Правописание суффиксов -чик и -щик (5-6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Конспект урока русского языка для 5 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl_suffiksy_chik_i_shchik.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок русского языка

(урок закрепления темы)

6 класс

Буквы Ч и Щ в суффиксах имен существительных -ЧИК и -ЩИК

учителя русского языка

и литературы

ГОУ ЦО №879

Мордань Натальи Юрьевны

        ТЕМА УРОКА:         Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных                                         -чик и -щик. (Урок закрепления темы)

        ЗАДАЧИ УРОКА:         - закрепить способ действия при выборе                                                 написания в существительных суффиксов -чик и                                 -щик;

                                - развивать устную речь учащихся и речевой                                         слух;

                                - совершенствовать навыки определения                                                 лексического значения слова;

                                - прививать интерес к различным профессиям

ХОД   УРОКА

        I. Вступительное слово учителя и беседа по теории (на доске таблицы).

        Наше путешествие по городу «Имя существительное» продолжается. На многих улицах и проспектах мы уже побывали и познакомились с их жителями.

        А где мы останавливались вчера? (В переулке Мастеров).

        Что нам дали мастера, чтобы мы никогда не ошибались при написании их профессии? (Путеводные звезды).

        Какую фразу всегда произносит суффикс -чик? (Я тоже здесь).

        Как вы можете ее расшифровать?

        А что вы написали бы в слове «брильятн..ик»? Ведь по правилу здесь следует написать ч, а по интуиции хочется написать щ. Как быть в этой ситуации?

        Ребята, будьте внимательны: в русском языке есть совсем немного слов, в которых после т пишется суффикс -щик. Это слова, пришедшие к нам из других языков. Кстати, а как называются такие слова? Заимствованные слова привыкли жить по своим законам и не всегда поддаются русским правилам. Не забывайте об этом!

        А сейчас мы с вами продолжим знакомство с жителями переулка Мастеров и посмотрим, хорошо ли мы усвоили их советы.

        

        II. Проверка домашнего задания. (На доске прикреплены рисунки ребят).

        За прошлый урок мы не смогли узнать всех жителей переулка Мастеров, ведь их очень много. Давайте вспомним тех, с кем мы уже встречались. (Учащиеся выходят к доске и, показывая на свой рисунок, рассказывают, чем занимается этот человек).

        III. Устная разминка. (карточки -чик и -щик).

        Кроме этих людей в переулке Мастеров зажигает фонари фонарщик, продает мороженое мороженщик, точит ножи точильщик, на кране работает крановщик, в типографии текст набирает наборщик, читает доклады докладчик, выгружает машины грузчик, охраняет переулок ракетчик.

        IV. Творческий диктант.

        А теперь проверим, сможете ли вы без путеводных звезд правильно выбирать суффиксы. (Убрать таблицы). Образуйте от слов, написанных на доске, имена существительные со значением лица по роду его деятельности, используя суффиксы -чик или -щик, обозначьте данную орфограмму.

        учет                -        учетчик

        баня                -        банщик

        зимовать        -        зимовщик

        буфет                -        буфетчик

        подписать        -        подписчик

        текстиль        -        текстильщик

        копировать        -        копировальщик

        подписать        -        подписчик

        чеканка        -        чеканщик

        Значения каких слов вам непонятны? (У нескольких учеников есть толковые словари, по которым они находят толкование непонятных слов и зачитывают всему классу словарную статью).

        Придумайте и запишите одно предложение, в котором вы обратитесь с какой-либо просьбой к буфетчику. Какая пунктограмма будет при этом использована?

        V. Работа с текстом.

        А теперь проверим ваш речевой слух. Прослушайте отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова и назовите имена существительные с суффиксами -чик или -щик.

        Домой поспешая                                Нос выпачкан охрой

        С тяжелых работ,                                И суриком глаз.

        С утра мне встречался                        Вот пильщики: сайку

        Рабочий народ.                                Угрюмо жуют

        Смотрите – красильщик!                        И, словно солдаты,

        Узнаешь сейчас:                                Все в ногу идут.

        Значения всех ли слов в тексте были вам понятны? (По толковому словарю ученики объясняют значения непонятных слов).

        Как называются слова, употребляемые людьми той или иной профессии?

        Составьте и запишите с одним из существительных с суффиксом

-щик предложение, в котором поясните значение этого слова, например: «Красильщик – это …».

        Подчеркните грамматическую основу в вашем предложении.

        Объясните постановку знаков препинания в нем.

        VI. Тренировочное упражнение №247.

        Все вы любите разгадывать кроссворды. Сейчас мы проверим, сможете ли вы быстро и правильно по толкованию лексического значения слова отгадать его. Запишите отгаданные вами слова, обозначьте в них изучаемую орфограмму.

        VII. Сопоставление слов со сходными внешне суффиксами.

        Чтобы проверить, насколько внимательно вы изучили правило о суффиксах -чик (-щик), определите, соответствует ли указанному правилу написание следующих слов (они написаны на доске).

        1. Рубчик, рукавчик, тюльпанчик.

        2. Самоварчик, трамвайчик, барабанчик.

        3. Фонарщик, барабанщик, самоварщик.

        Какое значение придают словам суффиксы существительных в каждой группе? Не путать суффиксы со значением лица по роду деятельность и уменьшительно-ласкательные суффиксы.

        VIII. Творческая работа.

        Представьте, что вы секретарь директора огромного предприятия. Составьте объявление с перечнем профессий, по которым требуются рабочие на ваше производство.

        Домашнее задание: упражнение №248 по заданию или мини-сочинение «Удивительная профессия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Правописание суффиксов имен существительных" (10 класс)

Презентация к уроку в 10 классе "Правописание суффиксов имен существительных" по учебнику Грекова В.Ф., Крючкова С.Е., Чешко Л.А....

Логопедическое занятие Тема: «Значения и правописание суффиксов» (группа ОНР, НВОНР, 2-3 класс)

Данное логопедическое занятие поводится в группах с наушением чтения и письма, обусловленное ОНР, НВОНР. во 2-3 классах. На занятие отводится два часа....

Интерактивный тренажер. Правописание суффиксов -ЧИК и -ЩИК существительных. 6 класс. ФГОС

С помощью интерактивного тренажера можно в соответствии с требованиями ФГОС систематизировать, проверять и применять на практике знание по теме...

Правописание: орфография и пунктуация. Правописание суффиксов.

Цель урока: повторить правила правописания суффиксов, выявить уровень  использования правил, связанных с правописанием суффиксов; закрепить навыки с помощью упражнений тренировочного характера....

Орфографические упражнения. Чередование корней. Правописание НН, Н в разных частях речи, О Ё после шипящих в разных морфемах. Правописание словарных слов. Правописание суффиксов разных частей речи. Производные предлоги.

Данные упражнения помогут отработать правописание различных орфограмм, которые чаще всего вызывают трудности у учащихся. Задания подобраны с учётом разных возрастных категорий учеников....