматическую тему. Изложение с грамматическим заданием. Сочинение в форме письма.
  2. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Основные единицы синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. Сжатое изложение от 3 лица. Сочинение-миниатюра.
  3. Простое предложение. Грамматическая основа предложения Порядок слов в предложении. Интонация. Мини-изложение. Сочинение-описание.
  4. Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. Простое глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Сочинение по картине. Сочинение-миниатюра на заданную тему.

Второстепенные члены предложения.

Роль второстепенных членов предложения. Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека. Устная характеристика личности. Основная мысль текста. Составление текста на основе данного. Сочинение по групповому портрету.

5.  Односоставные предложения.

Главный член односоставного предложения. Назывные предложения. Определенно-личные предложения. Неопределенно-личные предложения. Безличные предложения. Неполные предложения. Рассуждение. Синтаксический разбор односоставного предложения. Сочинение на лингвистическую тему. Аргументация в тексте инструкции. Составление диалога.

  1. Простое осложненное предложение.

     Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах. Однородные и неоднородные определения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами и знаки препинания при них. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Пунктуационный разбор предложения с однородными членами. Составление текста с однородными членами. Основная мысль текста. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике. Сочинение по картине. Сжатое изложение.

Обособленные члены предложения.

Понятие об обособленности. Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. Обособленные уточняющие члены предложения. Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. Рассуждение на дискуссионную тему. Рассуждение, описание, повествование на лингвистическую тему.

  1. Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращение.

Назначение обращения. Распространенные обращения. Употребление обращений. Выделительные знаки препинания при обращении.

Вводные и вставные конструкции.

Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях. Вставные слова, словосочетания и предложения. Междометия в предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. Адекватное понимание содержания текста. Характеристика трудовой деятельности. Выделение главного в содержании. Оценивание речи.

Чужая речь.

Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Диалог. Рассказ. Цитата. Анализ смысловых параметров комментирующей части. Официально-деловой стиль текста. Сжатое изложение. Интервью.

  1. Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография. Путевой очерк. Редактирование текста. Итоговое тестирование.

Требования к результатам освоения учебной программы.

Должны:

знать/ понимать определения основных изучаемых в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;

- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;

-определять принадлежность текста к типу речи и функциональной разновидности языка;

-рецензировать устный ответ учащихся;

- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;

- вести репортаж о школьной жизни;

-строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;

- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;

- составлять инструкцию по применению того или иного правила;

- принимать участие в диалогах различных видов;

ПИСЬМО:

- пересказать фрагмент прослушанного текста;

- пересказать прочитанное публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;

- создавать сочинение- описание архитектурного памятника, сочинение – сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;

- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные формы предложения – парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения. Ряды однородных членов, многосоюзие и т.д.);

- составлять деловые бумаги: заявление, доверенность, расписку, автобиографию;

ТЕКСТ:

- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;

- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя;

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;

- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- разъяснять значение, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;

- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;

- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять,

- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь лингвистических терминов» ит.д.);

- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;

- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ;

- распознать части речи и их формы;

- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;

- опираться на морфологический разбор слова при проведении, орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила;

- объяснять правописание труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение морфемное строение и грамматическую характеристику слов;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;

- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;

- правильно строить предложения с обособленными членами;

- проводить интонационный анализ простого предложения;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.

Используемый учебно-методический комплекс.

  1.  Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г.       Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко; М.: Просвещение, 2012.
  2.  Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 8 класс: пособие для учащихся.- М.: Просвещение 2010 г

Тематическое планирование.

Распределение учебных часов по разделам программы.

Тема

Количество часов

К.Р.

Р.Р.

1.

Русский язык в современном мире.    

1

0

0

2.

Повторение изученного в 5-7 классах.

10

1

2

3.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

10

1

2

4.

Простое предложение.

5

0

1

5.

Двусоставные предложения.

Главные члены предложения.

Второстепенные члены предложения.

19

1

4

9

1

2

10

0

2

6.

 Односоставные предложения.

14

1

3

7.

 Простое осложненное предложение.

Понятие об осложненном     предложении.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения. 

44

3

10

1

0

0

18

2

4

25

1

6

8.

Слова, грамматически не связанные с членами предложения.

Обращение.

Вводные и вставные конструкции.

Чужая речь.

24

3

2

4

1

0

10

1

1

10

1

1

9.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе.

9

1

2

Итого: 136 часов, контрольных работ – 11 часов, развитие речи – 26 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа. Русский язык. 6 класс.

   Учебная программа. Русский язык. 6 класс. 6 часов в неделю, 204 часа в год.Учебник Ладыженской Т.А. и др. Русский язык. 6 класс. Москва - "Просвещение"....

Рабочая учебная программа русского языка

Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 6 классе, отражает нормативные документы, определяет содержание, объём, порядок изучения предмета с учётом целей, задач и особенностей у...

Рабочая учебная программа русского языка

Рабочая учебная программа по русскому языку в 9 классе составлена  на основе нормативных документов, направлена на формирование языковой, коммуникативной и лингвистической  компетенции учащи...

Рабочая учебная программа русского языка

Рабочая программа разработана для преподавания русского языка в 10 классе, отражает нормативные документы, основное содержание  предмета, направлена на формирование языковой, коммуникативной и ли...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА РУССКИЙ ЯЗЫК 8 класс специального (коррекционного) образованияVIII вида

Рабочая программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273- ФЗ, методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесс...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...