Конспект урока "Словосочетание. Согласование" в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Любовь Николаевна Левина

Конспект урока с использованием карточек с сайта Учи.ру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovosochetanie_soglasovanie.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Типы связи слов в словосочетании.

Цели урока:  обобщать,систематизировать,развивать культуру устной, диалогической, письменной речи

Задачи урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
  • отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

Ход  урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого  урока.Удачи вам !

2. Орфоэпическая разминка(на доске написаны слова). 5 мин.

разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение.

-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов

3.Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы по вариантам с последующей взаимопроверкой (упражнение № 53).  5 минут.

4. Беседа по теме 12 мин.

 - Что такое синтаксис?

(Раздел науки,изучающий строение словосочетаний и предложений)

- Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?

(ССЧ входит  в состав предложения).

-Назовите состав ССЧ?

(ССЧ состоит из главного и зависимого слова)

-Какое слово называется главным?

(Слово,которое называет предмет,признак,действие и т.д)

-Какое слово называется зависимым?

(Слово поясняет,распространяет главное)

-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?

(Именные,глагольные,наречные)

-Какие сочетания слов не являются ССЧ?

(сочетания подлежащего и сказуемого ГО;однородные члены предложения;составные формы слов;фразеологизмы)

 - Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?

(согласование,управление,примыкание)

- Что такое согласование? Управление? Примыкание?

(Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).

-Сейчас вам нужно  начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.

На доске написано 3 ССЧ:окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.

Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.

Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит  о том, что все три ССЧ выражены  разными способами подчинительной связи слов.

- Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:

1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.

  1. Измените главное слово.
  2. Измените зависимое слово:

Если зависимое слово изменяется, то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ

Если зависимое слово не изменяется, то определить его часть речи:

Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ

Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ

5.Индивидуальная работа на Учи.ру

https://uchi.ru/teachers/hometasks/17441428

6. Коллективная работа 7 минут.

-. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).

1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.

Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере

- Итак,а остальные не являются ССЧ? Докажите.

2 задание:  Обратимся к тексту упражнения №53 ( 135) .СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики записывают самостоятельно в таблицу тетради , затем задание проверяется коллективно):

- Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?

Сообщение домашнего задания.   1 мин.    

Сделать проверочную работу на Учи.ру

https://uchi.ru/b2t/teacher/russian/works/personal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в классе эстрадного вокала с обучающейся 4 класса

Тема урока: "Работа с интонационной дикцией. Скэт - как способ развития голоса."...

Конспект занятия, 5 класс, по УМК Биболетова 5- 6 классы

Интересный урок "Animals in our life", с элементами игры. Урок носит обобщающий характер....

Конспект занятия «Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе».

Конспект разработан для 1-2 класса коррекционной школы для детей с ЗПР, по лексической теме "Защитники отечества"...

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока Класс Птицы.Общая характеристика класса....

Конспект урока ФГОС Класс птицы. Общая характеристика класса

Конспект урока разработан по учебнику Латюшин Биология 7 класс...

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс

Конспект урока 5 класс "Баскетбол", 7 класс...