Имя прилагательное в словосочетании. Согласование.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мальгинова Татьяна Юрьевна

Тема урока: Имя прилагательное в словосочетании. Согласование (6 класс)

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

1.  Познавательные:

1)  повторить  сведения   об   изученных  понятиях:   составное   именное сказуемое,     разряды     прилагательных,     понятие     «непостоянные морфологические признаки»;

2)  познакомить    с    ролью    прилагательных    в    словосочетании;    с согласованием - одним из видов подчинительной связи;

2.  Практические:

1)  закрепить   знания   об   изученных   понятиях,   закрепить   умения находить   СИС,   выраженное   прилагательным;   умения   различать постоянные    и    непостоянные    признаки    имен    прилагательных; различать разряды прилагательных;

2)  Сформировать    умения    и    навыки    выделять    из    предложения словосочетания,    соответствующие    схеме    сущ.+прил.;    правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными. Педагогические     технологии:     дифференцированное     обучение, групповая технология, проблемно-поисковая;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_imya_prilagatelnoe_.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное в словосочетании. Согласование (6 класс)

Тип урока: объяснение нового материала

Цели урока:

1.  Познавательные:

1)  повторить  сведения   об   изученных  понятиях:   составное   именное сказуемое,     разряды     прилагательных,     понятие     «непостоянные морфологические признаки»;

2)  познакомить    с    ролью    прилагательных    в    словосочетании;    с согласованием - одним из видов подчинительной связи;

2.  Практические:

1)  закрепить   знания   об   изученных   понятиях,   закрепить   умения находить   СИС,   выраженное   прилагательным;   умения   различать постоянные    и    непостоянные    признаки    имен    прилагательных; различать разряды прилагательных;

2)  Сформировать    умения    и    навыки    выделять    из    предложения словосочетания,    соответствующие    схеме    сущ.+прил.;    правильно согласовывать имена прилагательные с именами существительными. Педагогические     технологии:     дифференцированное     обучение, групповая технология, проблемно-поисковая;

Оборудование: раздаточный материал, иллюстрации.

Ход урока.

Опрос. Проверка домашнего задания

Оргмомент. Запись на доске:

1.   Народное иску...тво р...ждается из обычаев, вкусов и верований народа.

2.   Богат   и   разно...бразен   народный промысел в Ро(с,сс)ии

Задание:      вставить      пропущенные буквы, расставить знаки препинания

Работа на карточках (3-4 ученика)

Фронтальный опрос:

-Что             называется             именем прилагательным?

-На     какие    две     группы    делятся морфологические признаки?

Назовите         постоянные         и непостоянные           морфологические

признаки имени прилагательного.

-Каким  членом   предложения   может быть имя прилагательное? Перепишите предложения в тетрадь. Подчеркните грамматические основы и нарисуйте схемы предложений.

Объяснение        нового        материала. Решение учебной проблемы

Подводящий к теме диалог:

Запись на доске:

Народное искусство              искусство

народно

-    Есть        ли        разница        между записанными на доске языковыми единицами?

-    Почему    первое    сочетание    слов называется словосочетанием?

-    Вспомните,        что        называется словосочетанием?

-    Найдите         словосочетание         в предложении                              №2, соответствующее схеме: прил.+сущ.

народный промысел

-    Найдите    главное    и    зависимое слове;

-    Определите               непостоянные признаки      существительного      и прилагательного.

-    Поставьте      существительное      в форму Р.п ед.ч. и в форму П.п. Народного промысла      о народном промысле

-    Что       происходит       с       формой зависимого  слова при  изменении главного слова?

Такая       связь       между       словами называется согласованием. 2.     Формулирование    темы     урока, запись названия темы в тетрадь

Запоминание

Чтение определения на стр. 205 Проговаривание определения

Развитие речевых и учебно-языковых умений

Распечатка, иллюстрация

1. Выполнение дифференцированных упражнений. Работа с текстом:

1 уровень

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Графически покажите синтаксическую связь.

(Филимоновский) игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново (Одоевский] района (Тульский) области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет (умелый]

мужчины в деревне Филимонрво изготовляли на (гончарный] кругах посуду, печные трубы, различную (домашний) утварь. Это было (серьезный) мужское дело, использовалась для этой цели (местный) глина, дающая после обжига светло (терракотовый) цвет.

Лепить игрушки считалось делом (легкий), занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали (нежирный), но (пластичный) глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. (Уникальный) по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь (красивый) по пластике, (выразительный) форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем (электрический) печи.

В XX веке появились (многофигурный) композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

2 уровень

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Графически покажите синтаксическую связь.

Рассмотрев иллюстрацию, вставьте подходящие          по          смыслу          имена

прилагательные

В (заречный) слободе Дымково, в (далекий) старину зародилась (дымковский) игрушка. Это один из самых известных (глиняный) промыслов России. (Искусный) мастера Дымковской слободы лепили (разный) игрушки: барынь, водоносок, нянек, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по (белый) глине (разноцветный) полосами и линиями, кольцами и точечками.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Например, водоноска. Интересно

расписано ее лицо. Под___________ линиями

бровей ________точки-глаза, под ними два

________ _________ круга - это румянец.

привлекает ________

_____головке. На белом

Внимание       также

кокошник  на ____

фоне______

юбки ярко сверкают полоски.

сей

Вот такие веселые игрушки издавна и по день    лепят    дымковские    мастера    и  мастерицы.

3 уровень:

-   Поставьте имена прилагательные в нужную     форму.     Графически     покажите синтаксическую связь.

