Части речи в таблицах. ОЧЕНЬ УДОБНО!
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Чех Мария Игоревна

Из таких таблиц состоит учебное портфолио моих учеников. Очень удобно, если нужно повторить какую-нибудь тему, не рыться в учебнике, а открыть удобную папку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glagol.docx29.11 КБ
Файл mestoimenie.docx17.93 КБ
Файл sushchestvitelnoe.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Глагол

(Обозначает действие предмета, явление, состояние.)

Постоянные морфологические признаки глагола

Спряжение

1 спряжение                                             2 спряжение

(НЕ на ИТЬ +                                          (на ИТЬ + 11                           брить, стелить                                         исключений:

зиждиться)                Гнать, держать, дышать, слышать.

                                          Смотреть, видеть, ненавидеть,

                                                терпеть, зависеть, обидеть,

                                                          вертеть.

                  Возвратность (есть –СЬ, -СЯ)

Вид

Совершенный                                  Несовершенный

(Что Сделать?)                                 (Что делать?)

                              Переходность

Переходный                                        Непереходный

( глагол+Кого? Что?)                 (невозможно поставить

                                                        Вопрос     Кого? Что?)   

Непостоянные морфологические признаки глагола

Наклонение

Изъявительное

Повелительное

Условное

Изменяется по временам


    Образуется с помощью      суффикса И. Изменяется по     числам (рубИ  ,  рубИ те )


        глагол + БЫ  (сделал бы)

Настоящее

Только у глаголов НСВ

(прыгаю, поднимаю, мечтаю)


Будущее

Простое у глаголав СВ

Составное у глаголов НСВ

(Полечу, буду летать, обниму, буду обнимать)


Прошедшее

Образуется с помощью суффикса Л или без суффикса

летаЛа, готовиЛа , складываЛ

Изменяются по ЛИЦАМ  и числам

(я лечу, ты летишь, он летит, мы летим, вы летите, они летят)


Изменяются по числам и РОДАМ

Порядок морфологического разбора

прилагательного

Часть речи, значение.

  1. Начальная форма (что делать? Что сделать?)
  2. Пост. призн.: спряжение, вид, переходность, возвратность.

Непост.призн:  число, род (прош.вр.), лицо (наст., буд.время)

  1. Синтаксическая роль.

Ошибкоопасные формы.

  1. Образование личных форм:

Ошибочно!!!

Правильно

попробоваем,

полоскаю,

 махаю,

 хочут

попробуем,

полощу,

машу,

хотят

  1. Образование возвратных форм:

Ошибочно!!!

Правильно

встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся

встретились, хотелось, поздоровалась

(после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом - грубая ошибка!!!).

3. Образование форм повелительного наклонения:

Ошибочно!!!

Правильно

ехай, едь, поехай, поедь, махай, разъехайтесь, высыпь, поклади, положь, покупи,  ляжь

поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, высыпи, положи, купи, ляг.

4. Образование формы 1 лица от глаголов, этих форм не имеющих

Ошибочно!!!

Правильно

победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.

не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч. 

4. Склонение глагола ВЫЗДОРОВЕТЬ.

Ошибочно!!!

Правильно

Выздоровлю,      выздоровим выздоровишь,    выздоровите, выздоровит,        выздоровят.

Выздоровею,         выздоровеем, выздоровеешь,     выздоровеете, выздоровеет,         выздоровеют

 



Предварительный просмотр:

Местоимение

                                                           предмет  (он, некто)  

Значение   указывает на             признак (мой, этот)

                                                           Количество (столько, несколько)

Разряды местоимений и их морфологические признаки

1.Личные местоимения

 (изменяются по падежам и числам, местоимение ОН – по родам)

1л. –Я(меня, мной, обо мне)            1л. –МЫ(нас, нам, нами,)

2л. – Ты (тебя, тебе, тобой)               2л. –ВЫ(вас, вам, вами)

3л. -  Он, ОНА,ОНО (ему,                   3л. –ОНИ(их, им, ими, о них)

его, о нём, её, ей, о ней)


2.Возвратное

СЕБЯ – не имеет им. падежа.

(собой, себе, о себе)

3.Вопросительные

Кто хорошо учится?

Что вы купили?

Какой костюм красивее?

Чей это велосипед?

Сколько он стоит?

Который час?

Каков будет ваш ответ?

4.Относительные

(Служат для связи двух предложений в составе сложного)

В лагерь поедет тот, кто хорошо учится.

Я не знаю, что вы купили.

Трудно определить, какой костюм красивее.

Непонятно, чей это велосипед.

Скажите, сколько он стоит.

Посмотрите, который час.

5.Притяжательные

Мой, твой, наш, ваш, свой

(изменяются по родам, числам,                 падежам)

             Его, её, их

       Не изменяются!!!

6.Неопределённые

(относительные+-то,-либо, -нибудь, кое-, не)

Кто-то, кое-кто, что-либо,     по

что-нибудь что-то, кое-что, падежам

сколько-то, сколько-нибудь

некто, нечто – не изменяются,

 какой-то, кое-какой,    по родам,

какой-либо, кое-чей,     числам и 

чей-либо,                          падежам

7.Отрицательные

(относительные+ не, ни)

Никто, ничто, нисколько – изменяются по падежам.

