Урок Хохлова ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Хохлова Мария Михайловна

Урок Хохлова ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_hohlova_fgos.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хохлова Мария Михайловна (МАОУ «Лицей №36» г.Саратова)

-Тся  и -ться в глаголах

Предмет: русский язык

Класс: 5

Авторы УМК: Русский язык. 5-9 классы /Автор-составитель М.М.Разумовская и др., «Дрофа», 2012

Тема урока:  Правописание  -Тся  и -ться в глаголах

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока:

Деятельностная – формирование у учащихся умений реализовывать новые способы действий, развивать умение самостоятельно находить в словах изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности;

  • Содержательная – расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов, познакомиться с правописанием  глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться;  научиться задавать вопросы к глаголам;

  Планируемые результаты:

  Личностные: формировать интерес к учению.

  Метапредметные:

  Познавательные УУД:уметь ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения

 

  Регулятивные  УУД:  уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

   Предметные: уметь  задавать вопросы к глаголам;научиться алгоритму проверки правильному написанию изучаемой орфограммы.  

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Этап мотивации

Цель этапа:вовлечение учащихся в  постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися, мотивация ее достижения.

1.Сообщение цели урока.

-Какие цели мы сегодня поставим перед собой?

2.Составим план работы на уроке.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

Составление плана и последовательности действий.

Целеполагание (Р.)

Формирование познавательного интереса (Л.)

Умение оформлять свои мысли в устной форме;умение слушать и понимать речь других(К)

Умение самостоятельно формулировать цель, умениепроговаривать последовательность действий на уроке (Р.)

II. Этап актуализации и пробного учебного  действия

Цель этапа:  Подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности

Воспроизвести знания, умения, навыки, достаточные для построения нового способа действия; развить орфографическую зоркость; проверить усвоение теоретического материала по теме «Глагол».

Решение лингвистической задачи

Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Объясните орфограммы

Бан...щица, искус... ница, препод...вательница, уч...тельница, восп...тательница, барабан...щица, велогон...щица...

Что объединяет эти слова?

Какого рода? На что заканчиваются? Какой части речи?

Делается вывод, что слова заканчиваются на -ца. Относятся к имени существительному...

Придумайте и запишите слова, которые заканчиваются на  -ЦА? Какой части речи они будут?

Решают лингвистическую задачу,

 

 Банщица, искусница, преподАвательница, учИтельница, воспИтательница, барабанщица, велогонщица...

 

 

(курица, птица, пицца...)

Умение выявлять затруднения в выборе орфограмм (Р)

Умение проводить исследование

(П.)

 Умение формулировать свое мнение и слушать собеседника (К)

Умение  давать самооценку.(Р.)

Осознания качества и уровня усвоения (Р.)

 

Умение строить  логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей(П.)

Умение анализировать языковой материал (П)

Умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса (К)

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа:Создать проблемную ситуацию; воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; развивать умение самостоятельно находить новый способ действия

1. Просмотр отрывка мультфильма «Летучий корабль» (Песенка Водяного), 2 куплет

Я - Водяной, я -Водяной!
Никто не водится со мной.
Внутри меня - водица,
Ну что со мной водиться?

Записать в тетрадь 3 последних строчки


Никто не води... со мной.
Внутри меня — води...
Ну что со мной води...

Слова, с трудным написанием какой части речи мы встречаем?

 (глаголы и существительные.)

Сделаем краткую фонетическую транскрипцию этих слов

Фонетические транскрипции совпадают (различаются ударением)

Делается вывод, что ударение не помогает определить часть речи и правильное написание.

 А как мы поняли, что перед нами существительные и глаголы? (по вопросу)

Задайте вопросы к каждому слову и определите как нужно правильно написать эти слова...

2. Вывод № 1 по вопросу.

Если в ________________, то у глагола пишется   -ТЬСЯ,

если в __________________, то  пишется    -ТСЯ.

Вывод № 2 по форме слова.

У возвратных  глаголов  в______________         пишется -ТСЯ,

у возвратных глаголов в   ____________пишется -ТЬСЯ.

Формулировка темы урока. Чем будем сегодня заниматься?

Запись темы урока  - написание Тся  - ться в глаголах (на доске)

3.-Давайте составим алгоритм нашего нового правила.

-Сравним наше открытие с правилом в учебнике.

-От чего же зависит написание тся, ться (От вопроса).

Формулировка темы урока. Чем будем сегодня заниматься?

Запись темы урока  - написание Тся  - ться в глаголах (на доске)

5.Динамическая пауза - Физминутка

Потянуться, отдохнуть,
Глубоко теперь вздохнуть.
Встать, попрыгать, посмея
ться,
Покружи
ться, покачаться,
Поклони
ться, распрямиться
И опять начать труди
ться.

Никто не води... со мной.
Внутри меня — води...
Ну что со мной води...

[вОд,ица]   [вод,Ица]   [вод,Ица]

Нам не хватает знаний.

Сегодня на уроке мы должны  научиться определять написание  тся, ться у возвратных глаголов.

Никто не водиТСЯ (что делает?)со мной.
Внутри меня — водиЦА (Что?)
Ну что со мной водиТЬСЯ (Что делать?)

Формулировка темы урока. Запись темы урока  - написание Тся  - ться в глаголах (в тетради)

Чтение теоретического материала 

Составление алгоритма

Сравнение алгоритма с правилом учебника

Фиксирование, какого знания недостает
для решения задачи (Р,)

 

Умение объяснять процессы, выявленные в ходе  наблюдения (П.)

Умение  строить монологическое высказывание (К.)

 

Умение вести диалог на основе равноправных отношений (Л.)

Умение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера.(К.)

