Открытый урок по литературе в 5 классе. А.П. Чехов. "Хирургия"
проект по литературе (5 класс) на тему

Туниева Марго Аветисовна

Открытый урок.

К данному уроку имеется видеофайл, размещенный на портале Youtube и доступный по ссылке   https://www.youtube.com/watch?v=GvyCsT_Pf4I&feature=youtu.be .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.hirurgiya.docx27.57 КБ
Файл prezentatsiya_chehov_hirurgiya.pptx385.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                      Учитель ГБОУ СОШ № 1908

                                                                                                                ЮВАО г. Москвы

                                                                                              Туниева Марго Аветисовна

ОТКРЫТЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 5 классе.

«А.П Чехов. Дар рассказчика-юмориста. «Хирургия».

Цели урока:

           - расширить знания о творчестве А.П. Чехова;

           - развивать умение читать и воспринимать художественное произведение;

           - формирование навыков анализа юмористического рассказа;

           - развитие творческих способностей учеников

           - развитие умения высказывать своё мнение.

Задачи:

           - способствовать развитию интереса к чтению;

- создать условия для формирования активной читательской позиции

Оборудование:

           - портрет А.П. Чехова;

           - стенд, посвящённый А.П. Чехову;

           - реквизит для сценки.  

Слайд №2

Портрет А.П. Чехова

ХОД УРОКА

 Учитель: Ребята, 17 января исполнилось 155 лет со дня рождения А.П.Чехова. На прошлом уроке мы начали знакомство с его биографией, узнали о том, что он непревзойдённый мастер короткого рассказа. Давайте вспомним, что это за жанр литературы, каковы его признаки?

Ответ: Это небольшое произведение, рассказывающее о каком-либо эпизоде из жизни героя. Обычно в рассказе бывает мало героев.

Слайд №3

                     Признаки рассказа – повествовательность, небольшой

                              объём, несколько эпизодов, несколько героев.                                                                            

Учитель: Любое произведение в литературе имеет сюжет. Что такое сюжет?

Ответ: …        

                                                                         

Слайд №4

Сюжет – это ряд последовательных событий, происходящих

в произведении.

Учитель:-Излюбленным сюжетом  у Чехова был приём у врача.

                 О каком рассказе с таким сюжетом мы будем сегодня говорить?

Ответ: Рассказ «Хирургия».

Учитель: Назовите героев этого рассказа. (Фельдшер Курятин, дьячок Вонмигласов).

                  А кто такой фельдшер?

Ответ: Помощник врача, человек со средним медицинским образованием.

Учитель: Приём у врача. Это обычная жизненная ситуация?

Ответ:

Учитель: В основном юмористические рассказы Чехов строил на обычных бытовых ситуациях, случаях из жизни. Это рассказы-сценки – «кусочки жизни» без начала и конца.

Давайте посмотрим, какой случай произошёл с героями рассказа в земской больнице.

                                                                       Сценка

                           (Подключаются ученики, инсценирующие действие)

Учитель: Спасибо. Понравилась вам игра ребят? Что привлекло ваше внимание в рассказе, в показанной сценке?

Ответ: Смешно, есть юмор.

Учитель: А что такое юмор?

 Ответ: Это, когда смешно. Это добродушный смех, весёлый и доброжелательный.

                                                                     Слайд №5 

                  Юмор ‒ это добродушный, весёлый, доброжелательный смех.

Учитель: Сегодня мы попробуем разобраться в том, как Чехову удавалось создавать такие юмористические рассказы, какие средства он при этом использовал. Но для этого нам нужно определить основную мысль рассказа «Хирургия».

 Ответ:

                                                                      Слайд №7     

                                      «Коли не умеешь рвать, так не берись».

 Учитель: Правильно. А кому принадлежат эти слова?

Ответ: Дьячку Вонмигласову.

Учитель: Почему именно дьячок высказал основную мысль? Как вы думаете?

Ответы:

 Учитель: Дело в том, что ответ нужно искать в самой фамилии Вонмигласов. Она означает «услышь меня», а так как дьячок богослужитель, то и получается «услышь голос Божий». Это «говорящая» фамилия, а у А.П.Чехова все фамилии говорящие.

 Как вы думаете, что означает фамилия Курятин? На что она намекает?

Ответы:

Учитель: Давайте я вам помогу. Вспомните фразеологизмы со словом курица.

Ответы:

Учитель: -Наверняка, все слышали такое выражение «мокрая курица».

                   А что оно означает?