-   Рассмотрев   иллюстрацию,   вставьте подходящие          по          смыслу          имена прилагательные

Вставьте пропущенные буквы, графически выделяя условия выбора орфограммы

Тульская (городской) игрушка - новый тип игрушки, который по..вился в (тульский) кра... во второй половине 19 века в виде (стройный), изящ...ных барынь. Это уже не столько игрушки, сколько (декоративный) стату...тки, вобравшие в себя черты город.. .ой культуры.

Фигурки отл...чаются своеобразной пластикой. Их туловища выт...нуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие ю...ки-колоколы. Эти пропорц...и пр...дают куклам изящество и ле... кость

Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися под зонтиками, встречается еще один персона... — кормилицы. Характер их одежды уже проще, ближе к народному костюму.

На них____________ко.. .ты и___________юбки

с _______передниками, на_____________ голове

—    повойники     и    ________косы     с_________

лентами, спускающиеся по спине ниже талии. В

руках кормилицы держат или__________барынь в

_____________  нарядах,   или   барчуков,   тоже   в

_____________костюмах.

Городской игрушечный промысел возник в бывшей (тульский) слободе Большие Гончары, где издревле жили (талантливы) мастерицы, и просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. (Уникальный) мастерство, казалось, кануло в Лету...

-Найдите в тексте фразеологизм, объясните его значение.

IV.      Подведение     итогов.     Домашнее задание

1. Рефлексия

Игра с сигнальными карточками:

- Покравился ли вам урок?

Красный- было интересно;

Зеленый- было скучно; -   Усвоил ли я новую информацию?

Да-      красный;      сомневаюсь

зеленый;

Нет - синий

Домашнее задание:

Написать сочинение-миниатюру:

1]   «Мне       очень       понравилась ______игрушка»

2)   «Филимоновская     барыня     и дымковская барышня»

 Приложение

1 уровень

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Графически покажите синтаксическую связь.

(Филимоновский) игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново (Одоевский) района (Тульский) области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет (умелый) мужчины в деревне Филимоново изготовляли на (гончарный) кругах посуду, печные трубы, различную (домашний) утварь. Это было (серьезный) мужское дело, использовалась для этой цели (местный) глина, дающая после обжига светло (терракотовый) цвет.

Лепить игрушки считалось делом (легкий), занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали (нежирный), но (пластичный) глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. (Уникальный) по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь (красивый) по пластике, (выразительный) форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем (электрический) печи.

В XX веке появились (многофигурный) композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

2 уровень

Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Графически покажите синтаксическую связь.

Рассмотрев иллюстрацию, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные

В (заречный) слободе Дымково, в (далекий) старину зародилась (дымковский) игрушка. Это один из самых известных (глиняный) промыслов России. (Искусный) мастера Дымковской слободы лепили (разный) игрушки: барынь, водоносок, нянек, коней, медведей, оленей, уточек и петухов. Почти все они - свистульки, празднично расписанные по (белый) глине (разноцветный) полосами и линиями, кольцами и точечками.

Роспись дымковской игрушки нарядна и декоративна. Например,

водоноска. Интересно расписано ее лицо. Под__________ линиями бровей

________точки-глаза, под ними два________ ________круга - это румянец.

Внимание также привлекает________кокошник на___________головке. На

белом фоне________юбки ярко сверкают_________,______,_______полоски.

Вот такие веселые игрушки издавна и по сей день лепят дымковские мастера и мастерицы.

3 уровень:

-  Поставьте имена прилагательные в нужную форму. Графически покажите синтаксическую связь.

-  Рассмотрев иллюстрацию, вставьте подходящие по смыслу имена прилагательные

-   Вставьте   пропущенные   буквы,   графически   выделяя   условия выбора орфограммы

Тульская (городской) игрушка - новый тип игрушки, который появился в (тульский) кра... во второй половине 19 века в виде (стройный), изящ...ных барынь. Это уже не столько игрушки, сколько (декоративный) стату...тки, вобравшие в себя черты город.. .ой культуры.

Фигурки отл...чаются своеобразной пластикой. Их туловища выт...нуты вверх. У них маленькие головки, широкие и высокие ю...ки-колоколы. Эти пропорц...и пр... дают куклам изящество иле... кость

Наряду с богатыми дамами, как бы прогуливающимися под зонтиками, встречается еще один персона... — кормилицы. Характер их одежды уже проще,

ближе к народному костюму. На них____________ко...ты и___________юбки с

_______передниками,  на______________ голове — повойники  и ________косы

с_________ лентами, спускающиеся по спине ниже талии. В руках кормилицы

держат или __________ барынь в _____________ нарядах, или барчуков, тоже в

_____________костюмах.

Городской игрушечный промысел возник в бывшей (тульский) слободе Большие Гончары, где издревле жили (талантливы) мастерицы, и просуществовал до революции. Затем игрушка была забыта. (Уникальный) мастерство, казалось, кануло в Лету...

-Найдите в тексте фразеологизм, объясните его значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Конспект урока для 8 класса по теме «Связь слов в словосочетании:        согласование, управление, примыкание» для базового уровня изучения русского языка....

Конспект урока русского языка 8 класс " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание"

Конспект урока " Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание".Урок изучения нового материала. Используется технология критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока "Словосочетание. Согласование" в 8 классе

Конспект урока с использованием карточек с сайта Учи.ру...

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание на примере стихотворений С.Есенина (посвящён 125-летию со дня рождения поэта)...

Презентация по теме "Словосочетание. Согласование в роде. Имя существительное + имя прилагательное"

Презентация по теме "Словосочетание. Согласование в роде. Имя существительное + имя прилагательное" содержит теоретический и практический тренировочный материал к уроку по данной теме....