Выступление на Московском Международном Форуме "Одаренные дети". 2012 г.
статья по русскому языку на тему
Выступление на Московском Международном Форуме "Одаренные дети". 2012 г. Тема доклада: "Проектно-исследовательская работа как одна из форм работы с одаренными детьми".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennye_deti._forum_statya._tunieva.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
Туниева Маргарита Аветисовна
ГБОУ СОШ № 1908 г. Москвы
В последнее время много говорится о необходимости четкого определения основных направлений развития общего образования в России. Современное общество предъявляет системе образования определенные требования, которые касаются различных аспектов жизни: и социально-экономических, и нравственных, и духовных.
В связи с этим разрабатываются различные программы, законы, в основе которых одним из главных направлений является развитие системы поддержки одаренных, талантливых детей.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется своими яркими, выдающимися способностями в различных областях знаний, в каком-то виде деятельности. Задачей учителя становится умение выявить таких детей. Этому способствуют различные диагностики, дифференцированные задания. Немаловажной задачей является организация разнообразных умений ученика во внеурочной и урочной деятельности. Школа должна создать все условия для оптимального развития ребенка, всячески его поддерживать, способствовать дальнейшему развитию его таланта.
К сегодняшним выпускникам выдвигается требование не только владеть определенным багажом знаний, но и способность самостоятельно ставить и достигать определенные цели. Школа должна научить ученика искать пути для достижения поставленной цели, прогнозировать и предупреждать возможные ошибки в процессе своей деятельности. Выпускник школы должен владеть умением реагировать на различные жизненные ситуации, реагировать на изменения в окружающем мире, используя полученные в процессе обучения знания и опыт.
Для выявления и поддержки одаренных детей способствует приобщение учащихся к проектно-исследовательской работе в различных областях знаний. Данный тип работы помогает совершенствовать индивидуальные способности ученика, формировать у него прочные знания и умения. В процессе проектной деятельности ученик учится общаться. Это способствует развитию межличностных и социальных отношений.
Исследовательская работа возможна как в коллективе, так и индивидуально. Ею можно заниматься как на уроке, так и во внеурочное время.
Во время урока возможны мини-исследования. При этом надо учитывать, что главное для успешного исследования является умение четко сформулировать задачи (поиск информации по теме исследования, анализ, выбор пути исследования и т.д.). Как правило, ученики с удовольствием включаются в такую работу, становясь ненадолго учеными. Такие мини-проекты мотивируют учащихся, развивают интерес к предмету, развивают умение планировать, прогнозировать, корректировать, а также способствуют развитию познавательных учебных действий. Предполагается, что в дальнейшем учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблемы, определять способы их решения. Для укрепления интереса к мини-проектам можно использовать и такой прием: ученики получают не всю информацию (в тайне остаются, например, какие- то исключения из правил). Учащиеся должны их обнаружить при сопоставлении своих результатов с теоретическими сведениями учебника, что будет в свою очередь способствовать умению не только анализировать, сопоставлять, но и развивать навыки поиска и отбора необходимой информации. Через мини-проекты есть возможность выйти на более широкие темы.
Индивидуальная внеурочная исследовательская деятельность допускает и творческую группу (4-5 человек). При этом создаются следующие группы:
1. техническая,
2. информационная,
3. творческая.
Техническая группа занимается набором текстов на компьютере, сканированием, пересылкой материалов по e-mail.
Информационная группа занимается поиском и представлением необходимой информации.
Участники творческой группы оформляют материал в нужной форме. Работу дети собирают в электронный альбом, который используют на уроках. Работа проходит поэтапно. Многие ученые выделяют следующие этапы.
1. Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта.
2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирования деятельности по реализации проекта (формирование групп, поэтапное планирование работы).
3. Сбор и информации, оформление проектной папки
4. Изготовление и оформление продукта.
5. Выбор формы презентации и подготовка презентации.
6. Презентация.
7. Рефлексия.
Важно четко определить сроки выполнения любого проекта.
Опыт показывает, что такой тип работы с одаренными, талантливыми детьми очень эффективен, вызывает много положительных эмоций у ребят, способствует развитию их творческого потенциала. У учеников появляется возможность защищать свой проект не только в рамках родной школы, но и принимать участие в различных конкурсах как окружного, регионального, так и всероссийского масштаба. А это значит, что нужно выступать перед незнакомой аудиторией, преодолевать психологический барьер, уметь привлечь внимание к своей работе, заинтересовать, справиться с волнением. Но все это оправдывается конечным результатом, ведь любое открытие – всегда радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)
Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....
Сценарий "Торжественное приветствие в адрес Московского Международного Форума "Одаренные дети"
Талантливые дети из Бутурлиновского района Воронежской области участвуют в Московском Международном Форуме «Одарённые дети» уже 6 лет, показывая достаточно высокие результаты ...
Победа в отборочном туре XXI Московского Международного форума «Одарённые дети»
Победа в отборочном туре XXI Московского Международного форума «Одарённые дети» 27 февраля в МГПИ им.М.Е. Евсевьева состоялось торжественное открытие отборочного тура XXI Москов...
Электронная газета выпуск №4 Творческие работы участников республиканского этапа XXII Московского международного форума «Одаренные дети»
Талантливый ребенок. Каждый ребенок талантлив. Как часто мы слышим эти слова. Но как много значат эти слова. Значат для ребенка, для его родителей, для педагогов. Как много ...
Московский Международный Форум «Одарённые дети - будущее планеты" на мордовской земле.
Измениться не может никто,Но стать лучше может каждый. ...
20 Юбилейный Московский Международный форум «Одаренные дети» Художник Макушкин Н.С.
20 Юбилейный Московский Международный форум «Одаренные дети» Художник Макушкин...