Ответ:         

 (Можно вспомнить фразеологизм «Куриные мозги» - ограниченный, недалёкий, слабый ум. Так говорят о человеке, у которого незначительные умственные способности или низкий интеллектуальный уровень).

Учитель: Итак, делаем вывод. Судя по фамилии, а она говорящая, каким перед нами предстаёт Курятин?

Ответы: Курятин ‒ жалкий человек. В отсутствие доктора он, фельдшер, захотел сыграть роль доктор, которая ему совсем несвойственна.

Учитель: Получилось это у него? Правильно, нет. А почему? МЫ ДОЛЖНЫ ВЫЯСНИТЬ.

Слайд № 8

Почему Курятин не смог сыграть роль врача?

Над чем смеётся писатель?

Учитель: Для этого нужно погрузиться в рассказ, постараться услышать голос автора, что и как он сказал о героях, обратить внимание на любую деталь, помогающую создать    юмористический жалкий образ.

 Учитель: У вас на партах лежат листочка с планами характеристики героев. Ознакомьтесь, выберите вопрос и подготовьтесь к ответу. 

                                               (На работу даётся 3-5 минут).

Характеристика фельдшера Курятина.

План

1. Портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет?                          

2.  Как одет герой? Соответствует ли его одежда виду врача?

3. Как ведёт себя фельдшер?  Соответствуют его действия поведению врача?  

4.  Какова речь героя? Много ли слов в его лексиконе? Найдите в тексте характерные слова и выражения. С какой интонацией они произносятся? Как речь характеризует Курятина?

5. Какой вывод можно сделать о культуре Курятина, его умении?

6.Курятин вызывает у вас больше смеха или сочувствия?

Характеристика дьячка Вонмигласова.

План.

  1. Портретная характеристика героя. На какие детали обращает внимание автор?

Какие черты характера раскрывает портрет?

  1. Как одет герой?
  2. Соответствует ли поведение Вонмигласова образу богослужителя?

      Он благочестив на самом деле или только внешне?

  1. Какова речь героя, интонация? Проанализируйте словарный запас Вонмигласова.
  2. Какое чувство у вас вызывает герой рассказа: больше смеха или сочувствия?

(Обсуждение. Обоснование точек зрения).

Учитель: Начнём с Курятина. Опишите его внешний вид.

Ответ: «В поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках».

Учитель: Соответствует внешнему виду врача?                  

Ответ: Не соответствует внешнему виду врача.

Учитель: Обратимся к портрету героя.

Ответ: «Толстый человек лет сорока. На лице выражение чувства долга и приятности».

Учитель: Обратите внимание на эти слова. Как вы их понимаете?            

Ответ: Хочет сыграть роль врача.

Учитель: Как ведёт себя фельдшер? Соответствует ли его поведение образу врача?

Ответ: «Между указательным и средним пальцами левой руки сигара, распространяющая зловоние», «Зевает…», «Берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы». (Поведение не соответствует образу врача)

Учитель: Какова речь Курятина?

Ответ: «А-а-а…моё вам!», «Раз плюнуть!», «Хирургия – пустяки…».  «Зубы разные бывают. Один рвёшь щипцами. Другой козьей ножкой. Третий ключом… Кому как.»

Учитель: Как характеризует речь нашего героя?                        

Ответ: Это речь глупого необразованного человека, не соответствует речи врача.

Учитель: -Какой делаем вывод о Курятин?

Ответ: Курятин смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена.

Учитель: Больше всего в своей жизни Чехов не любил невежественных, невоспитанных людей.

Учитель: Обратимся к следующему персонажу Вонмигласову.

 Учитель: Итак, портрет Вонмигласова.

Ответ: «Высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху».

Учитель: С какой целью Чехов обращает внимание на эту деталь?

Ответ: Чтобы было смешно.

Учитель: Что говорит нам, читателям, портрет о герое рассказа?

Ответ: Это обыкновенный, больной, несчастный человек.

Учитель: Давайте проанализируем речь Вонмигласова. Как она его характеризует?

Ответ: В речи у него происходит смешение разных стилей. Он использует просторечные слова  и старославянизмы. Это бескультурный, малообразованный человек.

Учитель: Какова интонация речи Вонмигласова?

Ответ: Говорит плачущим тоном.

Учитель: А если бы с другой интонацией говорил, мог бы быть другой финал?

Ответ: . . .

Учитель: А как ведет себя Вонмигласов?

Ответ: «Креститься на бутыль с карболкой».

