Внеклассное мероприятие по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

Лингвистическая игра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitelya-ucheniki.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

по русскому языку

Лингвистическое состязание

 учащихся 11 классов и учителей

«От игры к знаниям»

Цель:

-- совершенствование знаний, полученных в ходе уроков русского языка.

Задачи:

Образовательная

- совершенствование знаний  по различным разделам русского языка в игровой форме посредством состязания

-привлечение внимания учащихся к языку как одному из самых сложных и интересных явлений действительности;

Развивающая

- развитие речи, аналитического, логического мышления,  интеллекта, эмоциональной сферы; расширение кругозора

Воспитательная

- воспитание любви к слову и речевой культуре

Оборудование: презентация, музыкальное сопровождение, игровой кубик, бочонки лото.  

Ход мероприятия:

Участники игры разбиты на две команды: учителя - ученики.

1. Вступительное слово учителя

- Дорогие участники, сегодня мы собрались здесь, чтобы провести лингвистическое состязание «От игры к знаниям». Давайте поприветствуем его участников, болельщиков, жюри, гостей.

Цель этого мероприятия – совершенствование знаний о русском языке. Мне бы хотелось, чтобы сегодня каждый из вас осознал, что язык - не только одно из самых сложных, но и одно из самых интересных явлений действительности.

2. Выбор названия команды, выбор и представление капитана

- Поскольку сегодня вы не просто учителя-ученики,  а совершенно равноправные участники состязания, то и команды не могут носить столь дистанцированное название («Учителя» - «Ученики»)  Поэтому в первую очередь прошу команды определиться с названием и выбрать своего капитана. (во время обдумывания звучит музыка)

3. Первый гейм    

-- Итак, начинаем игру. В первом гейме нам очень поможет вот этот обычный игровой кубик. Каждая сторона кубика в нашем состязании символизирует определенный сектор, содержащий вопросы по тому или иному разделу русского языка. На доске вы видите наименование этих разделов:

* - Фонетика.

**  - Морфология.

*** -  Состав слова. Словообразование.

**** - Синтаксис. Пунктуация.

***** - Фразеология.

****** - Лексика.

Первым делом вы должны будете бросить кубик. Так определится игровой сектор. Затем капитан команды команды называет любое произвольное число от 1 до 5, за этим числом скрывается задание. Его вы и должны будете выполнить. В том случае, если задания в данном секторе закончились, команда бросает кубик еще раз. На выполнение задания дается минута. Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл.

Кубик каждая команда бросает 6 раз. Три раза команды бросают его для себя, другие три раза – для команды соперника,  в том числе определяется номер задания для соперника.

Отвечающего определяет команда. В случае заминки отвечает капитан.

Определим, кто начнет игру. Команда, учеников вытянет спичку, и если она будет короткой, то они начинают игру первой. Если длинной – то учителя.  

Вопросы к первому гейму:

Фонетика.

  1. Ешь побольше овощей – будешь тощий, как Кощей.

Сколько в этом предложении мягких согласных?

  1. Японец Лий Ляй Чий приехал в Россию работать продавцом мороженого. Он произносит русские согласные мягко.  Озвучьте, как он произнесет фразу: «Покупайте у нас холодное мороженое, кушайте, господа, осторожно!»  
  2. Какие слова получатся, если затранскрибировать и прочитать в обратном порядке следующие слова:

яр, юг, альт, ноль, ель

  1. Сколько раз звук [б] встречается в предложении

 Попала бешеной собаке блоха на больной зуб.

  1.   В словах рыба и рыбка корень рыб- представлен в двух фонетических вариантах [рыб] и [рып]. А в скольких фонетических вариантах представлен корень –вод- в словах подвода, перевод, переводной, проводит, заводить? Назовите эти варианты.

Лексика

1. Назовите слова, в которых сохранились корни следующих устаревших слов

Тук (жир), пита (пища), худог (искусный).

