Антонимы. Словарь Антонимов
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Мальгинова Татьяна Юрьевна

Задачи:

  1. Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;
  2. Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;
  3. Анализируя примеры, учащиеся сделают выводы о роли антонимов как средстве выразительности.

Планируемые результаты:

 

 

Предметные:

-овладевая основными понятиями темы, учащиеся научаться опознавать антонимы, наблюдать за ролью антонимов в художественном тексте, использовать их в собственной речи;

Метапредметные:

- пользоваться словарем антонимов;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Личностные:

- осознавать роль антонимов в формировании и выражении и выражении мыслей и чувств

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.fgos_.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по ФГОС

разработан учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ№15 г. Королева

Мальгиновой Татьяной Юрьевной

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тип урока: получение новых знаний

Технологии : ИКТ, проблемная

Тема

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи

  1. Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;
  2. Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;
  3. Анализируя примеры, учащиеся сделают выводы о роли антонимов как средстве выразительности.

Планируемые результаты

Предметные:

-овладевая основными понятиями темы, учащиеся научаться опознавать антонимы, наблюдать за ролью антонимов в художественном тексте, использовать их в собственной речи;

Метапредметные:

- пользоваться словарем антонимов;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Личностные:

- осознавать роль антонимов в формировании и выражении и выражении мыслей и чувств;

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа.


Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1. Организационно-

мотивационный

  1. Готовятся к восприятию информации. Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним;
  2. Выполняют задание проблемно-поискового характера: Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста? Какие слова делают их противоположными по смыслу? Как называются эти слова?»

Слайд №1

Антон серьезно отнесся к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроках был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен и правильно сделал все задания, поэтому получил пять.

Антон легкомысленно отнесся к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо выучил правила, на уроках был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен и неправильно сделал все задания, поэтому получил два.

1.2. Учащиеся формулируют тему урока.

Выписывают пары антонимов из текста.

- смогут сформулировать интерес к учению;

- сделают вывод, работая над проблемно-поисковым вопросом.

- сумеют находить синонимы в тексте и использовать их при конструировании предложений.

- осмыслят учебно-познавательную задачу;

- смогут использовать логические и аналитические способности;

- смогут использовать конкретные правила для решения конкретных задач.

2 Информационно-

аналитический

  1. Информационно-аналитический этап

Слайд №2.

2.1. Задание: подобрать антонимы к прилагательным

  1. бледный луч, свежий хлеб, полный человек;
  2. бледный человек, свежий воротничок, полный чемодан.

Запись на доске:

1)бледный – яркий; свежий – черствый; полный – худой;

2) бледный -румяный; свежий- грязный, полный – пустой;

- Что вас удивило? Почему такое возможно?

Учащиеся анализируют, делают выводы, формулируют определение.

2.2. Учащиеся знакомятся с информацией в учебнике (стр. 56, упр. 100), пытаясь ответить на вопросы, поставленные учителем:

  1. Что такое антонимы?
  2. Почему в языке антонимов больше, чем синонимов?
  3. У каких слов антонимов может быть несколько антонимов?

Учащиеся могут оценивать и дополнять ответы одноклассников.

2.3. Первичное закрепление. Учащиеся выполняют упражнение:

Задание: найдите продолжение пословиц по антонимам. Выпишите антонимические пары.

Встречают по одежке…

Худой мир лучше…

Сытый…

Новых друзей наживай…

Лучше найдешь – забудешь…

Хуже найдешь – вспомнишь.

А старых не утрачивай.

А плод сладок.

А провожают по уму.

Голодного не разумеет.

Доброй ссоры

2.4. Учащиеся выполняют упражнение №108, требующее работу со словарем антонимов.

Школьники отрабатывают навыки работы со словарем.

- разрешение противоречия, возникшего в начале урока

- учащиеся закрепляют умения находить в тексте слова, противоположные по смыслу;

- учащиеся учатся извлекать информацию из словаря; владеть приемами отбора и систематизации материала;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение осуществлять сопоставительный анализ с последующим обобщением;

- умение анализировать учебную информацию.

3. Оценочно-рефлексивный

3. Оценочно-рефлексивный этап.

Схематично изобразите то, что вам известно об антонимах.

  1. Ученики продолжают предложения:

Сегодня на уроке я узнал, что антонимы….

В процессе работы у меня возникли трудности…

Я доволен своей работой на уроке, потому что…

3.3. Записывают домашнее задание в дневник.

Дома учащиеся пишут сочинение на тему: «Когда мое настроение бывает не грустным, а радостным…»

- сумеют оценить собственную учебную деятельность;

- обогатят свой словарный запас;

- осознают свои возможности в учении;

- научатся адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

- сумеют организовать активную мыслительную деятельность;

- приобретут умения использовать знания в практической деятельности.

- учатся выражать свои мысли, строить речевое высказывание;

-смогут анализировать собственную работу;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности антонимии и синонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Одним из направлений в работе по формированию лексики у детей с ОНР является развитие антонимии и синонимии.Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объема словаря...

Разработка открытого урока русского языка по теме "Антонимы"

Урок проведен в 11 классе специальной ( коррекционной) школы-интерната. На уроке использовалась интерактивная доска....

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Антонимы

Презентация урока очень красочная...

Словарь антонимов русского языка

СЛОВАРЬ АНТОНИМОВг. Новосибирск | 2010 г.Автор:Ушаков О.Д.Редакция: Мандрик Р.А. (master@yaxy.ru)...

Обогащение экспрессивного словаря словами - антонимами.

Фронтальное логопедическое занятие....