 

 

 

 

 

 

Умение проводить исследование (П.)

 

 

Умение оформлять свои мысли в устной форме;умение слушать и понимать речь других (К)

 

 

 

 

Умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. (К)

 

 

Умение  давать самооценку. (Р.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Первичное закрепление

Цель этапа:организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

1-Какие глаголы на нашу тему вы запомнили из речевки?

Запись с проговариванием на доске и в тетрадях. Запись в столбик на доске.

-Что заметили?

2.Поработаем  в парах.

-Измените данные глаголы, поставив их в 3 лицо ед. числа.

Проверка устно.

 

3. Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени  боит…ся
.Не стыдно не  знать, стыдноне  учит…ся
За всё  брат…ся  – ничего не сделать.

3 ур.

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

Проявлять стремление        стремиться – стремится

Испытывать волнение        волноваться – волнуется

Допускать ошибки               ошибаться – ошибается

Принять решение                решиться – решится Чувствовать радость        радоваться – радуетсяПроверка 1 и 2 уровня вместе. Проверка 3 уровня самостоятельно с доски, где открываются ответы.

  1. Внимание! Не путайте формы этих глаголов с существительными,которые оканчиваются на -ца! Переносица – переносится
    Спица – спится Водица-водиться

Составьте с этими словами словосочетания, чтобы было ясно лексическое значение слов. (Заострить внимание, что слова

 произносятся одинаково, а пишутся по разному) Дается термин Омофоны (перспективная тема)

  1. Болит переносица – собрание переносится
    Ч истая водица – не надо с ним водиться
    Острая спица – ему не спится

5 Игра «Услышь Ь»

Если надо мягкий знак – хлопните в ладоши, если нет- потопайте:

Двигаться, смотрится, разговориться, пробежаться, приближается, прогуляться, разболеться,  прислушаться

6 Работа с учебником..Упр. 99 (по учебнику Разумовской М.М.)

Списать, вставить буквы.

Запись на доске и в тетрадях  с проговариванием. Запись в столбик на доске

Ответы учащихся

Все глаголы в неопределенной форме.

Работа в парах.

Работают в тетрадях.

(потянется, посмеется, покружится, покачается, поклонится, распрямится,  трудится)

Самостоятельная работа по уровню сложности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают словосочетания в тетрадь, обозначают часть речи

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся играют

 Самостоятельная работа

Взаимопроверка

Усвоение учащимися нового способа действия (П.)

 

 

 

 

 

Умение эффективно сотрудничать  (К,)

Умение сотрудничать в совместном решении задачи.(К.)

 

Умение находить изучаемую орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание; развивать внимание, зрительную, слуховую память (П.)

Умение  давать самооценку. (Р.)

Адекватная самооценка (Л.)

 

 

 

Умение слушать (К.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Осознания качества и уровня усвоения(Р.)

V.Итог урока и рефлексия

Цель этапа:Совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты.

 

 

 

 

 

- Какая была тема урока? Какая цель урока? Получил необходимые знания?

Рефлексия по образцу:  Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..

-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

-Домашнее задание.

 Работа в ТПО Упр. 67

Монологические ответы учащихся

Составление предложений

 

 

 

Умение логически рассуждать, делать выводы (П.)

Умение слушать и понимать речь других(К.)

 

Умение соотносить  цель и результаты своей учебной деятельности и фиксирование степени их соответствия (Р.)

 

Приложение (для 4 этапа работы)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Дифференцированные задания с правом на выбор.

1 ур. Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1.

2 ур. Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2.

3 ур. Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3.

1 ур. – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

 Друзья(что делают?) познают…ся в беде.
Трус своей тени
(что делает?) боит…ся.
Не стыдно не  знать, стыдно
(что делать?) не  учит…ся
За всё 
(что делать?) брат…ся  – ничего не сделать.

2  ур. Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму

Друзья познают…ся в беде.
Трус своей тени  боит…ся
. Не стыдно не  знать, стыдноне  учит…ся
За всё  брат…ся  – ничего не сделать.

3 ур.

Заменить словосочетания одним словом. Запишите глаголы в начальной форме и в форме 3 лица ед.ч.

Проявлять стремление

Испытывать волнение

Допускать ошибки

Принять решение

Чувствовать радость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои методические разработки нетрадиционныхформ уроков (сюжетно-ролевая игра,КВН, урок- путешествие, ФГОС)

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Взаимосвязь строения и функций побега и корня". Тип урока: Сюжетно-ролевая игра.Обобщающий урок в 7 классе по теме "Класс Насекомые" Тип урока: КВН.Урок -путешестви...

Урок по ФГОС в 9 классе по теме "Некоторые приемы решения целых уравнений", презентация к уроку

Краткий конспект урока в 9 классе по ФГОС "Некоторые приемы решения целых уравнений": изучются приемы решения уравнений с применением теоремы о целых корнях целого уравнения; Разработана технологическ...

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл, самоанализ урока)

Обыкновенные дроби урок по ФГОС (1 урок, А.Г. Мордкович, 5кл,  самоанализ урока)Конспект урока и презентация...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока. Тема урока Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и раскрой юбки по своей зарисовке.

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология.Технологическая карта урока.Данные об учителе Лисичкина Зинаида Александровна учитель высшей категории г. Ржев. МОУ СОШ №9 им .В.Т. Степанченко.Пре...

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС

Современный урок по ФГОС: организация и проведение в средней школе в условиях реализации ФГОС....

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний

Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...

Методическое пособие по созданию современного урока по изобразительному искусству "Отличия традиционного урока от урока по ФГОС"

Современный урок – это урок по ФГОС. Современное Российское образование перешло на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) второго поколения. Целью современного образования с...