2. Какие слова имеют отношение к книге. Если здесь есть лишнее слово, объясните его значение.

а) абзац;  б) форзац; в) эрзац.

3.  В древнерусском языке было слово суп, означавшее хищную птицу – коршуна или грифа.  Данные современного русского языка позволяют сделать вывод о том, что этой птице приписывали:

а) исключительное корыстолюбие;

б) очень высокую скорость полета;

в) мрачный взгляд;

г) жертвенную любовь к птенцам;

д) способность воскресать после смерти.

4. Первоначально обои крепили к стенам:

а) клеем, как и теперь; б) гвоздями; в) шурупами; г) воском; д) смолой.

5. «Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Бездельник! Неряха! Лодырь!» - прокричала мачеха. В скольких разных грехах она обвинила пасынка?

Фразеология

  1.  Что  означают выражения? Что их объединяет?

Начинать с азов, прописать ижицу, выписывать ногами мыслете, стоять фертом?

  1.  Что чье? Восстановите перепутанные  фразеологизмы.  Объясните их значение.

Кузькина пята, маланьина коза, сидорова мать, дамоклов кафтан, валаамова свадьба, прокрустово ложе, ахиллесова ослица, филькина труба, тришкин меч, иерихонская грамота, авгиевы конюшни.

  1. Правильно ли истолкованы значения устойчивых сочетаний:

Дать по шапке – умело распорядиться дефицитным товаром;

Наложить на себя руки - исходное положение при гимнастике;

Не все дома – время летних отпусков.

  1. Назовите 4 фразеологизма, в состав которых входит слово голова. 
  2.  Если про кого-то говорят, что он живет в медвежьем углу, это означает, что он живет:

а) в лесу; б) в неубранной квартире; в) в глуши; г) на Крайнем Севере; д) на пасеке.

Состав слова. Словообразование

  1. Какое из существительных образовано не так, как все остальные:

А) льдинка; б) пылинка; в) бусинка; г) соломинка; д) изюминка.

2. Какое  из данных ниже заимствованных слов не содержит приставки латинского происхождения суб-?

а) субтитр; б) субтропики; в) субординация; г) субмарина; д) суббота.

3.  Эти пять слов заканчиваются одинаково. Но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

4. Разберите слова по составу, определите способ их образования:

Сумасшедший, быстрорастворимый, привоз, обозревая.

5.Какое из этих слов с исторической точки зрения не содержит приставки?

А) сутолока; б) судорога; в) сумерки; г) супруг; д) суета.

Морфология.

  1. Какие существительные в этом списке одушевленные?

Плюшевый мишка, коллектив, утопленник, ферзь

  1.  Образуйте форму родительного падежа множественного числа от следующих слов:

Карат, ампер, джинсы, шорты.

  1. Составьте предложения со словами варенный и варёный. Какое из этих слов является прилагательным, какое причастием?
  2. Назовите слова, которые имеют две формы  предложного падежа:

а) лес; б) край; в) мех; г) отпуск?

5. В каком падеже стоит слово пенсне в предложении из повести М.А.Булгакова «Собачье сердце»:

Филипп Филиппович оседлал нос пенсне поверх очков и принялся читать.

Синтаксис. Пунктуация

  1. Одна и та же часть речи или разные представлены словоформой удобно в следующих примерах? В роли какого члена предложения выступает данная словоформа?

Это помещение удобно. Мне здесь удобно.

  1.  Какими членами предложения являются выделенные слова. Какое из предложений односоставное, а какое двусоставное?

Дождливый день. День дождливый.

  1.  Выделите грамматические основы в предложениях:

Любой из нас мог решить эту задачу.

Большинство учащихся справились с тестами успешно.

Лес стоит праздничный, нарядный.

  1. Приведите пример предложения с приложением
  2.  Расставьте знаки препинания в предложении

Алексей последним усилием воли подавил в себе боль и когда зверь вырвал его из сугроба вскинул пистолет.