Учитель: Мог так поступить богослужитель?

Ответ: Нет, это Кощунство и не соответствует поведению священника.

Учитель: Делаем выводы о Вонмигласове.

Ответ: В. ‒ служитель церкви. Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его поведение не соответствует поведению священника. Он глупый, бескультурный, малообразованны человек, но хочет казаться образованным.

Учитель: Что общего между этими героями.

Ответ: . . .

Учитель: Какой герой вызывает у вас больше жалости или смеха и почему?

Ответ:

Учитель: Итак, подведём итоги. Когда у человека болит зуб, разве это смешно?

                  А как удалось А.П. Чехову обычную жизненную ситуацию сделать смешной?  Какие приёмы ему помогли?

Ответы:

Слайд № 9

Юмористические приёмы

Говорящие фамилии, имена, речь, состоящая из слов, принадлежащих различным стилям, одежда, обстановка, поведение, грустный взгляд через весёлый смех.

Учитель: Какие эмоции вызывает у вас этот рассказ?

Ответ: . . .

Учитель: Почему нам хочется смеяться, но в то же самое время появляется грустное чувство?                

Ответ: . . .

Учитель: Чехов так и сказал о своих рассказах:

Слайд № 10

«Они смешные, но невесёлые»

А.П. Чехов

Учитель: Да, чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и грустно. Почему? Над чем смеётся Чехов? Что он высмеивает?

Ответ: Над глупостью и невежеством.

Учитель: Это уже не добродушный смех, а смех, который направлен на пороки человеческие. Рассказ «Хирургия» носит и сатирический характер. А что такое сатира?  

Слайд № 11

Сатира ‒ беспощадный смех, направленный против

опасного и вредного для людей.

Учитель: - Наши ребята подготовили иллюстрации к рассказу. Давайте выступим в роли экспертов-оценщиков, посмотрим, чем рисунки интересны. На что наши художники обращают внимание, на какие детали?

Обсуждение

Учитель: Ребята! Порой в жизни получается так, что мы выглядим смешными. Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись?

                   Что бы вы посоветовали нашим героям? Какой должна быть речь? А поведение?

 Ответы: . . .

                                                      Подведение итогов.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке? Было ли вам интересно? Может быть что-то вас удивило? Что вызвало трудности?

Ответы учеников. 

Выставление оценок, задание на дом.

Попробуйте себя в роли писателей, напишите юмористический рассказ, используя приёмы, с которыми вы познакомились на уроке. Придумайте фамилию герою(-ям) своего рассказа. Опишите его (их) портрет, одежду, покажите речь.

                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.П. Чехов. Дар рассказчика-юмориста. «Хирургия».

Слайд 2

1860 - 1904

Слайд 3

Признаки рассказа повествовательность небольшой объем нескольких эпизодов несколько героев

Слайд 4

Сюжет - ряд последовательных событий, происходящих в произведении.

Слайд 5

это добродушный, веселый, доброжелательный смех. ЮМОР -

Слайд 6

Основная мысль рассказа А.П. Чехова «Хирургия» : «Коли не умеешь рвать, так не берись».

Слайд 7

Почему Курятин не смог сыграть роль врача? Над чем смеется А.П. Чехов? Фрагмент рисунка Кукрыниксы , 1954

Слайд 8

Юмористические приёмы обстановка одежда поведение г рустный взгляд через смех речь г оворящие фамилии, имена

Слайд 9

Сатира - это беспощадный смех, направленный против опасного и вредного для людей.

Слайд 10

«Они смешные, но невеселые». А.П. Чехов А.П. Чехов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии

На уроке учащиеся знакомятся  с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Открытый урок по литературе. 11 класс. Средства художественной выразительности.

Средства художественной выразительности  (А. К. Толстой.  Лирика.  Анализ поэтического произведения)....

Открытый урок родной литературы 7 класс

Техническая карта открытого урока родной литературы  7 класс "П.А.Ойуунускай "Сурэх" кэпсээнин аа5ан, бырайыактааьын ньыма5а тахсыы"...

Конспект открытого урока по литературе 5 класс.

Конспект урока по литературе по программе 2100 «Литература 5 класс» авторы   Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,.. А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила»- собирательная картина образ...

презентация обучающегося к открытому уроку по литературе 10 класс по творчеству Ф.И. Тютчева

Презентация обучающегося к открытому уроку по творчеству Ф.И.Тютчева на тему:"История первой любви Ф.И.Тютчева"....