Некого         не  имеют

Нечего        Им. падежа

Никакой,   изменяются по

ничей,       родам, числам

                          падежам

8.Указательные

Тот, этот, такой – изм-ся по падежам, родам и числам

Таков – не изм-ся по падежам.

Столько – по падежам

9.Определительные

Весь, всякий, каждый, сам, самый, иной, любой, другой

(Изменяются по родам, числам, падежам.)

Морфологический разбор местоименя

Часть речи

1.Начальная форма (им.п, ед.ч)

2. Пост.призн – разряд,

Непост. призн. – падеж, род (если есть), число (если есть)

3. Синтаксическая роль.



Предварительный просмотр:

Имя существительное

                                        Предмет : часы, книга, кот

Значение

                                          Явление: снег, бег, вьюга

Вопрос: кто? Почтальон Печкин   что? Деревня Простоквашино

Морфологические признаки

Постоянные

Нарицательные:                                                    Собственные –

Общие названия однородных предметов:       название отдельных предметов,

деревня, собака, журнал, мальчик                      лиц: Простоквашино, Шарик, «Мурзилка», Фёдор.

Одушевлённые (кто?)                                              Неодушевлённые  (что?) 

 Во мн.ч совпадают Р.п и В.п                                  Во мн.ч. совпадают В.п. и Им.п.

Вижу (кого? Что?) мальчиков                                 Вижу (кого? Что?) автомобили

Нет (кого? Чего?) мальчиков                                   Едут (кто? Что?) автомобили

Род

Мужской (он)

Женский (она)

Средний(оно)

общий

Хвост, дом, дядя,

Мартышка, бабушка, пуговица

Солнце, дерево, зеркало, море.

Забияка, трудяга, врач,

Склонение

1 скл

2скл

3скл

разносклоняемые

несклоняемые

Ж.р и М.р

на –а,-я

Ср.р и М.р.

на –о,-е,-

Ж.р.

    -       Ь на конце

Все на МЯ, путь

Шоссе, какаду, кофе, пюре

Непостоянные

Падеж:

И.п(кто?что?)

Р.п(кого?чего?)

Д.п(кому?чему?)

В.п.(кого?что?)

Тв.п(кем?чем?)

П.п(о ком? о чем?)

Число

Единственное       Множественное

Только

Единственное       Множественное

                       (молоко, дружба,    (каникулы, джинсы, чернила,

                    Москва, молодёжь)     Альпы, сани, ножницы)

Разбор имени существительного

1.Часть речи.

2.Начальная форма (И.п.,ед.ч)

3. Постоянные признаки:собств./нариц., одуш./неодуш.,род, склонение. Непост.: падеж(задать вопрос от слова к слову), число.

4.Определить синт.роль (подлежащее, сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство)

«Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова, и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». В.Г.Ветвицкий.

Запомни!

Образование мн.ч.: 

инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры; 
возрасты, выборы, порты, кремы, торты; 
директора, инспектора, профессора, повара, сторожа; 
округа, ордера, катера, отпуска.         

Образование форм Р.п. мн.ч.:

помидоров, апельсинов, мандаринов, гольфов, носков;
пара полотенец,  чулок, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, гольфов, валенок, яблок;
отряд солдат, гусар, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, раздумий. 

Употребление существительных разного рода: 

хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду; 
стремительная гну (антилопа), страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый (город)Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая (река) Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто. 

Употребление несклоняемых имён собственных:

Не изменяются:

На-ых, -их (Долгих),

На е, и, о, у, ы, э, ю (Пилипенко, Дюма)

Женские на согласный (Чех, Войнич)

Изменяются

Мужские на согласный (Чеху Максиму, Войничу Ивану)

издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

Роль существительнго в речи

-С. играет важную роль в речи, потому что именно оно называет предметы, которые нас окружают, лиц, явления. Без них невозможно создать полноценный текст. Именно на существительных чаще всего держится смысл текста;

-С. часто входит в грамматическую основу предложения и является подлежащим или сказуемым, а именно в грамматической основе заключён главный смысл предложения.

-С.можно назвать дирижёром грамматического оркестра, так как оно управляет формой слов: прилагательные, например, согласуются с ним в роде, числе и падеже. Сказуемое тоже «подстраивается под подлежащее, выраженное существительным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Части речи (таблицы)

Удобные в использовании таблицы, содержащие материал обо всех частях речи русского языка...

Обобщающие таблицы по частям речи

Обобщающие таблицы по частям речи и таблицы по орфографии....

Таблица "Не с различными частями речи"

Таблица "Не с различными частями речи"...

Таблицы-памятки в словарик по темам "Части речи", "Члены предложения"

Таблицы-памятки в словарик по темам "Части речи", "Члены предложения"...

Геохронологическая таблица в удобном формате для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ

Учащимся трудно запомнить эры и периоды, а также соотносить складчатости с формами рельефа. Таблица выполнена в удобной форме: определяется состав геологических эпох и время горообразований. Цвет помо...

Таблица "Части речи в русском языке"

Таблица включает в себя сведения о всех частях речи русского языка....

Обобщающие таблицы по теме "Части речи"

Данные таблицы представляют собой обобщенный материал по частям речи. Вся необходимая информация представлена на двух страницах:  на первой странице представлен материал о самостоятельных частях ...