- Молодцы. А сейчас я попрошу жюри подсчитать количество баллов, заработанных командами в первом гейме.

В это время для команд и болельщиков полезная переменка. Послушайте.

Слова, которые своим звучанием напоминают какие-то реальные шумы, звуки из жизни, называются звукоподражательными словами. Интересно, что в русском и иностранном языках разные звукоподражательные слова. Сравните:

Наше и-а! (крик осла) на английском языке звучит как хи-хо; крик утки - кряк!- на английском квэк, чайник по-английски кипит – хис, вода, выливающаяся из бутылки - глаг-глаг,  дверь скрипит - сквик-сквик, а бомба взрывается со звуком каа-бум.

Итак, слово жюри.

Следующий гейм называется «Заморочки из бочки»

  • Используем вот такие бочонки от игры «Лото».

Одна из команд (поочередно) вытягивает бочонок из мешка. Номер на бочонке соответствует номеру вопроса. К выполнению задания команды приступают одновременно. На обдумывание полминуты. После того как обе команды озвучили свой ответ (его нужно записать), звучит правильный вариант ответа. Бочонок тянем 5 раз.

Бочонки №1-5:

Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Дан ряд фамилий : Плотников, Сыромятников, Скорняков, Пономарёв,  Гончаров. Чей предок

- служил в церкви;

- выделывал кожу;

- шил тулупы;

- лепил горшки;

- рубил избы.  

Бочонки № 6-10:

Какое из имен латинского происхождения в точности соответствует по значению древнему русскому имени Малой?

А) Павел; б) Максим; в) Валерий; г) Константин; д) Виктор .

Бочонки №11-15:

В словаре Владимира Даля встречается ныне забытое слово колоземица. Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни:

А) циклон; б) космос; в) атмосфера; г) вьюга; д) катакомба.

Бочонки №16-20:

Назовите выражения, пришедшие из Библии:

А) Ноев ковчег;

Б) земля обетованная;

В) манна небесная;

Г) вавилонское столпотворение;

Д) сизифов труд.

Бочонки №21-25:

Нарицательные существительные женского рода в именительном падеже единственного числа  могут оканчиваться:

а) на гласные буквы а\я; б) на другие гласные (не а\я); в) на букву Ь; 4) на согласные буквы?

- Пока жюри  подводит итоги этапа «Один за всех и все за одного и второго гейма, проведем игру с болельщиками.

Игра с болельщиками

Болельщики могут принести команде, за которую болеют, дополнительные очки. За каждый верный ответ 1балл. Для болельщиков приготовлены блиц-вопросы. Отвечать нужно сразу, без подготовки.

Добавьте к предлагаемым существительным такие прилагательные, чтобы получился оксюморон: вода, мошенник, гром, мудрец, радость, дурак.

- Следующий этап игры – это блиц-турнир для игроков.  Балл получает та команда, которая первой даст верный ответ на вопрос.

1. Кто, согласно легенде, изобрел способ наглухо закупоривать стеклянную трубку:

А) Амон; б) Бахус; в) Варфоломей; г) Гермес; д) Давид.

2.  Какое из этих слов ни в одном значении не имеет отношения к кулинарии?

А) начинить; б) подсластить; в) поперчить; г) сдобрить; д) умаслить.

3.  Это может расшататься, а может и упасть, бывает учебным, а бывает и железным. Что это?

А) нервы; б) здоровье; в) дверь; г) дисциплина; д) подготовка.

4. Библиотека, магазин, поезд, театр.  Кто лишний:

А) болельщик; б) зритель; в) пассажир;

Г) покупатель; Д) читатель?

5. Денежной единицей Древней Руси были гривна. По-древнерусски, считая деньги, можно было сказать, например, так: пол пяты гривны. Какое количество денег обозначалось таким способом?

А) одна десятая гривны; б) четыре с половиной гривны;  в) две с половиной гривны; г) пять с половиной гривен; д) две пятых гривны.

6. То, что делается просто, иногда сравнивают с одним старинным русским блюдом. А как следовало готовить это блюдо?

а) печь; б) тушить; в) жарить; г) парить; д) коптить.

- Молодцы. Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны садятся за отдельные столы и по команде начинают выполнять задание. За каждый верный ответ капитан зарабатывает для своей команды 1 балл. Время на обдумывание – минута.

Итак, задание: заполните таблицу недостающими названиями частей человеческого тела.

Капитану 1-ой команды

Капитану 2-ой команды

лоб

туловище

ланита

длань

глаз

палец

рот

правая рука

выя

грудь

 

Пока капитаны работают, жюри подводит итоги, а для болельщиков и игроков полезная передышка. Послушайте:

Самый знаменитый словарь, в котором собрано большое количество диалектизмов - это словарь Даля. Замечательный ученый Владимир Иванович Даль работал над своим словарем более полувека. Он ездил по разным местностям. Разговаривал с людьми и записывал многие слова, попадавшиеся ему в таких разговорах, - оттого и называется его словарь словарем «Живого великорусского языка». Рассказывали, будто Даль так хорошо изучил народные говоры, что мог определить по нескольким словам, произнесенным кем-нибудь, откуда, из какой местности этот человек. Вот какая история приключилась однажды с Владимиром Ивановичем. Он был приглашен на званый обед в загородный дом. Приехав на дачу рано, застал хозяев в суете и хлопотах. Дело было летом. Чтобы не мешать хозяевам, он вышел в палисадник, а тут за решетчатым забором собралось несколько нищих и сборщиков на церковное строение. Впереди всех стоял белокурый, чистотелый монах с книжкою в черном чехле с нашитым желтым крестом. Даль обратился к нему:

- Какого, батюшка, монастыря?

- Вологжанин я, родненький, - отвечал монах.

 - Да вы давно в  том краю? - спросил Даль.

- Давно, я все там.

- Да откуда  же вы родом?

- Я тамодний.

Даль поглядел на монаха с улыбкой и спросил:

- А не ярославские вы, батюшка?

Монах побагровел, потом побледнел, переглянулся с товарищем и отвечал:

- Не, родимый...

 - О, да еще ростовский! - произнес Даль, засмеявшись. В этом «не, родимый» Даль узнал коренного ростовца.

Монах повалился в ноги к Владимиру Ивановичу.

-- Не погубите!

Оказалось, что под монашеской рясой скрывался ростовский продавец, укравший выручку и сбежавший.

Язык выдал его Далю с головой.

Пусть же ваш язык выдает вас как грамотных, культурных, честных, добрых людей.

Жюри подводит итоги.  В это время команды пишут мини-сочинение-отзыв о проведенном лингвистическом состязании (из 4-5предложений)  и зачитывают его после объявления жюри результатов игры.

Награждение команд и отличившихся игроков.

Заключительное слово:

- Наша игра называется «От игры к знаниям». Уверена, что вы не только получили удовольствие от игры, но и пополнили свои знания о родном языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 8-ых классов, проведённое учителем русского языка и литературы Погорелой Е.В. в рамках предметной недели

знакомство учащихся с этикетными формулами русского речевого этикета;            обучение применению этикетных формул в разных этик...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

План-конспект занятия по русскому языку (6, 7 класс) на тему: Внеклассное мероприятие КВН русский язык "Страна русского языка" 6 - 7 классов

Сценарий поможет заинтересовать прекрасным  миром русского языка обучающихся основной школы (для 6 - 7 -х классов). Помогает развить командный дух, навыки творчества, мышления....

Внеклассное мероприятие по русскому языку Игра «Знатоки русского языка» (для учащихся 8-9 класса) в рамках «Недели русского языка и литературы»

               ·        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка;·...